Найти тему

Байк против волка

Картинка с принта на сумке
Картинка с принта на сумке

Возвращаюсь из Красногородска в Опочку. Двадцатое мая 2016 года. Шоссе пустынное — редко проедет одиночное авто. Солнце, птички поют.

Чуть не доезжаю поворота на Опочецкую свалку. Вижу на обочине собаку. Очень странную собаку — это я понял уже издали.

Псина была размером с взрослую немецкую овчарку, однако длинные ноги скорее заставляли вспомнить грацильные стати борзых. Лапы были огромными, словно от собаки вдвое большего веса. Шкура грязно серого цвета висела на тощих рёбрах клочьями. Никаких признаков агрессивности зверюга не проявляла.

Наоборот — на улыбающейся во все 42 зуба морде читалась щенячья радость от моего появления. Словно собачка долго искала и наконец-то нашла любимого хозяина. Дурные глаза, обвисшие острые уши, болтающийся слюнявый язык...

Мне резко поплохело. Я хорошо знал, как выглядят бешеные лисята. Тощие, облезлые, жалкие они приближаются к тебе с заискивающей улыбочкой... А затем кусают, если не удастся отогнать или убить. Встреченные мной в итоге убегали.

А эта тварь заметно опаснее полудохлого лисёнка. Да и на обычную собаку она что-то не похожа! Волкособака, или молодая волчица, к тому же бешеная. К чему же ей среди бела дня на трассе торчать, если нормальная!? Именно бешеные волки породили мрачные древние легенды про укус, превращающий человека в оборотня...

Все эти мысли мгновенно пролетают в подуставших за сегодня мозгах. Жму на тормоза!

Тем временем кареглазая бестия с улыбкой идиотки начинает приближаться.

Рывком вздёргиваю велик на попа! Тут уже не до бережливости, надо будет — швырну в волчицу, только вот попаду ли? Собаки очень шустрые звери, а волки ещё шустрее.

Вид стоящего на заднем колесе велосипеда зверя остановил. Потом хищник предпринимает обходной манёвр, по широкой дуге заходя мне в тыл. Слышу царапание когтей когда в асфальт мягко ударяются могучие лапы. Динамика движений совсем не как у стелющихся овчарок или расхлябанных дворняжек, скорее напоминает стремительную погоню гепарда за газелью. Скорость огромная — если зверь и подохнет, то явно не сегодня.

Эстетские размышления о грации бегущего волка не мешают мне гнуть свою линию. С визгом резины разворачиваю свой походный вел колёсами на животное, при этом использую метод, неоднократно мной применявшийся в борьбе с представителями дикой и домашней природы.

А именно: начинаю крыть тварюгу громкими матюгами!

Волчица остановилась в нерешительности, потом описала дугу в обратную сторону, сохраняя дистанцию до меня не менее четырёх метров. Теперь она остановилась почти там же, где я её увидел сначала.

Я не стал приближаться (могла и броситься!), однако на месте, где закрепился, стал вести себя, как подобает настоящему кроманьонцу — орал, махал великом, пытался напугать.

Я закричал не своим голосом

И, чтоб казаться страшнее, чем есть

Взъерошил руками волосы

Олег Григорьев «Крик»

Это к слову о психической атаке. Мои-то волосы были прижаты шлемом, конечно. Задача стояла прогнать хищника не допустив укуса любыми средствами.

И волчица отступила! Развернувшись прыжком она поскакала от меня по боковой дорожке. Словно пружина распрямлялось её тело, длинные ноги обеспечивали огромную длину прыжка. Вытянувшись в струну от носа до бурого хвоста («полена» на старо-охотничьем языке) зверь стрелой нёсся в сторону Полигона, где, видимо, и обитал.

Я любовался этими движениями. Однако успел отметить тощее брюхо, словно бы шкура на животе к позвоночнику притянулась. С поправкой на густоту меха можно было предположить, что между кожей и скелетом осталось совсем немного мяса — и ведь всё это столь эффективно работало!

Убедившись, что возвращаться волчица не торопится, ретируюсь со всех сил. По дороге домой малость нервничаю, в каждом кусте мерещится волк-другой. А от собак и совсем шарахаюсь.

Всё-таки хорошо, что я имею склонность паниковать не во время ЧП, а потом, как-нибудь на досуге. :)

Был ли у меня с собой фотоаппарат? Да - был. Только вот было немного не до него. Я понимаю, настоящий фотоохотник продолжает снимать, даже когда к нему в палатку вламывается голодный медведь (это я про знаменитое фото в сети)... Ну, таких высот самоотдачи я ещё не достиг)))

Вообще волков на Северо-Западе довольно много, когда едешь по безлюдным местам часто проезжаешь неподалёку от них... но об этом не узнаёшь, так как вменяемый волк к близкому контакту с человеком не склонен и скроется задолго до того, как шумный и неуклюжий путешественник его заметит.

В лесу бывает и так
В лесу бывает и так

Вспоминается история, произошедшая в южной Карелии 24 августа 2012 года.

Я тогда решил разведать, в какие края вела не обозначенная на карте песчаная дорога. По мере езды возрастало неприятное ощущение между лопатками. Спину сверлил ВЗГЛЯД. Попытки выяснить, чей взгляд, не давали результатов — позади никого не было. Тишина. Прямо дорога, слева чернолесье, справа чернолесье, ни машин ни кого-то ещё. На песке старые следы покрышек грузовиков.

