Найти тему

Ольга Варвус: «Зрители не должны скучать на концертах»

Опубликовано в журнале «Пограничник Содружества» №1 2016г.

Текст: Андрей МУСАЛОВ

Многим пограничникам, хотя бы раз побывавшим на концертах Центрального пограничного ансамбля ФСБ России, хорошо запомнились выступления яркой и зажигательной солистки этого коллектива — Ольги Варвус.

Свое амплуа она определяет как «певица, пианистка, степистка». Диапазон ее творчества весьма разнообразен: классические романсы, джаз, французский шансон, песни из кинофильмов шестидесятых годов. А еще она исполняет латиноамериканские и ирландские танцы. В сочетании с запоминающейся внешностью, это позволяет Ольге заинтересовать самого взыскательного зрителя.

— Тот, кто был на Ваших сольных концертах, отмечает необычайно широкий диапазон исполняемых произведений. Тут и джазовые композиции, и романсы, и эстрадная классика, и песни из советского прошлого. Как подбирали столь разнообразный репертуар?

— Возможно, он начал складываться еще в детстве. Помню еще в пять лет я исполнила свою первую патриотическую песню о России. И это произошло не где-то в детском саду, а сразу на главной концертной площадке города Тирасполь, тогда еще входившего в состав Молдавской ССР. До сих пор помню счастливые лица ветеранов, для которых я пела в День Победы.

Я всегда обожала самую разнообразную музыку. В детстве сидела возле проигрывателя с пластинками и подпевала Алле Пугачевой, Робертино Лоретти, Барбаре Стрейзанд, Фрэнку Синатре. Тогда же мечтала научиться играть на фортепиано. И когда родители купили мне этот инструмент, я тут же попросилась в музыкальную школу. Между прочим, места моя осуществилась — я окончила ее с красным дипломом по классу фортепиано.

А еще мне всегда нравилось дарить людям радость, петь для них. Уже с тринадцати лет участвовала в различных республиканских, международных фестивалях и конкурсах. В качестве солистки гастролировала с детским эстрадным ансамблем «Forte». В семнадцать лет выступала в сольном концерте с классической программой для фортепиано с симфоническим оркестром, который прошел с большим успехом.

Несмотря на все это, я почему-то не мечтала стать певицей. Была уверена, что продолжу свой творческий путь исключительно как классическая пианистка. Но при поступлении в музыкальное училище выбрала эстрадно-джазовый факультет. Тогда по-настоящему и начался мой профессиональный путь на сцену. Я получила опыт как солистка эстрадного оркестра, как пианистка, даже дирижировала большим бэндом!

С восемнадцати лет постоянно участвовала в известных вокальных конкурсах, где неоднократно получала первые премии: «Славянская звезда» (Россия), «Золотой шлягер» (Беларусь), «Звезда моря» (Румыния), «Славянский базар», «Море друзей» (Ялта) и других.

-2

— Но ведь все это было недешево — концертные костюмы, взносы за участие...

— Разумеется, участие в конкурсах требовало затрат. Но никаких спонсоров у меня не было. Всегда помогла только моя семья. Однако со временем это дало результат — пришла определенная известность, появились первые гонорары. Все заработанное вкладывала в записи песен. Одна из моих первых авторских песен — «King of seduction» — попала в финал российского телевизионного отборочного тура «Евровидение 2008». Меня пригласили на съемку этого шоу на канале РТР, и я переехала в Москву вместе с мамой — Наталией Варвус. Она же стала и моим концертным директором.

В Москве мне по-настоящему повезло в том, что не пришлось искать работу. Она почти всегда находила меня сама. Спустя месяц после перезда в столицу, я уже пела в Государственном Кремлевском Дворце с президентским оркестром Павла Овсянникова.

— Сегодня Вы — солистка Центрального пограничного ансамбля ФСБ России. Что привело Вас в этот коллектив?

— Мне всегда хотелось петь в сопровождении лучших оркестров страны. И здесь без везения не обошлось! В 2010 году я выступила в сборном концерте на выпускном вечере в Московском пограничном институте ФСБ России. Видимо, мое исполнение очень понравилось руководству пограничного ансамбля, мне позвонили и предложили пройти прослушивание. Раньше я и не слышала о нем. Оказалось, что есть такой прекрасный коллектив, с очень хорошей репутацией, талантливыми дирижерами, исполнителями. Это был именно тот оркестр, с которым, как мне кажется, мечтает выйти на сцену любой артист.

-3

— Но пограничный ансамбль еще известен многочисленными поездками по самым отдаленным уголкам России и стран Содружества. Для такой эстрадной Дивы, как Вы, это видимо, непростое испытание?

— Напротив! Каждая поездка доставляет море впечатлений. Моя первая поездка с оркестром была по Мурманской области. Сильный туман и мороз не позволили нашему самолету вылететь в Москву. Ансамбль задержался в Мурманске на сутки, но зато мы увидели северное сияние! Это было что-то неповторимое!

Запомнилась и поездка на Камчатку! Тихий океан — буквально через дорогу от гостиницы, морские звезды — под ногами… Жаль, только купаться там невозможно. Даже в августе вода в океане не выше 12 градусов. Зато на Камчатке удалось попробовать множество морских деликатесов, да еще кое-что привезти домой. Пограничники Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России сдали нам, солистам ансамбля, щедрый подарок — коробку красной икры. Спасибо им большое!

— В ансамбле сразу несколько солисток и солистов. Не возникает ли конкуренции или зависти?

— Коллектив у нас очень дружный, никто никому не завидует, так как все очень талантливы и трудолюбивы. Мы все разные, но дополняем друг друга. Дружелюбную атмосферу в ансамбле поддерживает наше руководство. У нас есть творческий совет. В нем участвуют солисты, дирижеры, руководитель ансамбля — Андрей Анатольевич Капралов. Совет подбирает репертуар так, чтобы максимально убедительно представить того или иного артиста, показать лучшие стороны его таланта. Например, для меня в основном подбирают эстрадно-джазовый репертуар.

-4

— Это Ваш конек?

— Мне всегда доставляет удовольствие выбирать старые, немного забытые песни и исполнять их в неожиданных аранжировках. Например, публика всегда отлично реагирует на хит 1950-х из кинофильма «Человек-амфибия» — «Эй, моряк». Его наш оркестр исполняет в зажигательной, джазовой аранжировке в стиле Дюка Эллингтона.

— Чем еще руководствуетесь при выборе того или иного музыкального произведения?

При выборе материала я прежде всего ориентируюсь на публику, перед которой буду петь. Например, днем я могу дать концерт для военнослужащих, а вечером выступить в клубе Игоря Бутмана с бэндом или спеть отделение романсов в Доме музыки с оркестром «Вивальди» Светланы Безродной. Такая разнообразная палитра жанров требует тонко чувствовать аудиторию, исполнять те песни, которые затрагивают их сердца. Репертуар у меня очень разнообразный, и каждое выступление или концерт — маленький спектакль. При этом я руководствуюсь принципом — люди не должны скучать на концертах!

Хороший артист обязан удерживать внимание зрителя до самого финала. Правда это требует колоссальной подготовки и энергии. Кроме того, мне нравится выступать в окружении ярких, талантливых артистов, придумывать интересные номера.

У меня свой собственный творческий коллектив: бэнд, танцоры, аранжировщики, хореографы. Это позволило осуществить идею создания шоу-программы, в которой моя команда сможет себя реализовать. Сама подбирала танцоров, хореографов, музыкантов, дизайнеров костюмов. Чтобы мое выступление воспринималось именно как шоу, я два года обучалась степу (чечетка) у Владимира Кирсанова, Егора Дружинина, Светланы Путинцевой.

-5

— У Вас заимствованный репертуар или имеется свой собственный?

— На данном этапе я записываю альбом своих, авторских песен. Это непросто. Поскольку хороших композиторов сегодня найти сложно, музыку пишу сама. Это довольно увлекательное занятие. Отдельная задача – подобрать к музыке достойный текст. Поэтов ищу не только в России, но и в странах СНГ и даже в дальнем зарубежье, поскольку пою на многих языках мира — французском, английском, немецком, испанском, румынском, украинском, итальянском. Большим подспорьем является то, что руководство Центрального пограничного ансамбля в полной мере дает солистам реализовать себя и вне коллектива. Понимает, что это способствует творческому развитию и самореализации.

-6

— Какова Ваша аудитория? Перед кем доводится выступать?

— Аудитория самая разнообразная. Популярность коллектива постоянно набирает обороты. У нас много выступлений на телевидении. Однако, самая главная наша аудитория — это, конечно же, пограничники. Лично у меня общение с пограничниками всегда вызывает приятные эмоции, особенно в поездках. Например, в Тыве специально для нас была подготовлена концертная программа с участием лучших народных коллективов республики. А в Кыргызстане нас встречали в аэропорту в национальных костюмах, с песнями и национальным угощением.

Каждый раз, выходя на сцену для того, чтобы выступать перед нашими защитниками, я испытываю благодарность и восхищение этими людьми, которые охраняют нашу спокойную мирную жизнь, восхищаюсь их семьями, которые делят непростую военную долю со своими мужьями и отцами. Поэтому от всей души я желаю, чтобы они оставались такими же смелыми и сильными! Чтобы в их семьях были мир, любовь и понимание!

Фото из архива Ольги Варвус

-7