Найти тему
TATA TARA 108

Бодхисаттва Акашагарбха

Бодхисаттва Акашагарбха (санскр. आकाशगर्भ, IAST: Ākāśagarbha («Сущность Пространства» или "Чрево Эфира (или Лоно Пространства)"; кит. 虛空藏 Xū kōng zàng (Сюкунцзан); яп. 虚空蔵 Kokūzō (Кокудзо); тиб. ནམ་མཁའི་སྙིང་པོ། Namkhai Nyingpo, вайли nam mkha’i snying po; там. ஆகாயகர்பர்) — воплощает собой «Саматаджняна» («Знание (Мудрость) Равностности») (санскр. समताज्ञान, IAST: Samatājñāna; тиб. མཉམ་ཉིད་ཡེ་ཤེས་ ньямньи йеше, вайли mnyam-nyid ye-shes) и сознание обоняния.

Акашагарбха (японское произношение: Кокузо Босацу ; тибетский: Намкай Ньингпо ) — бодхисаттва в китайском, японском и корейском буддизме, который связан с Великим Элементом ( махабхута ) Пространства ( акаша ). Его также иногда называют Гаганаганджа , что означает « небесная драгоценность ». Акашагарбха (яп. Кокузо ) — важная фигура в дальневосточном буддизме. Его эмблемы — Меч и Чинтамани (или драгоценность, исполняющая желания).https://buddhism.redzambala.com/buddha-aspects/akasagarbha-bodhisattva.html
Акашагарбха (японское произношение: Кокузо Босацу ; тибетский: Намкай Ньингпо ) — бодхисаттва в китайском, японском и корейском буддизме, который связан с Великим Элементом ( махабхута ) Пространства ( акаша ). Его также иногда называют Гаганаганджа , что означает « небесная драгоценность ». Акашагарбха (яп. Кокузо ) — важная фигура в дальневосточном буддизме. Его эмблемы — Меч и Чинтамани (или драгоценность, исполняющая желания).https://buddhism.redzambala.com/buddha-aspects/akasagarbha-bodhisattva.html

Акашагарбха – партнёр Кшитигарбхи, "Чрева Земли", Дзидзо (地蔵, Дицзан), великого бодхисаттвы, столь почитаемого на Дальнем Востоке. Эфир и земля относятся к индийским элементам, а слово гарбха, чрево, внутренность (переводимое, как 蔵, "хранилище"), часто использовалось для определения бодхисаттв и сутр, дабы указать, что в своей внутренней природе они имели Землю, Эфир, Солнце (ссурья), Луну (чандра), Сумеру, Медитацию (самадхи), Знание (жняна), или Магическую Силу (ваджра).
Кшитигарбха, подобно производящему жизнь чреву, содержит в себе изобильное благословение Земли, а Акашагарбха полон бесконечного, неисчерпаемого, беспрепятственного Эфира; таким образом, из них обоих непрестанно изливается поток счастья и защиты на добродетельных и ревностных сподвижников.

Кшитигарбха дал обет не становиться буддой до тех пор, пока все живые существа не будут спасены. Источник фото: https://ru.pinterest.com/pin/239887117636821189/
Кшитигарбха дал обет не становиться буддой до тех пор, пока все живые существа не будут спасены. Источник фото: https://ru.pinterest.com/pin/239887117636821189/

Бодхисаттва Акашагарбха являет бесчисленные добродетели и мудрость подобия всех Татхагат. Он относится к югу, направлению драгоценного камня и Будды Ратнасамбхавы.
Все достижения Акашагарбхи есть полные практики буддийского пути. Аспект даяния из наполненной сокровищницы размерами равной всему пространству.
Культ Бодхисаттвы Акашагарбхи получил особо широ­кое развитие в тантрическом буддизме.

Чаще всего Акашагарбха изображается жёлтого цвета, так как Он принадлежит семейству Ратнасамбхава.

Акашагарбха. Источник изображения: https://ru.pinterest.com/pin/292030357095429823/
Акашагарбха. Источник изображения: https://ru.pinterest.com/pin/292030357095429823/

Но встречаются изображения и белого цвета, что символизирует собой «Большую Белую» — Венеру, с которой отождествляют Акашагарбху.

Акашагарбха Бодхисаттва белого цвета, что символизирует собой «Большую Белую» — Венеру, с которой отождествляют Акашагарбху. Источник изображения: https://ru.pinterest.com/pin/570972059006033852/
Акашагарбха Бодхисаттва белого цвета, что символизирует собой «Большую Белую» — Венеру, с которой отождествляют Акашагарбху. Источник изображения: https://ru.pinterest.com/pin/570972059006033852/

Совсем редко Бодхисаттву изображают голубого цвета — цвет пространства, которое по версии Шань Увэя соответствует Махавайрочане, выступающего главой дхьяни-будд.

