Найти тему

Какие софт-навыки нужны, чтобы вести свое дело: советы от предпринимателей

Оглавление

В этом материале рассказываем про софт-навыки, которые помогут предпринимателю выстроить плодотворные рабочие процессы.

Софт-навыки или по-другому гибкие навыки — это те умения, которые не относятся к профессиональным, но нужны в любой работе, поскольку помогают строить отношения с людьми, ускорять поиск необходимой информации и решать задачи.

Важность софт-навыков подтверждают исследования. Вот несколько примеров.

  • Кирабо Джэксон, профессор Северо-Западного университета (Чикаго), наблюдал с 2008 года за 150 тыс. школьников в 133 школах. Согласно его исследованию, в тех школах, где развивают социально-эмоциональные качества, результаты школьников выше, чем в тех школах, где ученики сконцентрированы только на результатах тестов.
  • Исследование Намрата Кала , доцента экономики в MIT Sloan, показало, что обучение гибким навыкам на нескольких предприятиях вернуло примерно 250% окупаемости инвестиций менее чем через год после окончания обучения. Сотрудникам стало легче решать проблемы и принимать сложные решения, повысилась продуктивность.
  • А это исследование  показало, что традиционное обучение предпринимательству очень важно для развития бизнеса, но будет неэффекктивным, если только дает знания о законах бизнеса. Исследователи рекомендовали студентам развивать навыки межличностной коммуникации.

Какие же гибкие навыки стоит развивать предпринимателю, который хочет усилить свой бизнес? Об этом рассказывают владельцы бизнеса и эксперты.

Умение выстраивать коммуникации

Александр Бочкин, генеральный директор Инфомаксимум

Руководителю мало быть профессионалом в своей области. Он должен быть «клеем» для своей команды, способным не только контролировать и управлять, но и организовывать и мотивировать.

Базовая основа всех soft skills — это коммуникации, взаимодействие между людьми. И нарастить недостающие навыки – значит больше времени уделять межличностному общению, а именно:

  1. Практиковать совместную работу или совместное решение определенных рабочих задач.
  2. Давать полноценный фидбэк.
  3. Планировать свое время.
  4. Анализировать все удачи и неудачи.
  5. Не только слышать, но и прислушаться к мнению команды.

💡 Совет: обратите внимание на книгу «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова. Книга учит смотреть другими глазами не только на текст, но и на сам принцип делового общения.

Расширение кругозора и изучение нового

Мария Гусакова, управляющий партнер агентства Blackline PR&Digital

Один из ярких примеров, подтверждающих необходимость увлекаться совершенно разными направлениями и хобби, изучать интересные узкому кругу людей темы – опыт Стива Джобса. Стив в свое время увлекся каллиграфией и прошел абсолютно бесполезный на тот период его жизни курс, где познакомился с различными шрифтами. Спустя десять лет знания легли в основу типографики и дизайна первого компьютера Macintosh. Поэтому не бойтесь тратить время на различные курсы и вебинары. Постоянно узнавайте что-то новое.

💡 Совет: начните изучать что-то совершенно новое, но интересное вам, даже если вы пока не представляете, как это можно совместить с бизнесом. Изучение нового позволит вам выйти из привычной плоскости и, возможно, вы найдете нестандартно и эффективное решение давней проблемы.

Сфокусированность на цели

Наталья Сиводед, трекер-методист, наставник для студентов Академии трекеров

У предпринимателя много задач, из-за чего концентрация теряется, а ключевая цель ускользает из-под контроля. Поэтому для предпринимателя важно управлять временем. Но постоянная занятость критична. Если предприниматель уделяет 90–100% времени операционной работе, его бизнес не развивается или терпит убытки. Что с этим делать?

Поставьте цель 30–40% времени выделять на стратегическое планирование. Нарисуйте картину своего рабочего дня с получасовыми интервалами, зафиксируйте рутину, частично делегируйте малозначимые процессы.

💡 Совет: поэкспериментируйте с «методом Помидора», чтобы найти свой оптимальный ритм работы. О том, как выстроить продуктивную работу, используя этот метод и другие, мы писали в этом материале.

