Найти тему
Фантастикафон

Прочитать бы! №39

Оглавление

1. Капитан Ульдемир. Властелин. Владимир Михайлов

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Азбука
СЕРИЯ: Фантастика и фэнтези. Большие книги
ЖАНР: Научная фантастика

Классик отечественной фантастики Владимир Михайлов в литературе начинал как поэт. А от поэзии до фантастики один шаг — примеров тому достаточно. Первый его фантастический опыт, повесть «Особая необходимость», пришелся на удачное время. Полет Гагарина, «Ну, поехали!», приближение космоса к человеку, восторженные толпы на улицах… Фантастика в одночасье из вчерашней литературной Золушки превратилась в сказочную Жар-птицу, а фантасты из тесных рамок «литературы второго сорта» вышли на широкую магистраль. Целая плеяда замечательных мастеров от Ефремова и братьев Стругацких до Гансовского, Савченко, Гуревича, Ларионовой, Булычева (продолжать можно долго) обогатила фантастический жанр. И одной из самых заметных в этом созвездии была звезда по имени Владимир Михайлов. Цикл о капитане Ульдемире принадлежит к лучшим произведениям писателя. В первой книге цикла, «Сторож брату моему», автор ставит перед героями (и читателями) проблему выбора. Вспышку Сверхновой, которая угрожает Земле тотальной гибелью человечества, вполне возможно свести на нет, погасив взрывную волну развитыми технологиями будущего. Но в окрестностях звезды есть планета Даль, населенная выходцами с Земли. Шансы на удачную эвакуацию ее населения предельно малы, и в случае неудачной попытки сгорят в пламени и Земля, и Даль. Землянам предстоит сделать тяжелый выбор: бросить братьев по крови на произвол судьбы, чтобы сохранить Землю, или все же рискнуть, поставив под угрозу родную планету. И если выбрать второе, кто же пойдет на столь беспримерный риск? Выбор пал на людей из прошлого — капитана Ульдемира и экипаж его звездного корабля… «Тогда придите, и рассудим» — прямое продолжение «Сторожа». На этот раз перед капитаном Ульдемиром стоит задача остановить безумцев, живущих на соседних планетах, не дать им уничтожить друг друга в ядерном огне. В основе сюжета «Властелина», продолжающего цикл о капитане Ульдемире, тоже война. Но эта война совершенно не похожа на те, что издревле ведут разумные и неразумные обитатели Вселенной. Притязания властителя планеты Ассарт распространяются не на сопредельные территории. Ему нужна чужая история, чтобы перекраивать ее по своему разумению, сделавшись властелином времени.
Классик отечественной фантастики Владимир Михайлов в литературе начинал как поэт. А от поэзии до фантастики один шаг — примеров тому достаточно. Первый его фантастический опыт, повесть «Особая необходимость», пришелся на удачное время. Полет Гагарина, «Ну, поехали!», приближение космоса к человеку, восторженные толпы на улицах… Фантастика в одночасье из вчерашней литературной Золушки превратилась в сказочную Жар-птицу, а фантасты из тесных рамок «литературы второго сорта» вышли на широкую магистраль. Целая плеяда замечательных мастеров от Ефремова и братьев Стругацких до Гансовского, Савченко, Гуревича, Ларионовой, Булычева (продолжать можно долго) обогатила фантастический жанр. И одной из самых заметных в этом созвездии была звезда по имени Владимир Михайлов. Цикл о капитане Ульдемире принадлежит к лучшим произведениям писателя. В первой книге цикла, «Сторож брату моему», автор ставит перед героями (и читателями) проблему выбора. Вспышку Сверхновой, которая угрожает Земле тотальной гибелью человечества, вполне возможно свести на нет, погасив взрывную волну развитыми технологиями будущего. Но в окрестностях звезды есть планета Даль, населенная выходцами с Земли. Шансы на удачную эвакуацию ее населения предельно малы, и в случае неудачной попытки сгорят в пламени и Земля, и Даль. Землянам предстоит сделать тяжелый выбор: бросить братьев по крови на произвол судьбы, чтобы сохранить Землю, или все же рискнуть, поставив под угрозу родную планету. И если выбрать второе, кто же пойдет на столь беспримерный риск? Выбор пал на людей из прошлого — капитана Ульдемира и экипаж его звездного корабля… «Тогда придите, и рассудим» — прямое продолжение «Сторожа». На этот раз перед капитаном Ульдемиром стоит задача остановить безумцев, живущих на соседних планетах, не дать им уничтожить друг друга в ядерном огне. В основе сюжета «Властелина», продолжающего цикл о капитане Ульдемире, тоже война. Но эта война совершенно не похожа на те, что издревле ведут разумные и неразумные обитатели Вселенной. Притязания властителя планеты Ассарт распространяются не на сопредельные территории. Ему нужна чужая история, чтобы перекраивать ее по своему разумению, сделавшись властелином времени.