Тибетское изображение. Совсем редко Бодхисаттву изображают голубого цвета — цвет пространства, которое по версии Шань Увэя соответствует Махавайрочане, выступающего главой дхьяни-будд. Источник фото: https://ru.pinterest.com/pin/298645019021418145/
Тибетское изображение. Совсем редко Бодхисаттву изображают голубого цвета — цвет пространства, которое по версии Шань Увэя соответствует Махавайрочане, выступающего главой дхьяни-будд. Источник фото: https://ru.pinterest.com/pin/298645019021418145/

Акашагарбха одет в монашескую рясу. На голове у Акашагарбхи корона с ликами пяти дхьяни-будд. В правой руке у Него меч, отсекающий беспокоящие эмоции, а в левой лотос на длинном стебле. Над лотосом или в короне на лбу находится читтамани (санскр. cintāmaṇi; тиб. yid bzhin nor bu) — драгоценность, исполняющая желания. Но иногда встречаются изображения, где в одной руке все виды драгоценностей, а в другой — чинтамани. Но вместе с тем камень Чинтамани может также завладеть разумом своего владельца и свести его с ума. Поэтому человек, которому посчастливится завладеть чудодейственным камнем, должен обладать сильной волей, чтобы преодолеть мощную энергетику камня, в противном случае последствия для его владельца будут печальными — он будет всесилен, но пойдёт по демоническому пути развития. Акашагарбха держит этот камень в руке, что символизирует чистоту помыслов бодхисаттвы и его свободу от клеш. Очень редко Акашагарбха стоит, чаще Его изображают восседающим на цветке лотоса.
Акашагарбха символизирует самата-жняна, а также сознание обоняния (осознание запаха).

 Бодхисаттву Акашагарбху изображают сидящим в позе лотоса. В одной руке он держит все виды драгоценностей, в другой – драгоценность, исполняющую задуманное – читтамани (санскр. cintāmaṇi; тиб. yid bzhin nor bu).
Бодхисаттву Акашагарбху изображают сидящим в позе лотоса. В одной руке он держит все виды драгоценностей, в другой – драгоценность, исполняющую задуманное – читтамани (санскр. cintāmaṇi; тиб. yid bzhin nor bu).

Пять Великих Акашагарбхов являются проявлением пяти Будд Мудрости . Говорят, что они приводят к увеличению таких преимуществ, как хорошее здоровье.

В традиционной мандале они расположены следующим образом:

1) Дхармадхату Акашагарбха | Центр | Белый | Вайрочана
2) Ваджрадхату Акашагарбха | Восток | Желтый | Акшобхья
3) Ратнапрабха Акашагарбха | Юг | Синий | Ратнасамбхава
4) Падма Акашагарбха | Запад | Красный | Амитабха
5) Карма Акашагарбха | Север | Черный | Амогхасиддхи

Культ Акашагарбхи

Учение Акашагарбхи обрело особую популярность в Китае и Японии, хотя, как считается в школе Сингон, сначала Учение получил индийский махасиддха Нагарджуна, а затем Оно перешло к Нагабодхи, от которого передачу получил Шубхакарасимха (637—735), который прибыл в Китай в 716-м году и взял имя Шань Увэй. Затем учение пришло в Японию вместе с монахом школы Санрон, обучавшемся у Шань Увэя.

Акашагарбху соотносят с Венерой. В китайской астрологии Венера зовётся «Большой Белой» (кит. 太白 Tai Bo). Иногда её называют «Рассветной Звездой», так как это связано с особыми тайными тантрическими практиками Акашагарбхи, выполняемыми на рассвете, пока Венера ещё видна. Венера отождествляется с белым цветом и западным направлением. При солнечных и лунных затмениях проводят специальные ритуалы, связанные с Акашагарбхой.

Есть особая практика принятия прибежища и почитания Акашагарбхи, в которой начитывают Его дхарани и созерцают «Рассветную Звезду». В ходе выполнения этой практики можно реализовать состояние, называемое «Вступления в уста», когда Акашагарбха в виде «Рассветной Звезды» сходит с неба и влетает в рот адепту. При этом наставники японской традиции «Миккё» (яп. 密教 Mikkyō («Тайное Учение»)) утверждают, что это не аллегория, а так происходит на самом деле.

В тантрических традициях, почитающих Акашагарбху, рассматриваются доктрины о пяти первоэлементах, их взаимодействиях между собой и превращениях. Пространство — акаша, считается наивысшим из этой пятёрки. Природа огня — жар, воды — влажность, земли — твёрдость, а пространство обладает десятью чудесными свойствами: оно не знает препятствий; оно присутствует повсюду; оно равностно, поэтому беспристрастно; оно безгранично; оно не сковано формой; оно чисто; оно неподвижно; оно пусто от существований; оно пусто от пустоты; оно не обретаемо. И всё это персонифицируется в Акашагарбхе. Данные доктрины и соответствующие им практики были наиболее подробно разработаны школой «Тяньтай» (кит. 天台宗 Tiantai; яп. 天台宗 Tendai-shū). Поэтому культ Акашагарбхи в этой школе овеян наибольшим почтением. Шань Увэй в своих трудах соотносил пять первоэлементов с пятью дхьяни-буддами. Пространство персонифицируется Махавайрочаной, который является самым главным в пятёрке и выступает в роли Ади-Будды (Изначальный Будда). Когда Акашагарбху соотносят с изначальным пространством Махавайрочаны, то Он изображается голубого цвета — цвета пространства.

Тибетское изображение Акашагарбхи(1800 - 1899 гг.) в традиции Ньингма.
Коллекция Культурный фонд Хана
https://www.himalayanart.org/items/98871
Тибетское изображение Акашагарбхи(1800 - 1899 гг.) в традиции Ньингма. Коллекция Культурный фонд Хана https://www.himalayanart.org/items/98871
Тибетское изображение Акашагарбхи(1800 - 1899 гг.) в традиции Ньингма. Коллекция Культурный фонд Хана
Тибетское изображение Акашагарбхи(1800 - 1899 гг.) в традиции Ньингма. Коллекция Культурный фонд Хана

Как говорилось ранее - вместе с Акашагарбхой почитают Кшитигарбху. Оба бодхисаттвы являются партнёрами и изливают поток благословений на преданных им адептов. Кшитигарбха — «Сущность Земли» («Лоно Земли»), воплощает собой твёрдость. Это твёрдость в следовании обетам и духовному пути. Твёрдость в сочетании с отсутствием препятствий и необъятностью дают поистине замечательный результат. В «Сутре основных обетов бодхисатвы Кшитигарбхи» Акашагарбха задаёт вопросы Будде Шакьямуни и получает исчерпывающие ответы. Культы этих двух бодхисаттв очень часто идут «рука об руку». (Кому интересно прочитать о КШИТИГАРБХЕ переходите по ссылке: https://dzen.ru/a/ZG6j_Cjgaj5a99Ne)

Акашагарбха и Кшитигарбха.
Акашагарбха и Кшитигарбха.

Когда он произносил эти слова, в собрании находился бодхисаттва, которого звали Акашагарбха. Он сказал Будде: «Я прибыл на небо Траястримша и услышал, как татхагата восхваляет невообразимые и неописуемые духовные силы бодхисаттвы Кшитигарбхи. [Я хочу узнать], сколько видов пользы обретёт благой мужчина, благая женщина, божество или дракон, который услышит эту сутру и имя Кшитигарбхи, почтительно воззрит на его образ и поклонится ему?»

К Акашагарбхе обращаются не только за духовными знаниями, но и за материальным благополучием. Почитание Акашагарбхи позволяет адептам обретать особые силы и в совершенстве постигать «письмена и смысл всех законов и учений».

Если те, у кого извращённые взгляды, и кто не знает дороги к Нирване, произнесут его имя и всем своим сердцем станут искать у него прибежища, сжигая благовония в его честь и поклоняясь ему, увидев добрые корни в их сердцах, он появится в их снах и, практикуя упая (яп. хобэн) во всех формах, разъяснит им Закон.Больным он является в их снах в виде Шакьямуни, или Шри Дэви, или Дэви Сарасвати (яп. Мёо-тэн, Мёонгаку-тэн, то есть Бэндзайтэн), или как Ракшаса, или — министром, военным, добрым доктором, или отцом, или матерью больного, и, стоя рядом с ним, как взаправду, он разъясняет им все виды снадобий, которыми можно излечить их болезнь. Одна доза такого лекарства устраняет болезнь, которая уже никогда не возвращается.
Те, кто желает обрести учёность, покой, самадхи, мудрость, славу, талант, независимость, владения, власть, богатство, детей, или родственников, красоту, прекрасный голос, долгую жизнь, благословенную добродетель, верность в исполнении заповедей, выносливость, энергию, сосредоточение, красноречие, почёт, спасение ото всех бедствий и прочее, обнаружат, что их желания исполнились, если станут поклоняться Акашагарбха в удалённом лесном месте, или на открытом месте, жечь различные благовония, складывать ладони и простираться на земле, кланяться десяти направлениям и произносить дхарани.

