Найти в Дзене
investment management

У "АЛРОСА" колоссальный запас прочности - санкции не помеха

Серьезное заявление, на фоне происходящего.

Министерство финансов пока не рассматривает вариант поддержки компании "АЛРОСА" (в отношении продукции которой не так давно начались санкции, кстати, еще и не начались, а лишь приняты) за счет увеличения финансирования закупок в Гохран, заявил замминистра финансов РФ Алексей Моисеев в интервью "Интерфаксу".

"Пока нет никаких признаков, что потребуется. У компании колоссальный запас прочности, там отрицательный чистый долг, причем с большим запасом", - сказал он.

При этом, по словам замминистра, санкции - "конечно, это довольно неприятная история, будем смотреть, как она будет развиваться".

Моисеев добавил, что компания "готовилась к санкциям, ведь никакого секрета в этом не было, наши оппоненты об этом долго уже говорили". Как именно готовилась не известно, но возможно закупала оборудование и комплектующие, но это не точно.

Входящие в состав 12-го санкционного пакета ЕС меры касаются не только добытых в России алмазов, но и бриллиантов, которые были произведены из российских алмазов в третьих странах и ввозятся на рынки G7 с новой страной происхождения. Наиболее болезненным является запрет на ввоз в страны G7 бриллиантов весом от 1 карата, ограненных в третьих странах из российских алмазов, который вступит в силу с 1 марта 2024 года.

Гохран действует в рамках бюджетного лимита на покупку драгметаллов и драгоценных камней, который на 2024 год составляет 51,5 млрд рублей. В 2009 году Гохран выкупил у "АЛРОСА" алмазы на сумму около $1 млрд в качестве антикризисной меры. В первой половине 2020 года, когда продажи алмазов остановились во время пандемии, государство рассматривало предложение главы Якутии о выкупе продукции "АЛРОСА" на сумму от $500 млн. до $1,7 млрд. Сделка не потребовалась, так как после обвала к осени 2020 года спрос на рынке восстановился.

Какая сейчас ситуация у компании доподлинно не известно, но Индия, как крупнейший покупатель алмазов для огранки, причем не только российских, снизила заказы в России. Особенно индийцы задумались об этом, когда Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) за заморозило более десятка денежных переводов на 26 млн. долларов, принадлежащих ювелирам Индии в августе 2023 года.

Пострадали в основном дочерние структуры индийских ювелирных компаний, зарегистрированные в ОАЭ. Они подозреваются в связях с российскими алмазодобывающими добывающими компаниями или с компаниями, находящимися под санкциями. Пока ситуация не урегулировалась. Напомним, что на тот момент санкций по российским алмазам не существовало. Это было, скажем так, «показательное выступление» или «показательная кара». Опять же – деньги не изъяты, а заморожены и скорее всего вернутся владельцам, но спустя пару лет и это сильно охладит пыл работать с российскими алмазами.

Соответственно теряется самый крупнейший рынок сбыта для нашей алмазной отрасли в целом, а не только для «АЛРОСА». Бельгийцы также поспешили отказаться от российских алмазов, а это второй по объемы рынок, но тут больше по алмазам от 5 карат, а это уже другие деньги, правда Россия таких алмазов и меньше поставляла.

Куда будут продавать алмазы, если данные рынки будут потеряны неизвестно, но будем надеяться, что есть куда. Кстати, на фоне самого сокращения в мире алмазного рынка более чем на 15%, потерю российских алмазов не особо и заметят. Индусы заметят точно, конечно, так как почти два года покупали алмазы с большим дисконтом, а вот потребители не заметят.

Насколько хватит «колоссального запаса прочности» всей нашей алмазодобывающей отрасли – большой вопрос.