Найти тему

6. Есть ли у России национальная идея?

6.20. О православной вере русского народа.

Другая черта русского человека выражается в его религиозности, которая сохраняется и в настоящее время. Православие выражает идею Святой Руси, места на Земле, где царит истинная вера, не доступная католикам, протестантам и прочим верующим. По мнению русских, истинная православная вера является одним из устоев российского государства.

В статье 62 раздела 7 Свода законов Российской империи сказано, что Первенствующая и господствующая Российской империи вера есть Христианская Православная Католическая Восточного исповедания. А в статье 63 говорится, что Император страны не может исповедовать иной веры кроме Православной. (https://russportal.ru/index.php?id=imperial_laws.svod_zakonov1912_01_009&ysclid=lr3p7ikid2719869572).

Согласно результатам Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года, в стране проживало 125,6 миллиона человек, среди которых великороссы составляли 80,5 млн. человек. Православными были 87 миллионов человек, старообрядцы насчитывали – 2,2 миллиона, римско-католики – около 11,5 миллиона, лютеране – 3,5 миллиона, иудеи – 5 миллионов, магометане – около 14 млн. человек. (https://web.archive.org/web/20121024115547/http://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/statistics/said/statistics-imp/)

Так что русское население было полностью православным. «К 1917 году в России насчитывалось 54692 приходских храмов. Было 1025 монастырей. В составе приходского духовенства насчитывалось 51105 священников и 15035 диаконов.» (Иов (Гумеров). Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. М: Издательство Сретенского Монастыря, Том 2, 2011. С. 422). Культура России 19 – 20 веков отражала идею духовных поисков русского народа.

Религиозными писателями были: А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, что нашло отражение в их творчестве и мировоззрении. Вклад России в мировую философию не очень велик, так как все известные российские философы К. Леонтьев, Н. Федоров, В. Соловьев, И. Ильин, Н. Бердяев были религиозными мыслителями. Они связывали развитие России с идеями укрепления и развития православия.

На Руси всегда была сильна православная вера, что подтверждает неофициальный государственный девиз «Православие. Самодержавие. Народность», предложенный министром народного просвещения графом С.С. Уваровым в 1833 году. Однако, может показаться, что идея Святой Руси была отвергнута большевиками, ведь они резко выступали против религии, взрывали храмы и казнили священников.

В России в советское время массово закрывались храмы, особенно в 30-е годы 20 века. «В Москве из 500 храмов к 1 января 1930 года оставалось 224, а через два года – только 87 церквей, находившихся в юрисдикции Патриархии. В Рязанской епархии в 1929 году было закрыто 192 прихода, в Орле в 1930 году не осталось ни одной православной церкви… к 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов». (Иов (Гумеров). Указ. соч. С. 422).

Но православная вера не исчезла полностью. В ходе переписи населения 1937 года 57,7 % граждан СССР назвали себя верующими людьми. В советское время многие продолжали крестить своих детей и внуков, хранили дома иконы. Кроме того, как это не покажется странным, марксистское учение, как в теории, так и на практике, имело много сходных черт с религиозными писаниями, обрядами и догмами.

Вера христиан в рай и второе пришествие во многом сходна с верой в коммунизм или некое светлое будущее, которое когда-то настанет для всех жителей Земли. Тогда должно наступить что-то похожее на райскую жизнь, ведь будут удовлетворены все потребности людей, чего ранее никогда не бывало. Помещение тел Ленина, а затем и Сталина, в Мавзолей мало чем отличается от хранения мощей святых, праведных и святителей в православных храмах.

Священное писание и иконы были заменены произведениями и портретами основоположников марксизма, вместо службы в храмах проводились партийные собрания, вместо крестного хода – демонстрации трудящихся, вместо отлучения от церкви – исключение из партии. В России до революции в школах преподавался Закон Божий, а в советское время все студенты вузов должны были изучать научный коммунизм и сдавать экзамен по этому предмету.

Марксизм считался наукой, но критика его положений была невозможна, ведь работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а потом и В.И. Сталина были объявлены единственно верными. Взгляды этих авторов были объявлены непогрешимыми, как и ранее догматы святых отцов Церкви. По сути, большевики взяли на вооружение то, что веками уже существовало в религии, а советский образ жизни заменил собой православные традиции.

После краха коммунизма в СССР произошел православный ренессанс. Стали строиться и восстанавливаться церкви и монастыри. К 1988 году на территориях, где действует Русская православная церковь (РПЦ), насчитывалось 6893 приходов и других молитвенных помещений, в том числе 18 монастырей. За последующие три десятилетия количество приходов РПЦ выросло в 5,5 раз, а монастырей – в 50 раз. В конце 1994 года их стало 15 985, в 2004 году – 26 590, в 2011 году – 30 675, на начало 2019 года – 38 649, включая 462 мужских и 482 женских монастыря.

Сегодня большая часть россиян не считает себя верующими, но учитывая поддержку, которую государство в настоящее время оказывает РПЦ, количество верующих будет быстро расти. Идея Святой Руси снова займет главное место в идеологии России. Не случайно первая срока гимна Российской Федерации, принятого в 2000 году, звучит так: «Россия — священная наша держава».

09.01.2024

О преемственности идеи Святой Руси будет рассказано вторник 16 января 2024 в 21-00 МСК.