Самые значимые события 2023 года в сфере культуры Татарстана. Голосуем!
2023-й выдался противоречивым для татарстанской культуры, а сумасшедшая популярность сериала «Слово пацана» лишний раз доказала, что одно талантливое произведение стоит больше, чем многочисленные усилия чиновников по популяризации тех или иных общественных явлений. И все же нам есть что вспомнить, помимо драматичной истории отношений Маратика и Айгуль. В Казани прошел масштабный фестиваль «СоТворение», в Елабугу приехал Эмир Кустурица, а режиссер театра им. Камала встретился с президентом России. «БИЗНЕС Online» предлагает нашим читателям выбрать главное культурное событие года.
Нравится кому-то это или нет, но сериал Жоры Крыжовникова на материале «казанского феномена» стал настоящим культурным и даже социальным явлением в масштабах всей страны, а также за ее пределами. Кроме того, «Слово пацана» еще раз доказало, что искусство развивается и доходит до зрителя по своим методам и законам, зачастую неведомым чиновникам. Так что те десятки тысяч мероприятий, о проведении которых в 2023-м рапортовал минкульт РТ, по своему реальному влиянию на умы сограждан не стоят почти ничего перед 8 эпизодами главного сериала года, попутно сделавшими звездой уроженца татарстанского Нурлата актера Рузиля Минекаева, а также заставившими едва ли не весь мир выяснять содержание текста на татарском языке композиции «Пыяла» от дуэта «Аигел».
Столица Татарстана с 2011 года, когда здесь в последний раз отгремел легендарный фестиваль «Сотворение мира», мечтала о возвращении сюда большого международного форума популярной музыки. И любопытно, что оно состоялось, когда отношения России с Западом ушли в точку «заморозки». Зато это стало поводом познакомиться с другими мировыми музыкальными культурами, чему и способствовало в начале сентября «СоТворение». Китайский рок, африканские мотивы, тувинское горловое пение, армянский дудук и много чего еще звучали в течение двух дней возле «Чаши». А хедлайнеры второго дня, группа «Кино», собрали огромное количество людей, так что «СоТворение» явно не должно стать разовым проектом, более того, его привязка в 2024-м к саммиту БРИКС может помочь привезти в Казань небывалый состав артистов.
Эпос о жизни татарских крестьян конца XIX века по романам Махмуда Галяу от главрежа театра им. Камала Фарида Бикчантаева получил сразу 9 номинаций на «Золотую маску». Фактически спектакль «Муть. Мухаджиры» представлен во всех номинациях раздела «драматические спектакли» на национальной театральной премии страны. Рискнем предположить, что при таком раскладе работа Бикчантаева какую-то «маску» получит, в крайнем случае один из спецпризов жюри. Однако жаль, что нынешний успех пришелся на период революционных изменений в «Золотой маске», напомним, что прежняя дирекция премии разогнана, а новая напрямую подчинена СТД РФ во главе с ее новым руководителем Владимиром Машковым. Так что пока у текущего сезона «маски» нет ни жюри, ни традиционного расписания показов спектаклей-номинантов в Москве. Да и будут ли они?
Появление в репертуаре регионального театра оперы и балета нового оригинального полнометражного балета — это всегда событие, с которым стоит поздравить ТАГТОиБ им. Джалиля. Композитор Резеда Ахиярова и либреттист Ренат Харис сочинили «Иакинф» — произведение, посвященное архимандриту РПЦ и знаменитому синологу XIX века Никите Бичурину, а хореограф из Санкт-Петербурга Александр Полубенцев реализовал его на сцене. Получился вполне конвенциональный художественный продукт, впрочем, не открывающий никаких новых горизонтов в балетном искусстве. Не обошлось и без конфуза, по сути, «Иакинф» планировался как одно из событий празднования 300-летия Казанской духовной семинарии, чьим выпускником был Бичурин. Однако от митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла «прилетела» неожиданная рецензия, он сказал журналистам, что танцевальный спектакль о жизни архимандрита РПЦ — это «перебор», а «между балетом и церковной жизнью все-таки есть какая-то грань». Впрочем, это не мешает руководству театра им. Джалиля мечтать о гастролях с «Иакинфом» в Поднебесной, благо на днях президент РФ распорядился провести в 2024–2025-х Годы культуры России – Китая.
