«Зачем указывать дату на монете?» Большинство предполагает, что монетный двор использует дату для контроля качества, управления качеством изготовления или защиты от подделок. На самом деле монетные дворы начали ставить даты на монетах, потому что могли это делать (Cohen, 7).
Даты настолько обыденны на современных монетах, что для вас может стать шоком узнать, что большинство древних монет не содержат никаких указаний на то, когда они были отчеканены. Система датировки «Наша эра» или «Н.Э.», используемая в нашем мире для обозначения лет, стала широко применяться на европейских монетах только в XVI веке. В разных культурах древнего мира для учета лет использовались самые разные системы датировки, и в некоторых случаях они появлялись на монетах.
Занкл
Самые ранние монеты с датой выпуска были кратким экспериментом – длившимся всего шесть лет – греческих беженцев с острова Самос в Эгейском море, которые спасаясь от персидской оккупации своей родины поселились в Занкле (сегодня Мессина, Сицилия) в 494 году до нашей эры. На монетах, которые они чеканили, они датировали свое прибытие «Годом первым», что обозначалось А (альфа, греческая бува, обозначающая 1). Известны монеты 1, 2, 4, 5 и 6 годов, но ни одной монеты 3-го года до сих пор не найдено. На этих серебряных тетрадрахмах изображена голова льва на аверсе и нос корабля на реверсе. Один из немногих известных экземпляров этой серии датирован четвертым годом (дельтой, Δ, четвертой буквой греческого алфавита) из коллекции Американского нумизматического общества (ANS) в Нью-Йорке. Эта монета из знаменитого Асьютского клада, найденного в Египте в 1969 году.
Самос
Спустя несколько десятилетий на Самосе этот эксперимент был повторен. С 454 по 440 год до н.э. серебряные тетрадрахмы Самоса датировались последовательностью греческих буквенных цифр. Буква даты указывалась на оборотной стороне, под подбородком быка. Чеканка был прекращена в 439 году до н.э., когда Самос потерпел поражение в короткой войне с Афинами.
Арсиноя II
Арсиноя II была дочерью Птолемея I, македонского полководца, ставшего первым правителем Египта из династии Птолемеев. Арсиноя родилась в 316 году до н.э. и умерла между 270 и 268 годами до н.э. Но прежде чем это случилось, она стала царицей Египта, выйдя замуж за своего брата Птолемея II в 273 году до н.э.
Монеты с именем Арсинои II все посмертные. После смерти она была обожествлена своим братом-мужем. Ее имя звучит как ΑΡΣIΝΟΗΣ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ (Арсиноя Филадельфия). Представленный выше образец массивной золотой октодрахмы или мниона (27,8 грамма) с монетного двора Птолемаида (сегодня Акко, Израиль) датируется 35-м годом правления Птолемея II (ΛΕ), что соответствует 251/250 году до н.э.
Клеопатра VII
Одна из самых знаменитых женщин древней истории, Клеопатра VII, выпускала монеты, которые охотно покупают коллекционеры. Существует множество бронзовых монет с портретом Клеопатры. Но единственная серебряная монета Птолемеев, на которой она поместила свой собственный портрет – это очень редкая тетрадрахма с монетного двора Аскалона (или Ашкелона) на побережье Палестины. Дата на реверсе обозначена как LΞΔ, что означает «Год 64». «L», в данном случае, это не цифра, и вообще не греческая буква, а своего рода сокращение или аббревиатура для обозначения «года». Дата основана на местной эре Аскалона, начинающейся с 104/103 года до н.э., даты независимости Аскалона от империи Селевкидов, поэтому 64-й год соответствует 41/40 году до н.э., 10-му году правления Клеопатры. В списке «100 величайших античных монет», составленном Харланом Дж. Берком, этот тип занимает 30-е место. Известно о существовании четырёх тетрадрахм, выпущенных Клеопатрой в Аскалоне. То, что они такие чрезвычайно редкие, можно объяснить только тем, что они выпускались время от времени и в небольшом количестве.
Датировка тетрадрахм Клеопатры из Аскалона в течение многих лет вычислялась неправильно из-за крайней редкости чеканки и скудости доступной информации. В Каталоге греческих монет в Британском музее: Палестина (Лондон, 1914) изначально присвоили образцу дату LNE (пятьдесят пятый год) 30/29 года до н.э. на основе эпохи, которая, по предположению Иоанисса Своронаса, началась в 84 году до н.э. Следовательно, эти тетрадрахмы с портретом Клеопатры были отчеканены, когда царице, родившейся в 69 году до н.э., было около сорока лет. Своронас, который увидел на портрете женщину средних лет, явно счел это уместным. Действительно, Агнес Болдуин Бретт («Новая тетрадрахма Клеопатры из Аскалона», American Journal of Archaeology) рассказывает о том, что на образце из выше указанного Каталога греческих монет в Британском музее...
Клеопатра так похожа на пожилую женщину, что дети назвали бы её ведьмой или колдуньей из-за носа, похожего на клюв, и глубоко сморщенной шеи.
