Найти тему

Фэнтези: путь от личного к глобальному

Тетралогия Катерины Калюжной «Демоны мрака»
Тетралогия Катерины Калюжной «Демоны мрака»

В последние десятилетия книжный рынок заполонили многотомные саги. Эта тенденция особенно отчетливо прослеживается в фэнтези. Большинство произведений, написанных в этом жанре, имеют единую структуру. В первых книгах авторы концентрируются на личных проблемах героев и их становлении для будущего глобального противостояния между Тьмой и Светом. Именно это ключевая тема всего фэнтези, как каноничного, так и появившегося позднее — темного. По тому же принципу создавалась тетралогия Катерины Калюжной «Демоны мрака».

Цикл состоит из четырех произведений, выходивших с небольшими временными интервалами в издательстве «Союз писателей» в период с 2017 по 2022 год. Они называются «
Демоны мрака», «Тайны темной цитадели», «Сердце Дьявола» и «Призраки Белой Крепости». Давайте на их примере попробуем проследить, как менялась концепция романов и происходило развитие от личного к глобальному.

Начнем, естественно, с дебютной книги. «Демоны мрака» — это городское романтическое фэнтези. Главная героиня Алина сперва предстает перед читателем простой студенткой, которая идет в гости к подруге отмечать Новый год. Там она встречает загадочного парня, в которого влюбляется. У них развивается бурный роман, но всего через несколько месяцев отношения заканчиваются разрывом. Антон бросает девушку и исчезает с ее горизонта. Несколько лет Алина не может забыть парня, а потом встречает его двойника, точнее брата-близнеца Максима. Он-то и рассказывает ей о том, что существует некий скрытый от людских глаз мир магии. Темные и светлые колдуны веками воюют друг с другом. Каждый из них хочет расширить свои сферы влияния на человечество. Война ведется руками бессмертных воителей и вампиров. Антон и Макс — воители. И Антон не просто ушел от Алины — он погиб на задании. Теперь Макс предлагает Алине присоединиться к числу воителей, приняв колдовской знак светлой волшебницы Линды Солнечный Свет, и отомстить за смерть любимого.

Сразу ясно, что здесь в центре сюжета любовный треугольник. Алина только приходит в новый для себя мир, узнает его. Вместе с ней знакомство с иной реальностью совершает читатель, который постепенно погружается в его тайны и интриги, заводит новых друзей и пытается ответить на вопрос: как жить дальше? Ключом к ответу является еще один вопрос: кого выбрать — живого воина или мертвого героя? Книга очень эмоциональна и драматична. Ее заключительная часть абсолютно неожиданна и полностью непредсказуема. Финал вызывает слезы.

И тут же продолжение — «Тайны темной цитадели». Катерина Калюжная начинает уходить от любовного треугольника, хотя до срока не забывает о нем совсем. Она вводит в сюжет новых персонажей, расширяет их сюжетные линии, как бы готовя читателя к грядущему. Действие становится масштабнее, сложнее и опаснее. Противостояние, которое раньше ограничивалось ситуационной борьбой диверсионных групп, куда входили герои, разрастается до войны между Линдой и ее антагонистом Сантьяго Испанским Дьяволом. Любовь становится фоном для чего-то более устрашающего. Динамика выше, как и напряжение.

Финал снова удивляет и заставляет ждать продолжение. «Сердце Дьявола» начинается более расслабленно. Кажется, что самое страшное позади, но... это иллюзия. Писательница твердо решила сделать свою сагу глобальной. А значит, ей была нужна какая-то очень большая угроза, способная затронуть не только уже вписанных в сюжет героев, а вообще всех, в том числе людей, за влияние над которыми столько столетий шла бесконечная борьба. И у Катерины все готово для того, чтобы развить тему, направить сюжет в нужное ей русло. Маги замечают, что вокруг порталов с другими мирами, о которых прежде упоминалось вскользь, творится неладное. Самый темный из миров подозрительно активизировался. Тысячи лет назад с его колдунами уже шла война, стоившая Земле бессчетное число жизней и почти всех по-настоящему мощных магических навыков. Никто толком не знает, что с этим делать, чего ждать. Тут на помощь приходит дневник погибшего Сантьяго, который был очевидцем и участником давних событий. И та правда, что всплывает, ставит перед участниками готовящегося действа очень сложные вопросы о мире и перемирии, о дружбе и вражде, об истине и ложных представлениях о реальности. На этом моменте уже не до любовных треугольников, хотя в теории их количество только увеличивается за счет романтических веток героев, появлявшихся вокруг Алины на протяжении первых двух книг. В первую очередь эмоциональный компонент вносится за счет сердечных тайн Сантьяго, не менее интересных, чем его посмертный рассказ о давнем кошмаре.

И, наконец, «Призраки Белой Крепости». Это абсолютная кульминация. Древние тайны раскрываются. Идут ожесточенные бои. Каждый может проявить себя и не всегда делает это очевидным способом. Многие ветки обрываются непредсказуемо, другие продолжаются совсем на иных, нежели думал читатель, нотах. В этом романе много боевки, есть гротеск и фантасмагория. Драмы почти бесконечное количество, она буквально затягивает в вихрь шекспировских страстей, подогретых действительно страшными событиями, разворачивающимися в опутанной темной магией Сахаре. Нестандартный выбор локации. Нестандартный сюжет, пусть в его основе и канон фэнтези. И финал, который просто нельзя угадать, но более чем логичный.

Да, от первой и до последней книги Алина важна. У нее всегда ключевая роль. Ее история неизменно на первом плане. Но эта история имеет разные оттенки, звучит в разных тональностях.

Переход от личного к глобальному — основа многотомного фэнтези. Кому-то удается совершить его так, чтобы события не противоречили друг другу. Кому-то, увы, нет. В «Демонах мрака» это сделать получилось, так как, вероятно, история изначально задумывалась как единая и полностью продуманная тетралогия, а не дописывалась «по ситуации» в судорожных попытках втиснуть в уже готовый мир что-то, что туда в принципе не умещается.

Издательство "Союз писателей" | INOE