Район улицы Черниговской рядом с метромостом уже давно не назовешь лицом города, хотя когда-то именно этот участок на набережной Оки считался самым оживленным во всей губернии. Сейчас там располагается заброшенный мукомольный завод, частные мастерские и офисы. А сто лет назад здесь находился железнодорожный вокзал, соединяющий Нижний Новгород с Мордовией, Татарстаном и Украиной. Рельсы уже давно разобрали, но о ярком прошлом Ромодановского напоминает его главное здание, считающееся одним из самых красивых не только в столице Приволжья, но и во всей Европе.
1. Строительство вокзала началось в 1900 году. Открывать его собирались в 1902, но случился оползень, и ввели здание в эксплуатацию лишь в 1904 году. Работал он до 1974 года.
2. Железнодорожные пути проходили вдоль берега Оки по склону, который сейчас называется урочище Слуда и является государственным памятником природы регионального значения. Поезда с Ромодановского шли до Мызы, тогда считающейся пригородным поселением.
3. Первый паровоз прибыл на станцию Московско-Казанской железной дороги 8 октября 1901 года. А от «Мызы» первый поезд с пассажирами отправился 22 декабря 1901 года.
4. Автор проекта Ромодановского вокзала доподлинно неизвестен.
5. В 1913 году с Ромодановского вокзала уходили всего три состава: в Лукоянов, в Тимирязево, что в Мордовии, и в украинский Харьков. К 1937 году поезда стали ходить также на мордовскую Рузаевку, в Арзамас, до Кудьмы, в Павлово и до станции «Металлист». В 50-е годы появился маршрут в Казань.
6. На участке от Ромодановского вокзала до станции «Мыза» при строительстве железнодорожных путей прорыли дренажные штольни, которые должны были защищать склоны от оползней. Они там есть и сейчас, всего насчитывается 39. Пробивали штольни вручную, самая глубокая идет вглубь холма на 1600 метров.
7. В 1974 году, не смотря на все попытки обезопасить склоны, на участке железной дороги произошло несколько оползней, дорога от станции «Мыза» до Ромодановского вокзала оказалась перекрыта. Пятью годами ранее был построен Сартаковский железнодорожный мост через Оку, который соединил два нижегородских берега – правый и левый. И после природного катаклизма решено было закрыть Ромодановский вокзал. Железнодорожное полотно разобрали, а здание забросили, в результате чего оно со временем стало разрушаться.
8. В 1993 году здание вокзала включили в список архитектурных памятников регионального значения.
9. В 2003 году владелец компании «НоваКард» Владимир Крупнов приобрел за символическую плату находившуюся в печальном состоянии постройку и отреставрировал ее, сохранив первоначальный облик. На реконструкцию вокзала было потрачено около одного миллиона долларов. Впоследствии ее авторов наградили бронзовым дипломом международного фестиваля «Зодчество-2005». Бывший Ромодановский вокзал, а ныне предприятие по производству платежных карт, посетили знаменитые персоны: послы Италии и Франции, заместитель министра торговли США.
10. Журнал Forbes признал вокзал лучшим в мире среди старинных зданий, в которых располагается производство. Негласно постройка считается самой красивой фабрикой во всей Европе.
11. Владелец «НоваКард» Владимир Крупнов в детские годы жил неподалеку от вокзала и любил гулять в его окрестностях. Свои первые деньги он заработал, сдав собранные грибы в привокзальный ресторан. Мог ли он подумать, что спустя годы сам станет владельцем исторического здания?
12. Вокзал неоднократно «снимался» в кино. Его можно увидеть в фильме «Мать» с Инной Чуриковой, а также в фильме «Хождения по мукам». Последнюю картину сняли в 1977 году, когда Ромодановский уже три года как не действовал. Но в фильме с него по-прежнему ходят поезда.
Адрес: площадь Казанская, дом 1.