Однако, образец из коллекции В. Адды (бывшая коллекция С. Х. Чепмена) датирован 66 годом, что потребовало пересмотра даты выпуска образца представленного в Каталоге греческих монет в Британском музее: если бы монеты были датированы гипотетической эпохой от Своронаса, начинающейся 84 годом до н.э., образец из коллекции В. Адды был бы отчеканен через десять лет после смерти Клеопатры, примерно в 19 году до н.э. Значит монета представленная здесь, была отчеканена в 41/40 годах до н.э., когда Клеопатре было двадцать восемь или двадцать девять лет.
Тирский шекель
Есть множество красивых древних монет. Немало и тех, что имеют заметное историческое значение. Однако лишь немногие из них связаны с поворотными событиями, полностью изменившими ход истории. Эта монета как раз из таких. В списке «100 величайших античных монет», составленном Харланом Дж. Берком, этот тип занимает 62-ё место.
Когда этот серебряный шекель был отчеканен в Тире (сейчас Сур, Ливан), в 159 году эры города (что соответствует 33/4 г. н.э. и обозначаемых греческими буквами PNΘ), в Финикии и соседней Иудее монета уже давно завоевала репутацию «хороших денег» (т.е. полновесных и с высокой чистотой серебра). Действительно, тирские шекели этого типа представляли собой новейшее развитие давней традиции уважения к тирскому серебру в регионе, восходящей ко временам Авраама. Согласно Мишне (Тосефта Кетеббут 12, 14), всё серебро, упоминаемое в Пятикнижии, относится к тирскому серебру. В книге Бытия 23:16 Авраам купил пещеру Махпела, чтобы хоронить своих умерших, за «четыреста шекелей серебра, какое ходит у купцов», хотя это, несомненно, были нарезанные кусочки серебра, а не настоящие монеты. Тирское серебро, благодаря хорошо зарекомендовавшей себя репутации за чистоту, стало единственным серебром, принимаемым в Еврейском храме в Иерусалиме, хотя уже к пятому веку до нашей эры Тир чеканил из своего серебра монеты с изображениями городских богов.
Данный шекель отражает сильное влияние эллинизации на Тир. На аверсе изображено божество-покровитель города, Мелькарт («Царь города»), но он был синкретизирован с греческим Гераклом. Орел на реверсе продолжает стандартный финикийский тип, сложившийся в период правления Птолемеев (301-201 гг. до н. э.) и получивший официальное оформление при Селевкидах (201-126 гг. до н. э.). Легенды и дата приведены полностью на греческом языке.
Несмотря на очевидный конфликт между иконографией тирских монет и еврейским монотеизмом с его запретом на изображения бога, чистота серебра имела первостепенное значение, и тирские шекели и полшекеля оставались стандартными монетами для платежей Храму вплоть до первого века нашей эры. Согласно Мишне (Келим 12, 7), действительные деньги, независимо от их происхождения и видов, могут стать ритуально нечистыми по еврейскому закону только в том случае, если используются для целей, отличных от торговли (например, в качестве ювелирных изделий). Таким образом, когда галилеянин с репутацией доброго человека и чудотворца вступил в конфликт с храмовыми властями в 33 году нашей эры, считается, что тирские шекели и есть те 30 сребреников, которые получил Иуда Искариот, согласившись выдать Иисуса Христа первосвященникам (Евангелие от Матфея, 26:14-15). После ареста Иисус был передан Понтию Пилату, действующему римскому правителю Иудеи, и приговорен к смерти через распятие. Его смерть и последующее воскрешение, во что верили его последователи, породили религию, которой было суждено охватить всю Римскую империю в четвертом веке нашей эры и влиять на развитие западной культуры на протяжении тысячелетий.
Конечно, невозможно узнать, был ли данный шекель одним из 30 сребреников, которые были заплачены за предательство Иисуса и впоследствии использованы для покупки «земли горшечника для погребения странников» в Иерусалиме (Евангелие от Матфея, 27:3-8), но обладание монетой, даже очень слабо связанной с такими эпохальными событиями, это весьма заманчивая перспектива.
Понтий Пилат
В первом веке Иудеей управлял ряд римских прокураторов. Время от времени эти прокураторы выпускали в Иерусалиме мелочь из бронзы для удовлетворения местных нужд. На монетах указывалось на греческом языке имя и иногда год правления действующего императора. Самым известным из них был Понтий Пилат («Пилат» в Евангелиях), при правление (26-36 гг.) которого был распят Иисус. Пилат выпускал монеты только в 16, 17 и 18 годы правления Тиберия (соответствующие 29/30, 30/31 и 31/32 гг.) Обычно плохо отчеканенные и плохо центрированные, они являются одними из самых популярных монет, связанных с Библией. На представленном здесь экземпляре на аверсе изображен литуус окруженный легендой [TIBEPIOY] - KAICAPOC (Тиберий Цезарь), а на реверсе – LIZ (17 год правления Тиберия).