Оценки на 10.01.2024
LiveLib: 4,1/5
Читай-город: 4,67/5

2. Адский дом. Ричард Матесон

ИЗДАТЕЛЬСТВО: АСТ, Азбука
СЕРИЯ: The Big Book (мягкая обл)
ЖАНР: Ужасы, Мистика

Умирающий миллионер Дойч, озабоченный вопросом «Возможна ли жизнь после смерти?», нанимает группу ученых, специалистов по паранормальным явлениям, чтобы те исследовали такую возможность. Сроку на все неделя. Место проведения исследований — так называемый Адский дом, здание, знаменитое тем, что здесь в конце двадцатых годов нашли массу трупов гостей, приглашенных сюда хозяином, а тело владельца дома, маньяка и некроманта Эмерика Беласко, так и не обнаружили. С тех пор, по мнению многих, в доме обитают привидения…
Умирающий миллионер Дойч, озабоченный вопросом «Возможна ли жизнь после смерти?», нанимает группу ученых, специалистов по паранормальным явлениям, чтобы те исследовали такую возможность. Сроку на все неделя. Место проведения исследований — так называемый Адский дом, здание, знаменитое тем, что здесь в конце двадцатых годов нашли массу трупов гостей, приглашенных сюда хозяином, а тело владельца дома, маньяка и некроманта Эмерика Беласко, так и не обнаружили. С тех пор, по мнению многих, в доме обитают привидения…

Оценки на 11.01.2024
LiveLib: 3,4/5
Лаборатория фантастики: 7,11/10
Литрес: 4,3/5
Читай-город: 3,84/5
Лабиринт: 8,60/10

3. Непобедимый. Станислав Лем

ИЗДАТЕЛЬСТВО: АСТ, Neoclassic
СЕРИЯ: Эксклюзивная классика
ЖАНР: Научная фантастика, Космическая фантастика

Космический крейсер "Непобедимый", технически совершенный корабль, приземляется на планете Регис III. Задача его экипажа – разобраться в причинах исчезновения предыдущей земной экспедиции, высадившейся год назад на этой странной земле, где жизнь так и не выбралась из океана, а суша представляет собой безмолвную пустыню… Станислав Лем, вошедший в историю фантастики благодаря удивительно правдоподобным изображениям контактов человечества с иными цивилизациями, в очередной раз предлагает нам сюжет, в котором психологически точные наблюдения соседствуют с философскими проблемами. Имеет ли право командир рисковать своими подчиненными? Сопоставима ли цена победы с ценой человеческой жизни?
Космический крейсер "Непобедимый", технически совершенный корабль, приземляется на планете Регис III. Задача его экипажа – разобраться в причинах исчезновения предыдущей земной экспедиции, высадившейся год назад на этой странной земле, где жизнь так и не выбралась из океана, а суша представляет собой безмолвную пустыню… Станислав Лем, вошедший в историю фантастики благодаря удивительно правдоподобным изображениям контактов человечества с иными цивилизациями, в очередной раз предлагает нам сюжет, в котором психологически точные наблюдения соседствуют с философскими проблемами. Имеет ли право командир рисковать своими подчиненными? Сопоставима ли цена победы с ценой человеческой жизни?

Оценки на 11.01.2024
LiveLib: 4,3/5
Лаборатория фантастики: 8,60/10
Литрес: 4,7/5
Читай-город: 4,18/5
Лабиринт: 9,16/10

4. Оно. Тень прошлого. Стивен Кинг

ИЗДАТЕЛЬСТВО: АСТ, Neoclassic
СЕРИЯ: Король на все времена(м)
ЖАНР: Ужасы, Мистика

В маленьком провинциальном городке Дерри много лет назад семерым подросткам пришлось столкнуться с кромешным ужасом — живым воплощением ада. Прошли годы... Подростки повзрослели, и ничто, казалось, не предвещало новой беды. Но кошмар прошлого вернулся, неведомая сила повлекла семерых друзей назад, в новую битву со Злом. Ибо в Дерри опять льется кровь и бесследно исчезают люди. Ибо вернулось порождение ночного кошмара, настолько невероятное, что даже не имеет имени...
В маленьком провинциальном городке Дерри много лет назад семерым подросткам пришлось столкнуться с кромешным ужасом — живым воплощением ада. Прошли годы... Подростки повзрослели, и ничто, казалось, не предвещало новой беды. Но кошмар прошлого вернулся, неведомая сила повлекла семерых друзей назад, в новую битву со Злом. Ибо в Дерри опять льется кровь и бесследно исчезают люди. Ибо вернулось порождение ночного кошмара, настолько невероятное, что даже не имеет имени...

Оценки на 11.01.2024
LiveLib: 4,5/5
Лаборатория фантастики: 8,50/10
Читай-город: 4,23/5
Лабиринт: 9,25/10

5. Туманность Андромеды. Сердце Змеи. Иван Ефремов

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Азбука
СЕРИЯ: Азбука-фантастика (мягк. обл.)
ЖАНР: Научная фантастика

«Туманность Андромеды» для отечественной фантастики событие знаковое. В фантастике современников Ивана Ефремова космос, за редким исключением, был не более чем декорацией, на фоне которой герои перемещались с места на место, сражались с инопланетной флорой и фауной, иногда гибли, но в основном побеждали. Главный упор делался на приключения героев, главной задачей было развлечь читателя. Особой пищи уму и сердцу такая фантастика не давала, хотя была по-своему интересна, занимательна, полезна хотя бы тем, что пробуждала воображение у юных читателей. Роман Ефремова был книгой-прорывом. Такого в современной Ефремову литературе, и не только в фантастической, еще не было. Его герои жили не одним лишь текущим днем, а днями будущими, определяющими судьбу как земного человечества, так и всех мыслящих народов Вселенной. Уровень мысли автора был не менее мощным, чем пространственный масштаб замысла. Великое Кольцо — вселенское братство цивилизаций. Идея связи разумных обитателей космоса, обмен знаниями без какого-либо завистливого соперничества, концепция «научного гуманизма», которую создатель «Туманности Андромеды» проповедовал и в своих сочинениях, и в реальной жизни. Книга вышла беспримерным даже для того времени (конец 1950-х годов) тиражом — несколько миллионов экземпляров, включая первую публикацию в журнале... «Техника — молодежи», и была переведена на все основные языки мира, в том числе турецкий и эсперанто. Борис Стругацкий, ученик Ефремова, о своем учителе сказал так: «Это был воистину матерый человечище — великий эрудит, блистательный рассказчик и бесстрашный боец». Книгу дополняет повесть «Сердце Змеи», которая также входит в цикл о мире будущего, мире Великого Кольца.
«Туманность Андромеды» для отечественной фантастики событие знаковое. В фантастике современников Ивана Ефремова космос, за редким исключением, был не более чем декорацией, на фоне которой герои перемещались с места на место, сражались с инопланетной флорой и фауной, иногда гибли, но в основном побеждали. Главный упор делался на приключения героев, главной задачей было развлечь читателя. Особой пищи уму и сердцу такая фантастика не давала, хотя была по-своему интересна, занимательна, полезна хотя бы тем, что пробуждала воображение у юных читателей. Роман Ефремова был книгой-прорывом. Такого в современной Ефремову литературе, и не только в фантастической, еще не было. Его герои жили не одним лишь текущим днем, а днями будущими, определяющими судьбу как земного человечества, так и всех мыслящих народов Вселенной. Уровень мысли автора был не менее мощным, чем пространственный масштаб замысла. Великое Кольцо — вселенское братство цивилизаций. Идея связи разумных обитателей космоса, обмен знаниями без какого-либо завистливого соперничества, концепция «научного гуманизма», которую создатель «Туманности Андромеды» проповедовал и в своих сочинениях, и в реальной жизни. Книга вышла беспримерным даже для того времени (конец 1950-х годов) тиражом — несколько миллионов экземпляров, включая первую публикацию в журнале... «Техника — молодежи», и была переведена на все основные языки мира, в том числе турецкий и эсперанто. Борис Стругацкий, ученик Ефремова, о своем учителе сказал так: «Это был воистину матерый человечище — великий эрудит, блистательный рассказчик и бесстрашный боец». Книгу дополняет повесть «Сердце Змеи», которая также входит в цикл о мире будущего, мире Великого Кольца.

