11 января Церковь молитвенно вспоминает первых мучеников за Христа - четырнадцать тысяч святых младенцев, убитых в Вифлееме по приказу царя Ирода.
Эту историю мы знаем по свидетельству апостолов-евангелистов. Когда пришло время Рождества Христова от Пречистой Девы, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. В Иерусалиме они узнали от первосвященников, что Христос по пророчеству должен родиться в Вифлееме. Поклонившись Младенцу и принеся Ему дары, волхвы нарушив приказ царя Ирода, не стали возвращаться в Иерусалим, а ушли другим путем.
Разгневанный Ирод, не зная точного времени рождения предсказанного пророками Царя Иудейского – Спасителя, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убиенных будет и Богомладенец, Которого он жаждал уничтожить, опасаясь, что Он займет его трон, «ибо, не знал, что царство Христово "не от мира сего" (Иоан.18:36). Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Понятно, что цифра 14 000, о которой мы знаем из преданий, - символическая, отражающая огромное число жертв среди детей. Это число довольного часто встречается в Священном Писании. Вспомним, что в родословной Спасителя насчитывается «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17).
Часто возникает вопрос: почему Бог позволил свершиться этому злодеянию? Божьи помыслы неведомы никому из смертных, но вся история Церкви свидетельствует: ни одно страдание за веру и Бога не происходит бессмысленно и не остается без награды. Вот как об этом писал святитель Иоанн Златоуст: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Здесь несколько медных монет— наша земная жизнь, которая рано или поздно заканчивается смертью, а золото — жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.
Сегодня история вифлеемских младенцев-мучеников имеет, к сожалению, еще одну сторону. Молитвенно вспоминая гибель невинных детей, мы должны покаянно молиться о страшном грехе нашего времени – убийстве нерожденных младенцев. Грех царя Ирода, который ежегодно повторяют тысячи матерей, убивающих своих детей во чреве, – эта наша общая трагедия и боль.
Молитвы:
Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.
Кондак, глас 6:
В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.
Кондак, глас 4:
Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/ и Ирод неправедное воинство посла люто,/ убити мня во яслех яко Младенца лежаща.
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь