В магазинах я довольно часто наблюдаю детские истерики. Иногда явное: "Мам, купи!" - иногда причину вот так сходу не слышно. Предупреждаю сразу - я не призываю никому ничего покупать после истерики. Я хочу поговорить именно о причинах этого явления. К тому же, я понимаю, что иногда нет другого варианта сходить за покупками, кроме как взяв ребёнка с собой. Так что всё же дам несколько полезных советов, чтоб поход за покупками прошёл спокойнее.
Я давно заметила, что гораздо чаще магазинные истерики происходят в гипермаркетах и торговых центрах, нежели в крохотных павильончиках у дома. Как говорил Винни Пух: "Это жжжж неспроста".
И действительно неспроста. Во-первых, площадь гипермаркета гораздо больше, а значит и время пребывания там и расстояние, проходимое по магазину, гораздо больше. При этом, что касается гипермаркетов, нередко там вообще нет какой- либо зоны отдыха, где можно просто сесть и отдохнуть. Да и часто бывает некогда, нужно успеть закупить все по списку. Тут могу посоветовать хотя бы закупаться в супермаркетах, где есть машинки-тележки, если это возможно. Дети в них банально не устают или могут отдохнуть в "кабине" если устали идти пешком.
Ещё, как бы ни абсурдно это звучало для весьма развитой и цивилизованной страны, у нас какая-то общенациональная проблема с туалетами. Нередко в супермаркете просто нет туалета для посетителей. Этим грешат больше дискаунтеры, но факт остаётся фактом. А мочевой пузырь у детей меньше, им нужно чаще посещать уборную. Тут всё понятно - если человек хочет в туалет, он не будет уравновешен и спокоен. Это физиология и это естественно. Можно дать совет не ходить по таким местам, но как я уже сказала, характерно это в первую очередь для дискаунтеров, а туда не от хорошей жизни ходят. Уже каким-то: "Нет хлеба - пускай едят пирожные" - попахивает.
Ещё одна причина детских истерик - перегрев зимой и переохлаждение летом. Зимой ребёнок перегревается потому что он в пуховике, шапке и синтепоновых штанах в помещении. Ему некомфортно и вот она истерика. Вроде очевидно, но зимой я очень часто наблюдаю детские истерики в супермаркетах именно по такому сценарию - ребёнку просто жарко и ничего больше. Тут все очевидно. Оставьте лишнюю одежду в машине (не простынет он по дороге от парковки до двери, не бойтесь, даже в -40 быстренько можно дойти). Если без машины - повесьте лишнюю детскую одежду на борт тележки или просто киньте на дно тележки или сиденье для малыша, если Ваш ребёнок слишком большой, чтоб на нем ехать.
Летом наоборот. Ребёнок маленького роста, а во многих супермаркетах летом по полу тянет холодом и сквозняками из-за вентиляции и холодильников. Вам только по ногам, а малышу по всему телу. Он замерзает и начинает капризничать. Собираясь за покупками вместе с ребёнком, возьмите для него лёгкую кофточку с собой. Она не займёт много места, да и её вполне можно положить в детский рюкзачок и ребёнок её сам донесет.
Иногда малыш просто проголодался или хочет пить. Чтоб не подкреплять поведение: "Мам, купи" - лучше иметь бутылочку воды с собой, а так же накормить ребёнка перед походом в супермаркет. Взрослым то вредно ходить в магазин голодным (много ненужного покупается) детям и подавно не надо такого стресса.
И наконец переходим к истерикам по сценарию: "Мам, купи!" - довольно распространённый сценарий. Советы по нему давать сложно и делать это нужно крайне деликатно, зная личную историю каждого ребёнка и каждой семьи. Поэтому, я хочу просто напомнить вот о чём.
Маркетологи, мерчендайзеры, дизайнеры и психологи работают над торговым залом супермаркета и помещениями ТРЦ, чтоб заставить Вас захотеть что-то купить. Есть множество исследований о влиянии выкладки, дизайна помещения, музыки, подбора ассортимента на покупательское поведение. Есть целая наука - нейромаркетинг. Применение последних достижений нейронаук в деле увеличения выручки магазина.
Взрослые перед этим иной раз устоять не могут и покупают ненужную им ерунду. Глупо ожидать от ребёнка, что у него хватит выдержки, логики и самоконтроля там, где их у взрослого не хватает. Просто у взрослого кошелёк есть, вот он и покупает то что ему не следовало бы покупать. А ребёнок так не может. Да и нервная система у крохи чувствительнее к этому воздействию - взрослый уже привык и естественно, реагирует не так сильно, как малыш. Ему три года всё таки.
Ага, Вы так себя не вели. А Вы помните как Вы там себя вели в три года? Не очень. А кто и правда так себя не вёл, так Вам сколько лет? Когда Вам было три, всех этих технологий торговли и такого изобилия товаров не было на большей части нашей страны. Я вот ещё совсем не старая, но я помню времена, когда на первый в городе эскалатор ходили как на аттракцион (он появился в новом ТРЦ кстати). А у нас уже тогда население было полмиллиона человек. Гипермаркеты нового типа со всеми этими технологиями только лет через десять после "первого эскалатора" появились.
Каждому времени - свои детские недостатки. Наверняка многие "Мы такими не были" ещё чем нибудь не давали родителям спокойно жить. Я не призываю покупать всё по первому капризу, но всё же прошу отнестись к ребёнку с пониманием. И всё же постараться не брать его с собой в супермаркет, если у него склонности к истерикам. Если есть возможность, конечно.
И помните, что истерики в магазине это в норме относительно короткий период. Как зубки режутся или колики. Малыш их обязательно перерастет.
Запись на консультации психолога (работа в онлайн-формате)
Электронная почта - g19478227@gmail.com
WhatsApp, Telegram, Discord - 8-905-078-06-48
Вконтакте - @id760655281