Акашагарбха. Источник изображения: https://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Akasagarbha/0001/0001.htm
Акашагарбха. Источник изображения: https://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Akasagarbha/0001/0001.htm

Мантры бодхисаттвы Акашагарбхи

Мантра Акашагарбхи широко используется буддистами Сингон , китайскими эзотерическими буддистами и художниками. Считается, что он порождает мудрость и творчество, а также рассеивает невежество.

Японский: Наму Кокузо босацу
Китайский:
Намо сюконгзанг púsà
Корейский:
Наму Хеогончжан Босал

Перевод: Поклонение Бодхисаттве Акашагарбхе.

Акашагарбха Будда — Будда, дарующий Мудрость через Просветление.

Источник изображения:                https://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Akasagarbha/0001/0001.htm
Источник изображения: https://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Akasagarbha/0001/0001.htm

Мантра Акашагарбхи на санскрите: ОМ ВАДЖРА РАТНА ОМ ТРАХ СВАХА

Японское произношение этой мантры:

ОМ БАЗАРА АРАТАННО ОМ ТАРАКУ СОВАКА

Бодхисаттва Акашагарбха. Источник изображения: https://www.oum.ru/literature/buddizm/bodkhisattva-akashagarbkha/
Бодхисаттва Акашагарбха. Источник изображения: https://www.oum.ru/literature/buddizm/bodkhisattva-akashagarbkha/

Еще одна мантра на санскрите:

OM SOTI KAMBALA SHI VI PULASAMBHVA DHARNA DHATU GO TSAR SOHA

Акашагарбха-статуэтка. Источник изображения:               https://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Akasagarbha/0002/0001.htm
Акашагарбха-статуэтка. Источник изображения: https://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Akasagarbha/0002/0001.htm

Мантра утренней звезды

Повторив 1 миллион раз согласно необходимым ритуалам, за определенный период времени человек обретает способность запомнить и понять любой текст.

Siddhāṃ:

Мантра утренней звезды на санскрите.
Мантра утренней звезды на санскрите.

Транслитерация:

namo ākāśagarbhaya oṃ ārya kamari mauli svāhā

НАМО АКАШАГАРБхАЯ ОМ АРЬЯ КАМАРИ МАУЛИ СВАХА

Японское прочтение.

nōbō akyasha kyarabaya on ari kyamari bori sowaka

Эта мантра занимает важное место в духовных практиках школы Сингон. Она восходит к тексту: Kokūzō bosatsu nō man shogan saishō shin darani gumonji hō (虛空藏菩薩能滿諸願最勝心陀羅尼求聞持法: T 20 #1145). Практика этой мантры развивает способность помнить и понимать любой увиденный текст.

Акашагарбха-сутра

«Акашагарбха-сутра» — одна из сутр, вошедших в Махасамнипата-сутру. Из санскритского оригинала до наших дней дошёл лишь один отрывок, где описаны восемь коренных падений бодхисаттвы.

Для тех, кто совершил отступления в обетах бодхисатвы, Будда Шакьямуни советует раскаяться и каждый день на рассвете, повернувшись лицом на восток, делать подношения образу Акашагарбхи, простираться перед ним и призывать по имени. Если практиковать усердно, то перед практикующим во сне, а для самых усердных и наяву, явится Акашагарбха и освободит от кармических долгов.

Самый первый перевод сутры сделал монах Буддхаяшая из Кабула в 403—413 гг. Начинается сутра с того, что Будда Шакьямуни в сопровождении бесчисленных бхикшу и бодхисаттв навестил на горе Халатика одного отшельника. На этой горе Будда Шакьямуни объяснял дхарани для уничтожения препятствий, вызванных злыми деяниями. От Шакьямуни исходил такой великий свет, что он озарил собой все миры. Бесчисленное количество бохисаттв из разных миров полетели на этот свет. Это увидел Бодхисаттва Акашагарбха, который жил в мире Сарвагандха (Все Ароматы) за невообразимым количеством миров на западе от мира, где передавал Учение Будда Шакьямуни. Будда мира Сарвагандха объяснил Акашагарбхе, что свет исходит от непревзойдённого учителя богов и людей — Будды Шакьямуни, передающего учение в мире Саха. Акашагарбха обрадовался, услышав эти пояснения и с разрешения будды мира Сарвагандха отправился вместе с огромной свитой из других бодхисаттв выразить почтение Будде Шакьямуни, сделать Ему подношения, выслушать наставления и самому дать разъяснения дхарани, разрушающей препятствия, вызванные злыми деяниями. Когда Акашагарбха со свитой подлетали к месту проповеди с запада, то все присутствующие увидели яркий свет, исходящий от Акашагарбхи. Этот свет перекрывал собой всё, за исключением света, исходящего от Будды Шакьямуни. Будда выразил похвалу Акашагарбе:

