24 февраля 1989 года, в пятницу, из аэропорта город Лос-Анджелес вылетел авиалайнер "Boeing 747-122" следовавший в Новую Зеландию и Австралию.
Самолёт авиакомпании United Airlines выполнял по плановом расписанию межконтинентальный авиарейс за номером UA811 и конечным пунктом назначения для него был австралийский город Сидней.
На такое дальнее расстояние авиалайнер летел с промежуточными посадками в Гонолулу (Гавайские острова) и новозеландском городе Окленд.
Борт вместил в себя 337 человек пассажиров и 18 человек - членов экипажа.
Самолёт был выпущен на трассы авиалиний в 70-м году и к тому моменту налетал уже почти 59 тысяч часов, совершив при этом более 15 тысяч циклов "взлёт-посадка". Четыре двухконтурных турбовентиляторных двигателя фирмы "Пратт и Уитни" уверенно носили такой громоздкий пассажирский авиалайнер по небесным просторам над волнами Тихого океана!
Лайнером управлял достаточно опытный экипаж летчиков. Командир авиа-корабля Дэвид Кронин (59 лет) проработал в данной авиакомпании уже 34 года. В должности командира этого воздушного судна летал с декабря 1985 года, и имел общий налёт часов 27995 (из них 3345 на "747-ом "Боинге").
Второй пилот Грегори Слойдер (48 лет) работал в авиакомпании почти 29 лет и имел за спиной опыт в 14500 часов полетов. Вторым пилотом он, на данном самолёте, работал с лета 1987 -го года.
Бортинженер Рэндал Томас ( 46 лет) имел стаж работы в авиакомпании 19 лет и 8 месяцев, и так же считался достаточно опытным специалистом.
В салоне самолёта работали ещё пятнадцать бортпроводников.
Остальные 337 человек на борту имели статус обыкновенных пассажиров желающих улететь из Лос-Анджелеса поскорее в другие места!
К обеду текущего дня "Boeing 747-122" успешно прибыл в Гонолулу и простояв там какое-то время на посадочном терминале, в 1ч. 52 мин. местного времени, вылетел по направлению в Окленд.
Во время набора высоты на пути самолёта возник небольшой грозовой облачный фронт. Экипаж решил обойти его и предвидя возможную тряску лайнера с возможным возникновением турбулентности не стал включать табло "Застегните ремни". Вскоре, это спасло жизнь многим пассажирам авиалайнера!
Спустя шестнадцать минут после вылета из Гонолулу самолёт всё ещё продолжал набирать необходимую высоту до 10 000 метров. Когда он достиг эшелона в 6800 метров, в носовой части авиалайнера послышался какой-то металлический скрежет, а после этого произошел громкий стук.
Оказалось, что неожиданно, в салоне бизнес-класса по правому борту воздушного судна, от самолёта оторвало переднюю дверь грузового отсека! Причем дверь вырвало "с мясом" - с частями фюзеляжа. Всё произошло мгновенно, в течении двух секунд.
В боку самолёта образовалась большая дыра, и после разгерметизации салона внезапный перепад давления устремил воздушный поток из салона лайнера наружу.
Поток был такой неимоверной силы, что были оторваны 11 пассажирских кресел с 9-ю пассажирами, которые исчезли в образовавшемся проёме. Это были места G 8-12, Н8-12 и F9. Из этих кресел только два были не занятыми.
В момент отрыва части фюзеляжа воздушный поток едва не утащил за собой одну из стюардесс. Спасло её только то, что она зацепилась ногой за поручень кресла. 38-милетняя Мэй Саполу квалифицировалась на данный "борт" с 13 октября 1988 года. Мэй пришли на помощь пассажиры и втащили её, ускользающую, назад в салон своими руками!
Воздушная волна после отрыва двери грузового отсека вывела из строя аварийную систему подачи кислорода для пассажиров и для экипажа.
Но командир корабля сумел быстро сориентироваться и повел самолёт на снижение , заодно делая разворот на возвращение в аэропорт Гонолулу.
Между тем, улетевшей дверью грузового отсека, и остальными предметами из салона, повредило правое крыло авиалайнера, правый горизонтальный хвостовой стабилизатор, а так же и два правых двигателя.
Сначала загорелся двигатель номер три, а следом за ним и номер четыре.
Двигатели удалось потушить путем их поочередного отключения. Самолёт продолжал снижаться, летя на двух оставшихся двигателях.
Чтобы уменьшить посадочную массу авиалайнера экипаж произвёл аварийный сброс имеющегося на борту топлива. Лётчики продолжали бороться за живучесть машины в небе и пытались привести её всеми способами на двух двигателях на аэродром.
Управлять такой тяжелой махиной "Боинга" с ассиметричной тягой движков было совсем непросто. Но командир и второй пилот справились с этим действием блестяще.
В 2ч.34 минуты самолёт успешно совершил аварийную посадку в аэропорту Гонолулу.
Закрылки и предкрылки самолёта так же были повреждены и не выходили полностью, поэтому коснувшись посадочной полосы авиалайнер несся по ней на высокой скорости в 360км в час, и при этом была большая вероятность уйти за пределы полосы не затормозив, и поломать лайнер до конца.
Пилотам пришлось проявить изрядную выдержку и хладнокровие даже в последние мгновения для успешного завершения своей миссии. Действуя слаженно и толково, летчики сумели остановить свой "Боинг" на самом краю "взлётки", и тем самым вполне вероятно спасли ещё нескольких пассажиров.
Когда лайнер остановился, то все то находился на его борту были в течении полутора минут эвакуированы подоспевшими спасательными службами.
Помимо "улетевших" вместе с креслами 9-ти пассажиров , повреждения получили 38 человек (16 членов экипажа и 22 пассажира). Самое серьезное из них - это вывих плеча у одного из пассажиров.
... Причину самопроизвольного открытия двери и отрыва её от фюзеляжа, так толком долго не могли выяснить. Эту дверь нашли в океане спустя два года и подняли с глубины в 400 метров.
Комиссия по расследованию причин случившегося пришла к выводу, что на самолёте имеются конструктивные недостатки в запорном устройстве блокировки двери грузового отсека. Эта конструкция была на данных моделях самолёта потом доработана.
Экипаж рейса 811 был награжден за проявленный героизм.
"Boeing 747-122" был восстановлен, и с 1-го сентября того же года продолжил свои полёты в той же авиакомпании.
18 марта 1997 -го года авиалайнер был куплен африканской авиакомпанией "Al Dabia" из Гамбии. Но по видимому африканцы не очень умеют разбираться в запчастях самолётов и их обслуживании, потому что уже в 2001 -м году самолёт был списан и разделан на металлолом.
* * *