6. Дитя Дракулы. Джонатан Барнс

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Азбука
СЕРИЯ: The Big Book (мягкая обл)
ЖАНР: Городское фэнтези, Готика, Ужасы

Больше десяти лет назад Джонатан и Мина Харкер победили в Трансильвании графа Дракулу и вернулись в Англию, чтобы зажить нормальной жизнью. Но в мире кровавой вражды и предрассудков даже у мертвых врагов долгая память. Встреча старых друзей оборачивается внезапной трагедией, бесстрашный натуралист привозит с континента в Англию летучую мышь новой породы, двое случайно встретившихся в восточноевропейской глубинке английских джентльменов будто бы ненароком пробуждают древнее зло — и вот уже тьма наползает на британский архипелаг. А в странном недомогании молодой невесты лорда Годалминга Мина Харкер видит что-то пугающе знакомое... «Шедевр современной готики. История настолько увлекательная, будто ее написал сам Брэм Стокер» (Risingshadow).
Больше десяти лет назад Джонатан и Мина Харкер победили в Трансильвании графа Дракулу и вернулись в Англию, чтобы зажить нормальной жизнью. Но в мире кровавой вражды и предрассудков даже у мертвых врагов долгая память. Встреча старых друзей оборачивается внезапной трагедией, бесстрашный натуралист привозит с континента в Англию летучую мышь новой породы, двое случайно встретившихся в восточноевропейской глубинке английских джентльменов будто бы ненароком пробуждают древнее зло — и вот уже тьма наползает на британский архипелаг. А в странном недомогании молодой невесты лорда Годалминга Мина Харкер видит что-то пугающе знакомое... «Шедевр современной готики. История настолько увлекательная, будто ее написал сам Брэм Стокер» (Risingshadow).

Оценки на 11.01.2024
LiveLib: 3,7/5
Лаборатория фантастики: 6,29/10
Литрес: 3,7/5
Читай-город: 3,69/5
Лабиринт: 7,43/10

7. Медленные пули. Аластер Рейнольдс

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Азбука
СЕРИЯ: Фантастика и фэнтези. Большие книги
ЖАНР: Космическая фантастика

Земные катастрофы и межзвездные войны, сегодняшние научные прорывы и завтрашнее высокотехнологичное мракобесие, мечта о бессмертии и встреча с мечтой, после чего остается только умереть… Вселенная Аластера Рейнольдса, кажется, вобрала в себя все популярные субжанры и темы фантастики, и исследуются они с проницательностью и хваткой практикующего ученого. Недаром его называют одним из главных научных фантастов современности, «британским Хайнлайном». В данном сборнике автор знаменитого «Пространства Откровения» предстает перед нами как мастер малой и средней формы — эти рассказы и повести по увлекательности нисколько не уступают прославившим его грандиозным космооперам. По мотивам произведений «За Разломом Орла» и «Голубой период Зимы» были сняты, пожалуй, две лучшие серии нашумевшего сериала «Любовь, смерть и роботы», спродюсированного Дэвидом Финчером.
Земные катастрофы и межзвездные войны, сегодняшние научные прорывы и завтрашнее высокотехнологичное мракобесие, мечта о бессмертии и встреча с мечтой, после чего остается только умереть… Вселенная Аластера Рейнольдса, кажется, вобрала в себя все популярные субжанры и темы фантастики, и исследуются они с проницательностью и хваткой практикующего ученого. Недаром его называют одним из главных научных фантастов современности, «британским Хайнлайном». В данном сборнике автор знаменитого «Пространства Откровения» предстает перед нами как мастер малой и средней формы — эти рассказы и повести по увлекательности нисколько не уступают прославившим его грандиозным космооперам. По мотивам произведений «За Разломом Орла» и «Голубой период Зимы» были сняты, пожалуй, две лучшие серии нашумевшего сериала «Любовь, смерть и роботы», спродюсированного Дэвидом Финчером.

