Иваново негласная столица текстильной промышленности. Немудрено, что музей ситца располагается в этом городе.
В хранилище можно увидеть «изнанку» текстильной мануфактуры. Например, вот на таком станке XIX века пряжа превращалась в ткань. Плетение полотна процесс трудоемкий.
Еще сложнее сотканный ситец покрасить так, чтобы он был ярким и при стирке долго не терял цвет.
В музее можно увидеть чаны, в которых ткань сначала отбеливали от грязного цвета, а потом красили.
Затем набивали яркие узоры. До изобретения машин рисунок на ткань набивали вручную. Право на ошибку мастер не имел. От заданного рисунка нельзя отойти даже на миллиметр. Иначе выбросишь ткань и деньги на ветер. А рисунки были высокохудожественными.
Станок позволил значительно удешевить ткань. Сделать ситец доступным и любимым.
Как же так получилось, что Иваново город невест? Все просто. В отрасли этой промышленности заняты в основном женщины. Поэтому распределение в советские годы получали в основном молодые работницы. Для того, чтобы изменить демографическую ситуацию в городе расквартировали полк ВДВ.
Как случилось, что именно Иваново стало центром текстильной промышленности?
До начала XVIII века текстиль производили кустарным способом в мастерских и на дому. Изобретение крутильной и прядильной машин, самолетного челнока положило начало промышленной революции в Великобритании.
Россия заимствовала идеи английских промышленников. Первые мануфактуры открылись в Москве и Иваново. Но московский пожар 1812 не оставил конкурентов у ивановского ситца. Вокруг Шуи, Иваново и сел Кохмы и Тейкова как грибы после дождя начинают расти текстильные мануфактуры и заводы. Сначала в Иваново выпускали дорогой лен для обеспеченных, потом перешли на более дешевый хлопок.
Кстати, представление, что ситец носил только простой народ неправильное. Обеспеченные россияне тоже с удовольствием носили яркие ситцы, просто чаще это было домашнее платье.
А уж про простой народ и говорить нечего. Из ивановского ситца шили сарафаны, платья, женские и мужские рубашки. Ситцем украшали избы. Занавески в доме, покрывала, скатерти, полотенца. Все как сегодня.
Простой дешевый материал сначала никого не интересовал как музейная диковинка. Пока в начале XX века меценат и промышленник Иваново-Вознесенска Дмитрий Геннадьевич Бурылин не увлекся собирательством редкостей. Начало его коллекции положили старопечатные книги и старинные монеты, собранные еще его дедом Диодором Андреевичем Бурылиным.
Бурылин собирал предметы этнографии, живопись, редкие ордена и медали. Дмитрий Геннадьевич, как человек глубокого ума и тонкой интуиции, обратил свой взгляд на незатейливые ситцы. Он начал собирать образцы печатных тканей. В 1896 Бурылин представил свою коллекцию на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Его работу высоко оценил император Николай II.
В 1912 году исполнилось сто лет купеческому роду Бурылиных. Меценат эту дату решил ознаменовать закладкой музея. В 1914 году хранилище распахнуло двери для организованных групп. Коллекция Бурылина соединила в себе богатство мировой культуры и неповторимый ивановский колорит.
Революция разрушила планы промышленника и мецената. Музей стал краеведческим, но многие коллекции были преданы забвению, и даже изъяты из фондов музея. Род Бурылиных забыт. Дело старинных мастеров текстильного рисунка продолжили советские художники. Их работы сегодня тоже уже история города Иваново.
В 1987 году при поддержке другого известного ивановца Вячеслава Зайцева открыли отдел ситца при историко-краеведческом музее. В 1993 году хранилищу присвоили имя создателя музея Д. Г. Бурылина. В 2007 году открылась экспозиция «Слава Зайцев. Жизнь=творчество».
Новые мастера текстильного дела также стараются внести небольшой вклад в музей, даря улыбку посетителям этого уникального места.
Спасибо, что прочитали. Все фото в материале авторские. С уважением, Татьяна.