Юридический взгляд на внешние санкции
К санкциям похоже все привыкли, и никак на них не реагируют или ребячески считают, подумаешь, ну и пусть. Или ещё пошла мода, насмехаться над теми, кто ввел санкции, мол «выстрелили себе в ногу», им же хуже. Политикам, тем более юристам, это непростительно. Ведь каждая санкция – это разрыв договора, а то и целого пакета договоров и соглашений. Санкции – это не тот случай, когда его можно оставлять их без реагирования и делать вид, что ничего не происходит.
Когда санкции извне применяют в отношении всей страны, то это касается всего народа, всех нас, всего нашего социально-экономического уклада жизни. Это слишком серьёзно, чтобы не отвечать на них или самодовольно уверять, что, несмотря на санкции, мы добросовестные партнеры. Государство не обязано быть партнером с теми, кто разорвал с ним договор. Юридически это работает так: нарушил договор – получи в ответный ущерб, только так. Россия не обязана быть добренькой и великодушной к её врагам.
Нас бьют, а мы крепчаем – такая логика может прокатить в подворотне, но в государственной внешней политике она неприемлема. Бездействие и халатность здесь порождает всё новые санкции. Логика наших врагов тоже проста – раз Россия терпит, то мы будем ей гадить ещё более истошно и изощренно. На это надо отвечать, перетерпеть не получается.
Официально никто не сказал, сколько вообще санкций принято. В наших законах нет даже попытки юридически оценить, что нарушает та или иная санкция. Нет никаких ответных санкций, выходов из договоров. Зато высокопоставленные юристы сетуют на международное право, что оно плохое и нужно бы его убрать из конституции. Не ясно, что страна считает допустимым, а что нет, и причем тут международное право. Даже простой посетитель базара так себя не ведёт, если ему подсовывают плохой товар или задирают цену, то ответ на это мгновенный - уход с базара. Он юридически ясен, никто не обязан в этом случае, подставлять другую щеку для новой оплеухи.
Международное право на этот счет гласит – санкции, как и любые формы ответственности могут применяться только за правонарушение – действие или бездействие, нарушающее нормы международного права или взятые им на себя обязательства по международным договорам. Санкции не бывают без вины. Они не бывают без доказательства конкретных нарушений международно-правовых норм. Санкции без вменения вины государству в одностороннем порядке вообще недопустимы.
Примитивную логику – мне это не нравится, поэтому вот вам санкции, международное право не признает. В нем принято устанавливать вину – наличие состава противоправного действия. Степень вины определяется не по личным усмотрениям или политическим пристрастиям чиновных особ. Вина может вменяться от имени одного государства – другому государству строго по дипломатическим каналам и в тех пределах, которые предусмотрены действующим в отношениях стран договором.
Как известно, ни США, ни Евросоюз не имеют договоров, по которым им позволяется вымещать свое абстрактное политическое недовольство в виде санкций в адрес суверенных государств, а тем более в виде репрессий по отношению к людям - физическим лицам (списком). Во-первых, потому, что «никто не может быть подвергнут произвольному задержанию или изгнанию» [1]. Во-вторых, каждый человек имеет право, на то, чтобы его «дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом» [2]. В третьих, не существует никаких международных договоров о том, что конкретным людям вообще могут быть инкриминированы деяния государства. Никто не вправе перекладывать ответственность за действия государства на группу должностных лиц. Люди не являются субъектами международного права. Никто не вправе репрессировать человека, тем более из другого государства, «до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты» [3]. В четвертых, коллективные наказания запрещены международным правом «в любое время и в любом месте», даже во время войны [4].
Согласно международному праву санкции могут применяться только по решению Совета Безопасности ООН (ст. 42 Устава ООН). Декларация об основных условиях и стандартных критериях введения и применения санкций и других принудительных мер от 8 апреля 2004 г.[5] устанавливает, что применение санкций является крайней мерой и допускается лишь после того, как были исчерпаны все мирные средства урегулирования спора или конфликта.
