В 1955 году специалисты ОКБ-156 создали на базе турбовинтового стратегического бомбардировщика Т-95 пассажирский дальнемагистральный турбовинтовой самолет Ту-114 «Россия». Самолет создавался в эпоху становления реактивной пассажирской авиации. Однако, на момент середины 1950-х годов страна остро нуждалась в дальнемагистральном самолете большой вместимости. В этом контексте созданный в кратчайшие сроки Ту-114 должен был выступить в качестве временного подспорья для пассажирской авиации Советского Союза.
В производство 114-ый пошел в 1959 году. Впрочем, до серии машина добралась лишь в 1961. Большого количества пассажирских «Туполевых» данной модели в Союзе никогда не было. Всего за 5 лет в стенах куйбышевского завода №18 собрали 33 таких борта. После 1964 года Ту-114 больше никогда не производились, хотя и использовались «Аэрофлотом» до 1977 и Вооруженными Силами СССР вплоть до 1983 года. В конце 1970-х турбовинтовые машины начали переоборудовать под специальную технику для армии: транспортные, санитарные и радиолокационные (ДРЛО) самолеты.
За годы эксплуатации на Ту-114 было поставлено несколько рекордов. Так, 114-ый смог завоевать титул самого большого турбовинтового пассажирского самолета в истории. Машина также стала самым быстрым турбовинтовым пассажирским самолетом и бортом с самыми мощными (для своего класса) двигателями. За 22 года эксплуатации был потерян всего один Ту-114. Произошло это в результате трагедии в феврале 1966 года в Шереметьеве. Помимо многочисленных достоинств у Ту-114 были и недостатки. Самолет считался недостаточно безопасным при максимальной загрузке и отказе одного из двигателей, был слишком шумным (112 Дб в салоне), а при его встрече требовалось использовать специальный удлиненный трап.
Вплоть до 1977 года многие аэропорты Запада систематически отказывались принимать рейсы с советскими Ту-114. Чаще всего авиакомпании апеллировали к недостаточной надежности борта, большой массе и габаритам самолета, чрезмерной шумности. Порой бывали и вовсе анекдотичные случаи, когда утверждалось, что Ту-114 в действительности военный самолет. При детальном рассмотрении большинство поводов для отказа выглядит откровенно надуманными. Хотя железобетонных доказательств тому нет, со стороны политика западных компаний той поры выглядит как протекционизм чистой воды.
В 1960-е годы Ту-114 в своем классе не имел равных. При этом советский самолет мог перевозить до 200 пассажиров. На Западе вполне справедливо боялись проиграть конкурентную борьбу в гражданских авиаперевозках, а потому и вводили разного рода ограничения. Справедливости ради стоит отметить, что протекционистские меры не являются чем-то априори «бесчестным». В условиях конкуренции – это просто еще один из инструментов защиты своего собственного рынка и своих собственных производителей.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
В продолжение темы читайте про Ла-5ФН: как в Советском Союзе был создан достойный ответ «Мессерам».
Источник: https://novate.ru/blogs/011223/68163/