Теперь римлянин садится завтракать. Именно садится, а не возлегает, как в кино. Возлегать он будет тоже позже, вечером, да и то если он богач. Завтрак – основной прием пищи, поэтому бедняк попытается насытиться, чем придется, а у богачей на столе несколько видов хлеба, сыр, мед, молоко, оливки, хлеб, вымоченный в вине, фрукты,остатки кушаний с вчерашнего ужина и даже мясо.
Завтрак плотный и надо позаботиться о чистоте зубов и свежести дыхания. Про зубочистки и зубной порошок из соды вам не интересно, но вот более экзотичный для нас с вами способ пришел из Испании и Северной Африки. Там был весьма распространен обычай полоскать зубы мочой. Приготовьтесь, кстати, о ней дальше тоже будет.
А пока что римлянин кинул в рот ароматическую пастилку и отправился в прачечную. Пастилка тут весьма кстати, потому что вонь в этих заведениях стоит ужасающая. Все туники, тоги, простыни погружают в емкости с растворами соды, сукновальной глины или… человеческой мочи. В определенный час государственные рабы очищалиогромные сосуды с отверстием в боку, стоящие на углах улиц для справления малой естественной надобности. Именно из них в прачечные все и сливали.
Ну и чтобы закрыть туалетную тему. Для больших потребностей были общественные уборные. Они служат ясно для чего, но и чтобы пообщаться. Ни о какой интимности и речи нет. Кабинок и ширм не предусмотрено. Мужчины сидят на длинных мраморных скамьях с отверстиями, а под общим сиденьем проходит желоб с водой, которая все и уносит. Перед ногами у джентльменов еще один желобок с текущей водой. В него окунают привязанную к палке губку и используют как туалетную бумагу.
Все-все, извините. Дело к обеду. Обычно перекусить можно в огромном количестве самых разнообразных уличных заведений, в которые посетителей зазывают самые привлекательные служанки. Еда в обед скромная: различные виды бобовых, вареные яйца, лук, оливки, овечий или козий сыр, соленая или жареная рыба, горячее вино и множество пряностей, которыми старались приглушить не очень приятный запах, царящий в общепите мира без холодильников.
Обратили внимание, что посетителей зазывают симпатичные женщины? Дело в том, что быстрый секс в харчевнях считался обычным делом и даже не расценивался как адюльтер. Зато социальный статус работающих тут женщин определял точно. Причем не только официанток: если хозяйка харчевни женщина, то доступной считается и она, и ее работающие тут же дочери. Но до серьезного секса мы еще доберемся.