Найти тему
О Сибири с любовью!

Сердце верит в чудеса...

О детях и взрослых, о воспитании и взаимоотношениях из уст «Учителя года – 2023».

Уходящий Год педагога и наставника прошел в Минусинске очень плодотворно: окружные совещания, конференции, конкурсы и другие мероприятия имели своей целью не только повысить профессиональное мастерство педагогов города, но и выделить их значимость в общественном пространстве.

Самым ключевым событием стал профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучший педагогический работник – 2023», в котором приняли участие 17 учителей и воспитателей Минусинска. В номинации «Учитель года» абсолютным победителем стала Наталья Николаевна РОСЛОВЦЕВА, учитель информатики школы №12.

– Наталья Николаевна, в моей голове со школы засел стереотип, что учитель информатики – непременно мужчина. Как вы попали на эту стезю?

– Изначально у меня специализация по начальным классам, окончила Минусинское педучилище. Тогда в училище действовала программа: кто завершал учебу с красным дипломом – поступал в Красноярский пединститут сразу на четвертый курс. Учителей начальных классов был переизбыток на тот момент, и я решила пойти на информатику. В училище у нас она шла как дополнительная специализация. Девчонки боялись – вроде как чисто мужской предмет, так им казалось. А мне всегда было интересно экспериментировать.

Первые пять лет после института отработала в Минусинском кадетском корпусе – тогда там была, пожалуй, лучшая на юге края материально-техническая база для информатики и сильная педагогическая команда.

Потом настал момент сомнений: а мое ли это – школа, педагогика? Я уволилась из кадетского и, переехав в Красноярск, устроилась в компьютерный салон. И это был полезный опыт: именно там я познакомилась с техникой изнутри, научилась не просто собирать компьютер из разных деталей, но делать индивидуальные сборки под конкретные заказы клиентов: для геймеров, студентов, рядовых пользователей и т.д. Через год техническая сторона профессии была досконально разобрана, до малейшего болтика – мне наскучило работать в салоне, не хватало творчества, идей. После замужества я ушла в декрет и поняла, что выходить из него буду уже в школу. К моменту, когда дочке нужно было идти в сад, мы всей семьей переехали в Минусинск, я стала искать работу в школе, и так с 2009 года работаю здесь.

– В 90-е – начало 2000-х, когда не то что смартфонов не существовало, но и компьютеры дома были у единиц, на уроках информатики дети боялись нажать на кнопку, не получив прежде указаний и объяснений педагога. А сегодня и дошкольники владеют современной техникой. Чему же учит преподаватель информатики?

– Понятно, что детей сегодня не нужно учить, как загрузить компьютер. И они владеют определенным набором умений еще до школы, но, как правило, этот набор умений – чисто бытовой или развлекательный. Составить же грамотно документ по всем требованиям или проект, используя компьютерные программы, они могут не всегда или имеют слабое о них представление. Учим этому и не только: по-прежнему самым сложным для освоения школьниками является программирование. Большое внимание уделяется и теоретическим основам информатики, которые спрашиваются в государственной итоговой аттестации.

– Школьник, хорошо или отлично осваивающий программирование, какие перспективы имеет на будущее – в каких сферах может работать?

– Сейчас множество новых сфер и профессий, связанных именно с IT-технологиями, начиная с аналитиков, заканчивая работой в области искусственного интеллекта. Плюс в любой сфере есть должности, в которых нужно на отлично знать информатику и ПК.

– Примерно с седьмого класса отношения среди ребят усложняются: переходный возраст. Вы как раз ведете свой предмет в 7–10 классах – как справляетесь? И как меняется динамика отношений школьников по мере их взросления?

– Действительно, 7–8 классы – самый сложный возраст, дети самоутверждаются. В начале моей работы труднее всего давалось сохранение дисциплины в классе. Последние несколько лет заметила, что мне уже не нужно повышать голос, достаточно спокойно, но строго сказать несколько фраз, и дети понимают, слушаются. Я не знаю, как это произошло, видимо, с годами что-то поменялось внутри. А когда человек меняется изнутри, то и внешние его отношения, общение меняются. Думаю, это касается не только педагогов.

О динамике отношений среди ребят могу говорить на примере собственного опыта: со своими ребятами прошла весь путь как классный руководитель от пятого до десятого класса. Самым сложным в плане взаимопонимания был как раз седьмой класс. Но в основном весь наш путь мы прошли достаточно мягко и ровно. Помню, как встречала их совсем малышами в пятом классе, и какие они теперь уже практически взрослые, способные принимать самостоятельные решения, предлагать идеи, нести ответственность. Учатся выстраивать и новые отношения, ведь нынешний мой десятый класс – профильный, состоит из 35 человек, и это сборный класс из четырех девятых классов прошлого года.

-2

– Вы не воспитатель, но мама. На личном опыте что можете сказать о том, как влияет развитие дошкольника на его успешность в школе?

– Считаю, что развивать ребенка нужно не только с дошкольного возраста, а и с младенческого, практически с самого рождения. Я со своими детьми это честно отработала. В младенчестве это прежде всего развитие физиологическое – я сначала с дочерью, а затем и с сыном делала каждый день массажи, зарядки и различные физические упражнения. Приобретала развивающие игрушки, соответствующие возрасту. Книжки начинали мы читать с шести месяцев. И всегда принимала помощь врачей: так как у обоих детей имелись небольшие родовые травмы, до трех лет мы находились на постоянном контроле у невролога.

В общем, родителям с детьми обязательно заниматься нужно, не только воспитателям.

– А ваши дети случайно не собираются идти по вашим стопам?

– Сын-пятиклассник твердо намерен стать программистом. Информатика начинается с седьмого класса, но он попросил уже сейчас давать ему задания. Я нашла для него обучающую платформу в интернете – справляется хорошо (улыбается).

Дочь больше гуманитарий, в этом году окончит Минусинскую детскую художественную школу, мечтает поступить на дизайнера-архитектора. Еще дочка очень любит литературу, участвует в интересных литературных конкурсах, выигрывает призы. Много читает, причем просит именно бумажные книги – у нас дома уже собралась небольшая личная библиотека дочери.

– А вы любите читать художественную литературу?

– Любимое произведение, которое перечитывала несколько раз, – это все части «Гарри Поттера». Вообще с детства больше всего люблю сказки, всегда брала их в библиотеке, перечитала множество. Могу и детективы почитать, главное, чтобы сюжет был захватывающим, интересным.

– Сейчас телефон с доступом в интернет появляется у детей достаточно рано. Как уберечь ребенка от той чернухи, которая может хлынуть на него из всемирной сети? Ставить фильтры, проверять телефон или что-то еще?

– Есть фильтры, есть приложения, и лишними они не будут. Но нужно понимать, что от всего ребенка не убережешь, поэтому, наверное, важно, чтобы сформировался крепкий внутренний стержень: что такое хорошо и что такое плохо. Чтобы ребенок мог отличать добро от зла, фильтровать информацию, не впускать в свой ум и сердце негатив, грязь, что-то разрушающее. По большому счету я просто разговариваю со своими детьми, все им объясняя. Ну и, конечно, пример родительского образа жизни в этом вопросе играет свою роль.

– После ужасающего и трагического ЧП – стрельбы в Брянской гимназии – не могу не спросить вас о том, что вы думаете о моральном состоянии учеников, каким вы его видите сегодня?

– Причины таких происшествий могут быть разные, в том числе и отношения детей в коллективе. Если ребенка отторгают, если его травят – он может дойти до отчаяния, у которого два полюса: самоуничтожение или жестокое мщение сверстникам. Это страшно. Но говорить, что такие случаи стали происходить только в последнее время – необъективно. Из своего детства тоже вспоминаю рассказы учителей о подобных случаях, не в моем близком окружении, но в других городах, такое происходило и раньше.

Сейчас дети, как мне кажется, больше имеют склонность уходить в себя, и какие-то их обиды, проблемы, конфликты могут незримо нарастать, как снежный ком. Ребенку может быть очень плохо внутри, но об этом едва ли сможет кто-то догадаться. Поэтому, конечно, важно быть чуткими и внимательными всем взрослым: родителям, учителям-предметникам, классным руководителям, завучам и психологам. Всем. С детьми нужно разговаривать, искренне интересоваться их днем, увлечениями и планами. У взрослых свои дела, ежедневная рутина, за которой важно не проглядеть нарастающий конфликт в коллективе или в душе ребенка. Мы не должны быть равнодушными друг к другу.

– Последнее время на самых разных уровнях ведется дискуссия, что пора вернуть в школу именно воспитательный момент, а не как в 90-е, когда был взят курс на то, что школа только учит, а воспитывать должны родители.

– Этот процесс уже начался, воспитательный момент в школы возвращается. Но чтобы выбраться с того перекоса, когда школа только «оказывала образовательные услуги» – нужно время. Хотя я считаю, что настоящие учителя, работающие по призванию, в любых условиях дадут детям не только знания, но и воспитание: добрыми словами, делами, своим примером.

– Как вы считаете, может ли высокая зарплата педагога стимулировать его на высокий уровень работы с детьми? Или человеку, который посвящает себя детям, важно иметь и что-то другое кроме материального достатка?

– Я в свое время почему вернулась в школу, хотя в компьютерном салоне у меня была очень хорошая зарплата? Считаю, что работа учителем не сводится вся к деньгам. Должно быть что-то еще: внутренний огонь, желание зажечь других, сея разумное, доброе, вечное. Хотя, с другой стороны, высокие зарплаты именно в данный момент могли бы простимулировать оставаться в школе молодых специалистов. Приходит немало новеньких, реально талантливых молодых педагогов, но из-за невысоких зарплат (особенно когда нет различных стимулирующих надбавок за опыт, категорию и т.д.) случаются увольнения.

– Совсем скоро – Новый год. Но верят ли в чудо современные дети, более информированные в нынешнюю эпоху интернета, чем их сверстники 20–30–40 лет назад? Не устарели ли новогодние праздники с Дедом Морозом и Снегурочкой?

– В моем классе точно не устарели, потому что на вопрос: «Кому нужен сладкий новогодний подарок?» всегда лес рук. Казалось бы, такое изобилие сладостей во всех магазинах, но им по-прежнему нравится залезть в эту волшебную коробочку от Деда Мороза и выбрать, как в раннем детстве, сначала самые вкусные конфеты, а затем и все остальные! (смеется).

Ежегодно мы с ребятами играем в тайного друга: каждый по жребию вытягивает имя того, кому в классе будет дарить подарок, я тоже участвую. Это всегда очень интересно, неожиданно и захватывающе, поднимает настроение, помогает всем лучше сплотиться.

Новый год – это всегда чудо, хоть для ребенка, хоть для взрослого. Всем желаю здоровья, мира – в семье, в ближайшем окружении и во всем мире. Счастья! Чтобы были мечты и они исполнялись. А под бой курантов непременно загадайте желание, приложите немножечко усилий, и оно обязательно сбудется!

Фото из личного архива Натальи Рословцевой

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №52 (18.655) от 28.12.2023

Елена Бызова