А взгляд давит всё сильнее, словно говоря: - Отступи! Тебе туда не нужно! Потому что туда иду Я!!!

Километров через 15 моя паранойя возросла достаточно, чтобы повернуть назад. Но есть одна затыка — нужно пройти мимо Того Кто Смотрел!

Кто бы это мог быть? Рассуждая логично: пеший человек давно бы отстал, машина обогнала, да и мотора не слышно; другого велосипеда не видать. Значит зверь!

Два года назад я вблизи этих мест гулял по медвежьим следам. Медведь, в лучших традициях Винни-Пуха, ищущего Буку и Бяку, развлекался ходьбой по моим следам, а попутно лакомился рыбой, съедая только голову...

Еду обратно. Давление в спину прекратилось. Уже готов списать всё на разгул фантазии в тишине перед дождём. И тут вижу четырёхпалые когтистые следы. Свеженькие, местами поверх отпечатков моей резины. Каждый след с мою ладонь — то есть около 11-ти сантиметров. Средние пальцы далеко выдаются вперёд — волчина прошёл, причём матёрый. Маячащая впереди моя спина ему мешала. Обходить по лесу хищник не пожелал. Когда же я развернулся и приблизился, серый тихонечко канул в подлесок. А когда я убрался восвояси, зверь побежал себе дальше по дороге по своим волчьим делам.

Размер следа
Размер следа

Собаки в тех краях имеют лапы поменьше и без хозяина далеко не уходят. Иначе волки сожрут. Узбек Вахоб рассказывал, как зимой волчья стая осадила его избу — хозяин жил на втором этаже, а на первом держал овец. За ними-то и явились голодные хищники! После пары выстрелов отступили.

Может и правду старик говорил, кто же его знает.

А у дамы по имени Роза из той же деревни жила охотничья собака. Лайка с заметной примесью волчьей крови. Шерсть как у волчицы серая без белого, общий облик как у хаски — то есть по волчьим меркам мелкая и коротконогая. Но, в отличие от улыбчивой и добродушной хаски, эта зверюга морду имела мрачную и недоверчивую.

Помню, шёл я как-то пешком мимо дома Розы в сторону соседней деревни. Домик был крайний, а собаки в «хатах с краю» обычно отличаются повышенной бдительностью. Бусая полукровка не была исключением — лежа на крыше будки в позе сфинкса она внимательно следила за моим приближением. Представлены друг другу мы на тот момент ещё не были.

Я отметил горящие карие глаза красивой злой суки, как и отсутствие цепи на ошейнике. Хорошо — подумал я тогда — что собака за забором, а не то...

Лайка рванула с места! В полсекунды проскакала двор, легко не притормаживая перелетела забор на уровне моей груди, и безо всякого лая и рыка бросилась ко мне! Самой стрёмной была именно эта бесшумность атаки. Я успел только подумать — Хана пришла, сейчас на горло кинется!

Тяжёлая лобастая голова упёрлась мне в бедро однозначно приглашая почесать за ухом, раз уж пришёл. :)

Вообще лайки, как правило, довольно молчаливые и уравновешенные собаки (кроме откровенно придурковатых экземпляров). От Розиного гибрида я совсем никаких звуков не слышал. А люди её в качестве добычи не интересовали, в отличии от овец... По этой причине отношения между Розой и Вахобом были несколько натянутыми.

Итак, что делать велосипедисту при встрече с волком? Точно не пытаться уехать или убежать — волк намного быстрее. Скорее всего он пройдёт своей дорогой, вы ему не нужны — бешеных волков и людоедов довольно мало. Если вам не повезло встретить такого — пытайтесь напугать, кричите, зовите людей. Залезание на дерево спасёт, если времени на это хватит, но долго ли там можно просидеть? (Данный вопрос раскрывается в фильме «Весьегонская волчица») Вступать в бой отбиваясь руками, ногами и даже ножом малоперспективно. Перцовый баллончик штука вроде бы несерьёзная, но может и помочь. Были случаи — даже полярного медведя отгонял. На решимость хищника можно воздействовать горящим фальшфейером, петардой, стуком металла о металл, иногда даже ярким фонариком или резко раскрытым зонтом (последние 2 метода слабоваты, только если уж совсем ничего с собой страшного нет). На Ладоге один повстречавшийся мне турист рассказал, что отогнал пришедшего ночью к палатке медведя, бросив самонадувающийся коврик в костёр. Услышав резкий хлопок, топтыгин убежал и не вернулся. Думаю, такой способ и на волка подействует.

Могу констатировать, что в данное время и в данном месте (начало 21 века, юго-запад Северо-Западного Федерального округа) волки на велосипедистов ПОЧТИ не нападают.

В других условиях возможно и иное. Скажем, во время ВОВ волки пристрастились к поеданию убитых людей, которых в лесу хватало с избытком. В результате хищники утратили страх перед человеком, расплодились, стали терроризировать беззащитные деревни, бросаться на людей на дорогах. После окончания войны Волчий Вопрос был решён — большая часть зверей была перебита, оставшиеся стали вести скрытный образ жизни. Во времена более поздних вооружённых конфликтов волки тоже были неоднократно замечены в мародёрстве.

В Бокситогорском районе
В Бокситогорском районе

Отсюда следует, что если вам предстоит прогулка по местам недавних боевых действий в краях, где водятся волки (или другие крупные хищники), то не следует исключать нападение и экипироваться соответственно.

Написано 17.12.2021