Найти тему

«Петровы в гриппе»: книга и фильм

Оглавление

Роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» — получила награды премий «НОС» и «Национальный бестселлер».

В книге рассказывается о семье автослесаря Петрова. Их жизнь переворачивается с ног на голову после встречи с загадочным Артюхиным. Роман сочетает в себе реализм и мифологию, современность и историю, юмор и трагедию. Автор создает уникальный образ России в температурном бреду.

Режиссер Кирилл Серебренников экранизировал роман. В фильме снялись
Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Юрий Колокольников, Юлия Пересильд и другие. «Петровы в гриппе» показали на Каннском кинофестивале в 2021 году, где он получил положительные отзывы от критиков и зрителей.

В этой статье мы сравним книгу и фильм, и немного расскажем о реакции на них.

Как Серебренников адаптировал роман Сальникова


Экранизация романа Сальникова — не простая задача. Книга имеет сложную структуру, множество персонажей, сюжетных линий и деталей. Это трудно передать на экране. Серебренников сделал свою интерпретацию романа, сохранив основные мотивы и образы. Но упростил и сократил некоторые эпизоды.

Фильм состоит из трех частей: «Петровы в гриппе», «Петровы вокруг него» и «Петровы вокруг гриппа». Каждая часть имеет свой стиль, тональность и настроение.

-2

Первая часть фильма — самая близкая к книге

В ней Петров заболевает гриппом и встречает Артюхина, который ведет его в странный и опасный мир. Здесь зритель видит реалистическое изображение современной России, ее проблем, контрастов и абсурда.

Серебренников использует много диалогов из книги. И добавляет свои детали, например, сцену с пожаром в торговом центре или сцену с песней «Вместе навсегда» группы «Ленинград» (в конце статьи). В фильме Петров попадает в ситуации, которые выходят за рамки его понимания и контроля.

Вторая часть фильма — самая отличная от книги

Она посвящена жизни Петровой, бывшей жены главного героя. Она работает в библиотеке и имеет склонность к каннибализму.

Здесь Серебренников отказывается от реализма и создает свою собственную мифологию, основанную на образах из книги. Петрова становится своеобразной Персефоной — живет в подземном царстве, окруженная книгами, червями и мертвецами. Пытается убить своего сына, но не может. Петров-младший — ее Аид, который спасает от одиночества.

В фильме Петрова ищет любовь и судьбу в мрачном и безумном мире.

Третья часть фильма — самая экспериментальная и абстрактная

Это серия визуальных и звуковых ассоциаций, связанных с гриппом, Петровыми и Артюхиным. Здесь происходит смешение реальности и фантазии, прошлого и настоящего, жизни и смерти. Серебренников использует анимацию и коллаж, чтобы создать температурный бред. В этой части становится понятным, как Петровы и Артюхин связаны друг с другом и со всем миром.

Как критики и зрители отреагировали на фильм


«Петровы в гриппе» получил в основном положительные отзывы от критиков и зрителей. На Каннском кинофестивале он был номинирован на главный приз — «Золотую пальмовую ветвь». Фильм получил хорошие оценки от международных изданий Variety, The Hollywood Reporter, Screen Daily, The Guardian и других.

«Петровы в гриппе — это фильм, который заставляет вас смеяться и плакать, который поражает своей оригинальностью и смелостью, который показывает Россию во всей ее сложности и противоречивости. Серебренников создал уникальное кинематографическое произведение, которое заслуживает внимания и признания» — Дэвид Руни, Variety

В России «Петровы в гриппе» также вызвал интерес. Некоторые критики считали, что фильм является верной и удачной адаптацией романа Сальникова. Другие — что фильм слишком отклоняется от книги и теряет ее смысл и силу.

«Петровы в гриппе — это фильм, который нравится или не нравится, который понимаешь или не понимаешь, который любишь или ненавидишь. Серебренников поставил свой самый амбициозный и провокационный фильм, который не оставляет равнодушным никого. Фильм требует от зрителя внимания и воображения, а также знания истории и культуры России. Фильм является верной и удачной адаптацией романа Сальникова, но также имеет свою собственную визию и посыл» — Иван Кузнецов, зритель

Одни зрители хвалили фильм за его художественную ценность и социальную актуальность, другие — критиковали фильм за его хаос и непонятность, за его провокацию и негатив.

Я согласна с одним из отзывов — фильм поймут только те, кто читал книгу. Не факт, что кино понравится. Но будет ясно, «откуда ноги растут».

Если статья понравилась — ставим лайк, подписываемся и обсуждаем в комментариях.

Бонус: