Под занавес 2023 г. Правительство РФ утвердило ряд документов, касающихся реформы расширенной ответственности производителя.
Нормы о расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП), напомним, заработали с 1 января 2015 года.
Они предусматривают обязанность организаций и ИП, осуществляющих производство товаров на территории РФ, а также юрлиц и ИП, ввозящих в Россию товары из третьих стран или государств – членов ЕАЭС (далее – производители и импортеры товаров соответственно), обеспечивать выполнение установленных нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки (группы товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством РФ), либо – в случае необеспечения самостоятельной утилизации товаров и упаковки или недостижения нормативов – уплачивать экологический сбор (ст. 24.2, ст. 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; далее – Закон № 89-ФЗ).
Обеспечить выполнение нормативов утилизации производитель или импортер может непосредственно – создавая собственные объекты по утилизации отходов от использования товаров – либо заключая договоры с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, организацией или ИП, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО). Кроме того, обеспечение выполнения нормативов утилизации можно поручить – на основании соответствующих договоров – российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями, импортерами товаров в указанных целях, а они, в свою очередь, заключают договоры с юридическими лицами или ИП, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В таком случае российский экологический оператор или ассоциация представляет отчетность о выполнении нормативов утилизации от своего имени (п. 4, п. 5 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).
Виктория Абрамченко, заместитель Председателя Правительства РФ:
Одной из серых зон действующего института РОП является отсутствие инструментов контроля, а также выпуск фиктивных актов утилизации. Часто по документам упаковка и товары утилизированы, а по факту они выбрасываются на свалки. Поэтому мы предусмотрели модернизацию информационной системы и создание реестра предприятий-утилизаторов. В нее будут погружены данные о мощностях утилизаторов и о принятом объеме отходов. Если утилизатор выпустил акты на больший объем отходов, чем позволяют его мощности, система сможет это распознать. Таким образом Росприроднадзор будет выявлять недобросовестные компании и контролировать реальную утилизацию отходов.
Источник: выступление вице-премьера на совещании Президента РФ с членами Правительства РФ, которое состоялось 17 мая 2023 года.
В случае заключения производителем или импортером товаров договора на оказание услуг с не включенным в реестр утилизаторов лицом утилизация не будет признаваться выполненной. Обязательным для включения в реестр требованием будет наличие у организации или ИП на праве собственности, ином вещном праве или на основании договора аренды сроком более года оборудования и специализированных установок для утилизации отходов от использования товаров. Кстати, информацию о наличии этих установок, оборудования и их производственной мощности у лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по утилизации отходов I-IV классов опасности, предлагается включать в реестр лицензий. Так что таким организациям и ИП не нужно будет представлять в Росприроднадзор вместе с заявкой о включении в реестр утилизаторов документы, подтверждающие наличие у них необходимых для утилизации мощностей, – достаточно будет указать регистрационный номер лицензии и дату ее выдачи. Включение таких лиц в реестр утилизаторов предполагается осуществлять без проведения дополнительной проверки Росприроднадзором.
Если производитель или импортер будет намерен обеспечивать утилизацию отходов с использованием собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации, ему тоже предстоит пройти процедуру включения в реестр утилизаторов. В противном случае самостоятельная утилизация не будет признаваться выполненной.
С помощью изменений в законодательство об отходах законодатель решает и проблему административного характера. Количество производителей товаров в упаковке и производителей самой упаковки увеличивается, посчитать точное их число не получится. Поэтому когда ответственность за утилизацию переносят на производителя упаковки, снижают количество поднадзорных компаний, значит, эффективность контроля за такими субъектами РОП возрастет. Это та проблема, которую решает Правительство, — уменьшение количества поднадзорных игроков на рынке.
НПА, ПРИНЯТЫЕ В РАМКАХ РЕФОРМЫ РОП
Правила ведения Реестра утилизаторов
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2400 «Об утверждении Правил ведения реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров»
Росприроднадзор ведет реестр организаций и ИП, которые утилизируют отходы от использования товаров.
Указаны сведения, которые вносятся в реестр. Заявление о включении информации в реестр можно направить через личный кабинет ГИС учета отходов от использования товаров, через электронный сервис на сайте Росприроднадзора или Госуслуги.
Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г. и действует до 1 января 2030 г.
Правила проведения выездной оценки утилизаторов
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2399 «Об утверждении Правил проведения выездной оценки, предусмотренной статьей 24.2-3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
Урегулированы вопросы проведения выездной оценки достоверности сведений, указанных в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов, о товарах (продукции), производимых утилизаторами с использованием отходов от использования товаров и (или) полученного из них вторсырья, о наличии у утилизаторов оборудования и (или) установок, используемых при утилизации отходов, об их производственной мощности.
Выездную оценку проводит Росприроднадзор (его территориальный орган). К участию в проверке утилизатора и представленных им документов привлекается Российский экологический оператор. Срок выездной оценки не должен превышать 7 рабочих дней со дня ее начала. В отдельных случаях он может быть продлен.
Выездная оценка возможна с использованием средств дистанционного взаимодействия при наличии у утилизатора соответствующей технической возможности.
Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г. и действует до 1 января 2030 г.
Нормативы утилизации и перечни товаров, упаковки, отходов, подлежащих утилизации
Правительство утвердило на 2024 год перечень товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативы утилизации таких отходов.
С 1 января 2024 года обеспечить утилизацию отходов или заплатить экологический сбор обязаны:
- производители товаров на территории РФ;
- производители упаковки на территории РФ;
- импортеры.
С этой же даты установлено, что производитель товара не должен обеспечивать утилизацию отходов от упаковки, которую не изготавливает.
Минприроды пояснило: подать отчетность и заплатить сбор за 2023 год нужно по старым правилам.
Постановление вступило в силу 1 января 2024 г.
Значения базовых ставок экологического сбора с учетом коэффициента сложности извлечения отходов
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2406 «О значениях базовых ставок экологического сбора и коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции) на 2024 год»
С 1 января 2024 г. ставка экологического сбора определяется по каждой группе товаров, упаковки путем умножения базовой ставки на коэффициент (учитывает сложность извлечения отходов для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности утилизации, востребованность вторичного сырья и др.).
На 2024 г. базовые ставки экологического сбора соответствуют ранее утвержденным ставкам сбора. Определены значения коэффициента по группам товаров, упаковки. В частности, повышающий коэффициент 2 предусмотрен для комбинированной упаковки из пластмасс и различных металлов.
Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г.
Методика расчета базовой ставки экосбора и применения коэффициента сложности извлечения отходов
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2392 «Об утверждении методики расчета базовой ставки экологического сбора и применения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции)»
Определен порядок расчета базовой ставки экологического сбора, уплачиваемого производителями и импортерами, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Также урегулированы вопросы применения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов для утилизации, наличие возможности утилизации с учетом изменения свойств материалов при многократном использовании, востребованность вторсырья для производства.
Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г.
Конвертер отходов и вторичного сырья
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2394 «Об утверждении перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 242 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров»
С 1 января 2024 года применяется перечень видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторсырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки
Постановление действует до 1 января 2030 года.
Кто должен отчитываться о выполнении нормативов утилизации
Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В Закон об охране окружающей среды внесены поправки, предусматривающие, что:
- технологические нормативы разрабатывают организации и ИП, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в т. ч. на объектах II категории при подготовке заявки на получение комплексного экологического разрешения;
- при наличии в выбросах веществ I, II классов опасности, в отношении которых установлены показатели наилучших доступных технологий и разработаны технологические нормативы, в комплексном экологическом разрешении указывается наименьший из установленных нормативов;
- ввод в эксплуатацию объекта капстроительства, который является объектом I категории, в случае, если на таком объекте применяются технологические процессы с показателями, превышающими показатели наилучших доступных технологий, допускается при наличии программы повышения экологической эффективности, а также при установлении и (или) изменении показателей наилучших доступных технологий после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения экспертизы проектной документации.
Также уточняется порядок разработки и утверждения программы повышения экологической эффективности.
Кроме того, указанный Закон и ряд других законодательных актов приводятся в соответствие с действующим законодательством, а именно слово "надзора" заменяется словами "контроля (надзора)".
Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 г., за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок введения в действие.
Сайт Реестр утилизаторов ТУТ