Адриан
Обычным способом, которым римляне датировали события, было указание на то, кто был консулами в тот год. Консулы были высшими должностными лицами Римской республики, избиравшимися ежегодно. Эта последовательность началась в 509 году до н.э. с консульства Л. Юния Брута (предка убийцы Цезаря) и Л. Тарквиния Коллатина. Например, годом рождения Цезаря, 100 г. до н.э., было «консульство Л. Валерия Флакка и шестое консульство Гая Мария». Но римские монеты никогда не датировались консульствами.
Менее распространенным способом датировки событий был Ab Urbe Condita (От основания города), сокращенно AUC. Эта дата отсчитывается от легендарного основания Рима 21 апреля 753 года до нашей эры. Уникальный пример датировки AUC римскими цифрами можно найти на золотом аурее императора Адриана. Монета посвящена учреждению Адрианом гонок на колесницах в Большом цирке, самом обширном ипподроме Рима, в день рождения Рима в 121 году. На реверсе монеты изображена мускулистая полулежащая фигура, «дух игр», одной рукой обхватившая конический поворотный столб стадиона, а другой держит колесо колесницы. Надпись на латыни – ANN DCCCLXXIII NAT URB P CIR CON. Первая часть означает «874 год от рождения города»; значение P CIR CON обсуждается. Варианты включают Populo Circenses Concessit («Игры в цирке, предоставленные народу») и Primum Circenses Constituti («Игры в цирке, впервые учрежденные»). В списке «100 величайших античных монет», составленном Харланом Дж. Берком, этот тип занимает 66-ё место.
Серия монет, выпущенных от имени Адриана в Александрии для обращения в Египте, датирована годом правления императора в виде греческих слов, написанных полностью. Греческий был административным языком римского Египта и родным языком большей части населения Александрии. Биллонная тетрадрахма с фигурой Тихе, богини удачи, датируется 11-м годом правления Адриана (126/127 н.э.) с надписью L ΕΝΔΕΚΑΤΟΥ (эндека – греческое слово, означающее «одиннадцать»).
Пакациан
О жизни Тиберия Клавдия Пакациана известно очень мало. Он командовал одним из дунайских легионов в хаотичном третьем веке и был провозглашен своими войсками императором весной или в начале лета 248 года. Император Филипп I Араб (244-249 гг.) послал своего полководца Траяна Деция подавить восстание Пакатиана. Через несколько недель или, возможно, месяцев Пакатиан был убит своими собственными солдатами (обычная судьба римских узурпаторов в этот период «военной анархии»). Вскоре после этого войска Деция провозгласили его императором, и он победил Филиппа, который был убит. Редкие монеты Пакатиана, возможно, отчеканенные в Виминациуме на территории нынешней Сербии, включают один тип с уникальной формулой датировки: ROMAE AETER[nae] MILL[esimo] ET PRIMO («Тысяча первый год Вечного Рима»). Как и золотой аурей Адриана (см. выше), это всего лишь вторая римская имперская монета, которая, как известно, датируется основанием города Рима.
Юстиниан I Великий
Юстиниан «Великий» правил в Константинополе с 527 года до своей смерти в 565 году. В Восточной Римской («Византийской») империи год начинался 1 сентября. Некоторые золотые монеты датировались греческими цифрами в соответствии с «индиктионом» – 15-летним циклом исчисления налогов, но это не использовалось постоянно. В 538 году произошла вторая великая реформа византийской чеканки монет (после реформы Анастасия), когда комит священных щедрот Юстиниана Петр Барсима расширил положения закона от 537 года, который требовал датировки царствования императора на всех правительственных документах, при этом бронзовые монеты рассматривались как документы. Он постановил, что все официальные документы должны датироваться в соответствии с «годом правления» императора (часто сокращенно RY), который начинался с момента его вступления на престол 1 августа 527 года. На монетах Юстиниана эти даты начинают указывать с 12-го года правления, который соответствует 538/539 гг. На реверсе бронзового фоллиса Юстиниана начертано латинское слово ANNO («в год») и год правления римскими цифрами. В списке «100 величайших античных монет», составленном Харланом Дж. Берком, этот тип занимает 98-е место.
Источники
Berk, Harlan J. 100 Greatest Ancient Coins. 2nd edition. Pelham, AL (2019)
Bickerman, E. J. Chronology of the Ancient World. 2nd edition. Ithaca, NY (1980)
Cohen, Edward. Dated Coins of Antiquity. Lancaster, PA (2011)
Cook, B. F. Reading the Past: Greek Inscriptions. Berkeley, CA (1987)
Friedberg, Arthur L. Coins in the Bible. Atlanta (2004)
Hartmann, John and George Macdonald. Greek Numismatic Epigraphy. Chicago (1969)
Hendin, David. Guide to Biblical Coins. 6th edition. New York (2021)
Kraay, Colin. Archaic and Classical Greek Coins. New York (1976)
Levinson, R.A. The Early Dated Coins of Europe 1234–1500. 2nd edition. Williston, VT (2019)
Sayles, Wayne G. Ancient Coin Collecting II: Numismatic Art of the Greek World. Iola, WI (1997)