Оценки на 11.01.2024
LiveLib: 4,2/5
Литрес: 4,5/5
Читай-город: 4,74/5
Лабиринт: 10/10

8. Лабиринт чародея. Вымыслы, грезы и химеры. Кларк Эштон Смит

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Азбука
СЕРИЯ: Фантастика и фэнтези. Большие книги
ЖАНР: Фантастика, Мистика, Ужасы, Фэнтези

На последнем континенте Земли под дряхлым, но все еще деспотичным солнцем процветает некромантия, живыми правит бог смерти, мумии бунтуют против тех, кто их оживил, а отмщение колдуна — ничто в сравнении с возмездием богов. На доисторическом континенте Земли загадочная белая сивилла предрекает катастрофы, а в толще ледников таятся жестокие демоны. В средневековой Франции с кометы приходит чудовище-гурман, античная статуя сбивает монахов с пути истинного, а колдун-женоубийца и мудрая волшебница получают по делам своим. На современной Земле коллекционер странного безвозвратно погружается во времена, что предшествовали первобытным, путешественник сгорает в инопланетном огне, явившемся из глубокой древности, а слишком самокритичному писателю мстят демоны недописанных рассказов... Кларк Эштон Смит (1893–1961) — один из трех столпов «странной фантастики» 1930-х (вместе с Робертом И. Говардом, создателем Конана, и, конечно, творцом «Мифов Ктулху» Говардом Филлипсом Лавкрафтом, в чьих рассказах вымыслы Смита то и дело гостят), последователь Эдгара Аллана По и Амброза Бирса. Он переплавил фантастику в последнем огне романтической поэзии и дошел до новых пределов подлинного ужаса — так мир узнал, какие бесконечные горизонты способны распахнуть перед нами и фантастика, и хоррор, и Смиту очень многим обязаны и Рэй Брэдбери, и Клайв Баркер, и Стивен Кинг. В этом сборнике представлены работы 1932–1935 годов, периода бурного расцвета Смита как рассказчика, а также его менее многочисленные позднейшие тексты; большинство рассказов здесь публикуются в новых переводах.
На последнем континенте Земли под дряхлым, но все еще деспотичным солнцем процветает некромантия, живыми правит бог смерти, мумии бунтуют против тех, кто их оживил, а отмщение колдуна — ничто в сравнении с возмездием богов. На доисторическом континенте Земли загадочная белая сивилла предрекает катастрофы, а в толще ледников таятся жестокие демоны. В средневековой Франции с кометы приходит чудовище-гурман, античная статуя сбивает монахов с пути истинного, а колдун-женоубийца и мудрая волшебница получают по делам своим. На современной Земле коллекционер странного безвозвратно погружается во времена, что предшествовали первобытным, путешественник сгорает в инопланетном огне, явившемся из глубокой древности, а слишком самокритичному писателю мстят демоны недописанных рассказов... Кларк Эштон Смит (1893–1961) — один из трех столпов «странной фантастики» 1930-х (вместе с Робертом И. Говардом, создателем Конана, и, конечно, творцом «Мифов Ктулху» Говардом Филлипсом Лавкрафтом, в чьих рассказах вымыслы Смита то и дело гостят), последователь Эдгара Аллана По и Амброза Бирса. Он переплавил фантастику в последнем огне романтической поэзии и дошел до новых пределов подлинного ужаса — так мир узнал, какие бесконечные горизонты способны распахнуть перед нами и фантастика, и хоррор, и Смиту очень многим обязаны и Рэй Брэдбери, и Клайв Баркер, и Стивен Кинг. В этом сборнике представлены работы 1932–1935 годов, периода бурного расцвета Смита как рассказчика, а также его менее многочисленные позднейшие тексты; большинство рассказов здесь публикуются в новых переводах.