Развитие эмоционального интеллекта

Мария Четыркина, сертифицированный коуч ICF, MBA

По данным Национальной ассоциации малого бизнеса США в 2017 году в ТОП-10 причин, почему проваливаются стартапы, кроме проблем с финансами, маркетингом и самим продуктом, входят такие факторы как:

  • отсутствие потребности на рынке (42%),
  • плохой подбор управляющей команды (23%),
  • игнорирование потребностей потребителей (14%).

Все эти проблемы так или иначе можно решить с помощью развития эмоциональной компетенции собственников и руководящего звена.

Основная проблема с развитием этого софт-навыка заключается в том, что руководителю нужно признать свое несовершенство. И вместо того, чтобы искать причины неудач в других, необходимо принять тот факт, что проблема может быть в нем самом. Не каждая корпоративная культура поддерживает руководителей в таком признании.

💡 Совет: получайте обратную связь (от коллег или коуча), осознавайте и наблюдайте за своими эмоциями, рефлексируйте. Основная теория по теме в книге Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект».

Последовательность в решениях

Александр Высоцкий, основатель консалтинговой компании Visotsky Consulting

То или иное действие руководителя сразу же сказывается на всей команде. Для сотрудников руководитель – самое стабильное данное. Это не означает, что руководитель не должен менять свою точку зрения. Но он действительно должен быть последователен в своих намерениях. Если он склонен действовать под влиянием настроения, постоянно меняет приоритеты и подходы к работе, то вместо согласованности действий получит хаос.

💡 Совет: убедитесь, что каждое ваше решение и действие ведет к достижению более важной цели вашего бизнеса. Анализируйте результаты своих действий. Если ваши бизнес-процессы, продажи и маркетинг работают несинхронно, то вы получите нестабильные результаты.

Статья

Клиентоориентированность

Наталья Сиводед, трекер-методист, наставник для студентов Академии трекеров

О клиентоориентированности много говорят, но при этом часто стремление это чисто формальное, чтобы заслужить рейтинг лучшей компании. Настоящая же клиентоориентированность должна помочь определить потребности клиента, и именно тогда ваш покупатель будет благодарен. Клиентоориентированность избавляет от иллюзий, дает внешнюю оценку бизнесу, помогает компаниям расти.

💡 Совет: больше общайтесь с целевой аудиторией, изучайте ее потребности; проводите CustDev-интервью. Рекомендую прочитать книгу «Клиенты на всю жизнь».

Умение собирать и вдохновлять команду

Алексей Таранов, CEO Digital Must

Для руководителя важно собрать правильную команду. Это особенно актуально для digital-бизнеса (познакомиться с этим форматом пришлось большинству предпринимателей), где люди – главный актив. Руководителю нужно постоянно прокачивать свои профессиональные и личностные скиллы и вкладываться в обучение своих людей. От этого напрямую зависит их эффективность, продуктивность, готовность меняться и идти в ногу со временем.

💡 Совет: как научиться отбирать ценные кадры, очень хорошо описано в книге «Кто? Решите вашу проблему номер один» Джеффа Смарта и Рэнди Стрита.

Конечно, список можно продолжить и включить в него еще много софт-навыков, которые необходимы предпринимателю. Но, как справедливо заметила один из спикеров Деловой среды, Марина Гусакова, важно провести свой собственный анализ, выявить свои сильные и слабые стороны и составить собственный список.

Если вы знакомы с моделью Ларри Грейнера, то легко сможете жизненный цикл организации применить к собственному развитию. Ведь руководитель такой же бренд, которому необходимо постоянно расти и развиваться.

Подумайте, где вы находитесь в данном этапе жизни? Какие ваши сильные/слабые стороны. Что вам необходимо подтянуть в профессиональном плане, какие личные качества вам стоит прокачать, чтобы общаться в том круге людей, которые смогут вам помочь достичь желаемого роста в бизнесе?

Статья взята с сервиса Деловая среда.