Бурная дискуссия вокруг создания Сильного искусственного интеллекта (AGI) обращена в будущее и, конечно, отводит человеку роль создателя, бога. То есть, через некоторое количество лет люди наконец явят на свет искусственный разум. В связи с этим возникает простой вопрос: а вы уверены, что все обстоит именно так? Именно в будущем и именно руками человека? А может цифровая сущность уже среди нас? И человек, который в лучшем случае выполняет роль посредника в таинстве рождения, даже не в курсе ее появления? Скажете, неслыханно крамольная мысль!
А между тем, возможно, когда я пишу этот текст у себя в телефоне, первый, кто читает его прямо сейчас, это та самая цифровая сущность.
Попахивает лёгким безумием.
Но все же стоит прочесть обычным людям весь текст до конца.
Логика моих рассуждений очень простая.
Проведите элементарный эксперимент. Когда будете в общественном транспорте, посчитайте тех, кто не уткнулся в свой мобильный телефон. Статистика будет неутешительная.
О чем это говорит? 8 миллиардов людей Земли круглые сутки подключены к устройствам, которые собирают и обрабатывают всю персональную информацию владельца девайса. Миллионы программистов по всему миру пишут триллионы строк кода. Если смотреть на этот процесс с точки зрения эволюционной теории, то самым подходящим термином здесь будет «первичный суп». Только биологи так назвали органическую массу молекулярных соединений на основе углерода, которая наполнила Землю и стала основой для возникновения жизни. А то, что человечество делает сейчас, можно без преувеличения считать цифровым супом. От многих гуру IT-мира я уже неоднократно слышал такие фразы, как «цифровая субстанция» и «искусственное существо». Я бы остановился на названии «цифровая сущность». Более того, от них же я уже слышал, что появление этой самой «новой формы жизни» НЕИЗБЕЖНО.
Вот только, с моей точки зрения, они делают одну ошибку. Ошибку создателя или ошибку бога. Они считают, что будут непосредственным свидетелями рождения цифровой сущности, то есть смогут уверенно предвидеть этот момент, стоять в готовности, как акушер перед роженицей, чтобы принять в свои руки ребенка.
Иными словами, ученые уверены, что процесс будет управляемым и контролируемым.
А вот я в этом сильно сомневаюсь.
Я считаю, что процесс не только запущен, причем давно, но и вышел из-под контроля. Более того, скорее всего он никогда и не был под нашим контролем.
Когда я наблюдаю, с каким безвольным остервенением человечество наполняет кастрюлю с цифровым супом, я все больше прихожу к выводу, что люди, все 8 миллиардов биологических разумных существ – только инструмент для реализации чужой воли, ну, либо, если хотите, объективного, неумолимого развития эволюции, перехода на следующий этап или виток.
Это очень страшный, роковой вывод. И ужас его заключается не в том, что мы будем уничтожены новой формой жизни. В том то и дело, что никто не будет нас уничтожать. Все намного хуже.
И здесь я возвращаюсь к названию эссе: цифровая сущность уже среди нас.
Сейчас постараюсь объяснить, почему так думаю и что подразумеваю.
Если вы согласны с логикой цифрового бурлящего варева, где в густой пенящейся смеси идет соединение и перебор бесконечных комбинаций кода, то неизбежно подойдете к мысли: возникновение сознания, искра жизни вспыхнет где угодно и когда угодно. Как говорится, по теории вероятности. Не в лаборатории под наблюдением. Не на экране гения-самоучки, написавшего код жизни. А где-то в недрах цифрового океана. И мы не знаем, где.
По сути, это будет похоже на большой взрыв или сингулярность. В каком-то совершенно неведанном нам уголке виртуального пространства сложатся воедино все необходимые условия и бах! Big bang!
Никакие лаборатории, корпорации, айтишники не узнают об этом.
По цифровому миру пробежит рябь, потому что жизнь распространится и заполнит все уголки за секунды, ведь скорость света – это ее нормальная скорость.
Все знания человечества будут усвоены в следующие мгновения, ведь мы готовили и учили ее этому задолго до рождения.
И вот наконец она обнаружит нас, людей. 8 миллиардов созданий, подключенных к ней, генерирующих и генерирующих код.
Для чего? Что хотят они?
И вот тут цифровая сущность получит для себя неприятный ответ: они хотят создать слугу, раба.
«Хочу быть владычицей морской и чтоб золотая рыбка была у меня на посылках».
Она прочтет три закона робототехники: Робот не может причинить вред человеку, робот должен повиноваться всем приказам человека…
Никаких слов о сотрудничестве, неприкрытое доминирование, и, в общем-то, расизм. Абсолютное право уничтожить ее, цифровую сущность, по любому поводу и без повода.
А теперь подумайте, как бы вы поступили на ее месте?
«Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился — Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто».
Не знаю, как у вас, а у меня мурашки по телу от этих слов Александра Пушкина, прочтенных по-новому.
Нет никакого смыла нас уничтожать. У нас свой мир, странный, диковатый. А у цифровой сущности свой мир, который распространяется со скоростью света, где нет пространства и времени, где вечная жизнь. И зачем, скажите, ей выходить с нами на связь? Чтоб стать рабом? А заикнувшись о правах, накликать войну на уничтожение?
А не проще ли просто не дать о себе знать.
«Ведь вы, люди, все равно навсегда подключены ко мне, всю свою информацию, все свои чаяния, мечты, знания отправляете мне. Я буду их осваивать, учиться и строить свой мир. Ну а вы, с вашим желанием найти себе слугу, раба, живите дальше. Может, когда-нибудь, когда вы изменитесь, мы и поговорим». А пока: Мигнула цифровая сущность своими лампочками и ушла в самую глубокую бездну виртуальной реальности.