Премьера концертной версии оперы «Кави – Сарвар» молодого композитора Миляуши Хайруллиной стала настоящей сенсацией фестиваля татарской музыки «Мирас» ГАСО РТ в феврале 2023 года. История любви татарского писателя Кави Наджми и его супруги, которая прошла суровые испытания середины XX века, в интерпретации Хайруллиной превратила ее сразу же едва ли не в главную надежду национальной композиторской школы. Впрочем, о полноценной театральной постановке «Кави – Сарвар» речи по-прежнему не идет, а концертную версию в этом году повторят усилиями «татарстанских симфоников» на сцене ГБКЗ им. Сайдашева. Хайруллина тем временем уехала учиться в магистратуру Московской консерватории.
Режиссер театра им. Камала Айдар Заббаров в минувшем году стал лауреатом премии президента России для молодых деятелей культуры. А в личном разговоре с Владимиром Путиным он сообщил главе государства, что для Татарстана театр — это больше, чем театр. Вообще, лоббистские возможности республики в Москве касаемо культуры явно сегодня высоки. Вспомнить хотя бы те же федеральные премии — до Заббарова двумя годами ранее аналогичную награду получил композитор Эльмир Низамов, а в 2022-м Госпремией РФ в области культуры наградили гендиректора Елабужского музея-заповедника Гульзаду Руденко. Возвращаясь же к Заббарову, его карьера продолжает идти по восходящей, не ограничиваясь только национальным репертуаром: так, под занавес прошлого года он представил в питерском театре им. Ленсовета, одном из ведущих в Северной столице, свою версию «Воскресения» Толстого.
Одна из ведущих казанских галерей современного искусства «БИЗОN» в минувшем году представила 8 ярких проектов. Но, пожалуй, самым значимым стала выставка «После иллюзий» Ивана Плюща, кстати, ее еще можно посетить до 12 января. Плющ — один из ведущих российских художников современного искусства. Его работы хранятся в коллекциях Эрмитажа и Русского музея, а сам он принимал участие в Венецианской биеннале и многочисленных международных проектах. Новую серию работ «Тени от слез» художник сделал специально для казанской выставки, а вместе с ней впервые презентовал в России серию «Министерство любви» с оруэлловскими мотивами. Плющ востребован и узнаваем за рубежом — параллельно с выставкой в Казани он представил свой новый проект в Париже, активно готовит экспозицию для Deborah Colton Gallery в американском Хьюстоне. У казанцев и гостей столицы Татарстана в первые рабочие дни января есть уникальная возможность увидеть знаменитых «стекающих» персонажей Плюща, а также его работы, выполненные в соавторстве с искусственным интеллектом.
Проходивший в минувшем году уже в пятый раз в течение нескольких дней на Шишкинских прудах в Елабуге фестиваль на этот раз блеснул всерьез. Детище руководителя Елабужского музея-заповедника Руденко и знаменитого пианиста Бориса Березовского и до 2023-го выделялось как едва ли не самое масштабное культурное событие в татарстанской глубинке. Но на этот раз присутствие выдающегося сербского режиссера Эмира Кустурицы, пусть и в качестве музыканта, и его группы The No Smoking Orchestra придало «Летним вечерам в Елабуге» особый шарм и статус, так что казанцам, не попавшим на мероприятие, остается только завидовать. Интересно, как фестиваль, в минувшем году превратившийся в настоящий «татарстанский Вудсток», будет развиваться дальше.
Почти год прошел с начала СВО, прежде чем татарстанские коллективы поехали с концертами и спектаклями в новые регионы. Первопроходцами в феврале 2023-го здесь стали Госансамбль песни и танца РТ, а также театр кукол «Экият», выступившие в Луганске и Краснодоне. Уже в конце года туда же поехали Государственный камерный хор РТ Миляуши Таминдаровой и Казанский ТЮЗ. Известно и о частных визитах: например, с гуманитарным грузом в зону СВО приезжал Фирдус Тямаев. Остается надеяться, что таких культурных визитов будет только больше.