Бодхисаттва-Махасаттва Акашагарбха. Источник изображения: https://vk.com/album5982274_251687709?z=photo5982274_457335556%2Falbum5982274_251687709%2Frev
Бодхисаттва-Махасаттва Акашагарбха. Источник изображения: https://vk.com/album5982274_251687709?z=photo5982274_457335556%2Falbum5982274_251687709%2Frev

Такой свет — удачное предзнаменование прибытия Бодхисаттвы-Махасаттвы Акашагарбхи. Этот бодхисаттва обладает всеми самадхи, многочисленными, как [волны] великого океана. Он пребывает в заповедях бодхисаттвы, [высоких, как] гора Сумеру. Его терпеливое сердце — как алмаз, его энергия и ярость — как быстрый ветер, его знание (жняна) [безгранично], как эфир, его мудрость (праджня) [неизмерима], как песчинки Ганга. Среди бодхисаттв он подобен великому победоносному знамени, могучему учителю, ведущему к Паринирвана, основе добродетельных корней. Для бедных он — сосуд счастья, для тех, кто во тьме, — солнце, для тех, кто потерял путь, — луна, для боящихся — место, где можно укрыться, для родившихся со страстью — влага амрита, для имеющих добродетельные корни — посох и мост к Паринирвана, для родившихся на небе — лестница и корабль, на котором пересекают рождение и смерть, для страдающих от клеветы и оскорблений — укрытие. Для тех, кто пал на неверный путь, он — лев; он может очищать все взгляды, как дождевая вода, разбивать страсти и ненависть, как громовая буря. Для нарушивших заветы он — лекарство, он производит добродетельные корни, как весеннее болото. Этот величественный бодхисаттва — как гирлянда цветов; он выявляет добрые и злые поступки [людей], как ясное зерцало. Для тех, у кого нет стыда (яп. дзанги) [перед другими, или собой], он — прекрасная одежда для тех, кто страдает от трёх видов несчастий (яп. санку) и болезней — великий и добрый доктор; для тех, кого сжигает жажда — яркая лунная жемчужина, а для тех, кто совершенно измождён — кровать. Он обладает совершенной мудростью Будды; все люди и дэва должны делать ему подношения; никто, за исключением Татхагаты, не сравнится с ним. Все вы должны ему поклоняться с величайшим почтением, почтительно встречать его и, в соответствии со своими возможностями, жертвовать прекрасные сокровища, стяги, зонтики, балдахины, цветы и благовония, ожерелья, одежды и кровати, петь гимны и славословия в его адрес.

В «Махавайпулья-махасаннипата-сутре» Акашагарбхе посвящены пять глав. Большая часть совпадает с Акашагарбха-сутрой, но есть и отличия: сказано, что Акашагарбха прибывает с востока, а не с запада, а его мир называется Махавьюха, а не Сарвагандха.

Кокузо Босацу (Акасагарбха) - Google Art Project     https://en.wikipedia.org/wiki/%C4%80k%C4%81%C5%9Bagarbha#/media/File:Kokuzo_Bosatsu_(Akasagarbha)_-_Google_Art_Project.jpg
Кокузо Босацу (Акасагарбха) - Google Art Project https://en.wikipedia.org/wiki/%C4%80k%C4%81%C5%9Bagarbha#/media/File:Kokuzo_Bosatsu_(Akasagarbha)_-_Google_Art_Project.jpg

ПОЛНЫЙ ПЕРЕВОД ДХАРАНИ-СУТРЫ АКАШАГАРБХИ можно найти на сайте: http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/akasagarbha.shtml

ИСТОЧНИКИ: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B0%D1%88%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%85%D0%B0

Бодхисаттва Акашагарбха в Китае и Японии
Д-р. М.В. Де Фиссер. Uitgave van de Koninklijke akademie van wetenschappen te Amsterdam 1931
https://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Akasagarbha/0001.htm

Акашагарбха

Категория: АСПЕКТЫ БУДДЫ https://buddhism.redzambala.com/buddha-aspects/akasagarbha-bodhisattva.html