Санкции должны вводиться в строгом соответствии с положениями Устава ООН, преследовать ясные и четкие цели, иметь временные рамки, подлежать регулярному обзору с заслушиванием мнения государства-объекта санкций, когда это необходимо, и предусматривать четко оговоренные условия отмены, причем их отмена не должна увязываться с положением в соседних и других третьих странах.
До введения санкций государству или стороне-объекту санкций Советом Безопасности должно быть сделано недвусмысленное предупреждение. Недопустимо использование санкций с целью свержения или изменения в стране-объекте санкций законных властей. Только по решению Совета Безопасности ООН могут вводиться целенаправленные санкции, включая финансовые санкции, эмбарго на поставки оружия и запреты на поездки, в отношении конкретных лиц, которые несут ответственность за международную агрессию, грубые нарушения прав человека.
Цель санкций заключается в том, чтобы страна-объект санкций, изменила свое поведение, а не в том, чтобы наказать или каким-либо образом ее покарать.
Недопустимо создание такой ситуации, когда вследствие введения санкций наносился бы значительный материальный и финансовый ущерб третьим государствам и когда ни в чем не повинное население и соседние страны испытывали бы на себе негативные последствия санкций. Должна проводиться объективная оценка последствий санкций для государства-объекта санкций и для третьих государств. Причем это должно быть сделано до их введения. Нельзя ставить никаких дополнительных условий помимо решений Совета Безопасности ООН.
Объективность оценки кратковременных или долговременных социально-экономических и гуманитарных последствий санкций гарантируется тем, что право проведение оценок принадлежит всем членам ООН, а не какому-то одному государству.
Решения о санкциях не должны создавать ситуаций, в которых нарушались бы основные права человека. Принятие решений о введении санкций и их осуществление не должны создавать ситуации, когда санкции причиняли бы излишние страдания населению.
Санкции не могут быть бессрочными, их корректировка должна производиться с учетом гуманитарной ситуации и в зависимости от выполнения государством-объектом санкций требований Совета Безопасности ООН. Должны быть установлены четкие сроки режимов санкций, продление которых может быть осуществлено только по решению Совета Безопасности ООН.
Недопустимы санкции, чреватые серьезным ухудшением положения населения и разрушением инфраструктуры государства-объекта санкций. Санкции должны обеспечивать беспрепятственный и недискриминационный доступ гуманитарной помощи населению стран-объектов санкций. Мнения международных гуманитарных организаций, чьи мандаты получили всеобщее признание, должны учитываться при разработке и осуществлении режимов санкций. Санкции ни в коем случае не могут касаться поставок гуманитарных товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения, медицины, сельского хозяйства, образования и др.
Любое введения санкций подчинено строим принципам нейтралитета, независимости, беспристрастности и недопустимости какой-либо дискриминации в предоставлении всех форм гуманитарного содействия всем слоям и группам населения. Вся информация о гуманитарных последствиях введения санкций должна учитываться Советом Безопасности ООН.
При введении санкций США и ЕС против России ни одна из этих процедур не была выполнена. Эти санкции ни в чем не соответствовали нормам международного права. Следовательно, с точки зрения права эти санкции квалифицируются как односторонний недружественный акт – оскорбление и нанесение ущерба России – международное правонарушение. Санкции США и ЕС нелегитимны с точки зрения положений Устава ООН и норм международного права, элементарной чести и справедливости.
Так, что международное право не так уж плохо. Его надо знать не по количеству заграничных круизов, а по количеству тонн выученных документов, по качеству усвоенных договоров и доктрин их понимания и применения. Международное право – это искусная рапира, с помощью которой государство вполне может отстаивать свою честь, достоинство и социально-экономические интересы.
____________________________
1. Всеобщая декларация прав человека, ст. 9. // Рез. ГА ООН 10 дек.1948 г. № 217А.
2. Там же, ст. 10.
3. Там же, ст. 11.
4. Дополнительный протокол I и II от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (I, ст. 75, ч. 2, п. «d»; II. ст. 4, ч. 2 п. «b»).
5. Док. ООН A/AC.182/L.114.