Найти тему
С Лизой интересно

Великий и могучий Мариус Петипа

Наконец-то мы добрались до последнего мастера балета - Мариуса Петипа. Что можно о нём сказать? Гениальный творец классического балета, талантливый сценарист, большой драматический актер, великий художник сцены, создавший свыше ста балетов, наследник традиций Новерра, Доберваля, Дидло, Перро, Сен-Леона, создатель балетной школы и хранитель заветов классического танца.

Мариус Петипа (1822-1910)

В 1847 году Мариус Петипа - безработный артист, по знакомству приглашенный в Петербург на один сезон танцовщиком вместо своего брата, которому посчастливилось устроиться в Париже. Первые его шаги в Петербурге были успешными. Сезон 1847-1848 года записывает в его актив два новых балета: "Пахита" и "Сатаниллу". Но в 1848 году слава Петипа как балетмейстера меркнет перед Жюлем Перро, и он возвращается к своим обязанностям танцовщика.

В 1855 году он устраивается педагогом в театральное училище, понимая, что карьера танцовщика подходит к логическому концу. В 1859 году выходит одноактный балет "Парижский рынок", который приносит ему симпатию зрителя.

В 1860 году, воспользовавшись отъездом Перро, и не взявшим еще бразды правления Сен-Леоном, он ставит балет "Голубая георгина", но, к сожалению, балет не нашел своего зрителя.

В 1862 году за шесть недель был поставлен балет "Дочь фараона", в котором Петипа выносит на сцену всё, что знает. Но проблема в том, что монументальный балет является лишь отражением Перро и Сен-Леона. Ничего от самого Мариуса Петипа.

Спустя три года ему удается сдать "экзамен", поставив номер "Мужичок". Казалось бы, мелочь, но эта миниатюра затмевает "Конька-Горбунка".

В 1866 году осмелевший Петипа ставит "Флорида", но снова терпит фиаско. В 1867-1868 годах, отойдя в тень после неудачи, он возобновляет чужие балеты: "Корсар" и "Фауст". И после серьезной подготовки в 1868 году он ставит балет "Царь Кандавл". Размер, масштаб разнообразие такие, что для каждого зрителя найдется то, что сделает его поклонником спектакля. Петипа опять на коне.

В 1869 году уезжает Сен-Леон, а Петипа становится единственным балетмейстером императорских театров Петербурга и Москвы.

-2

Дирекция выдвинула Петипа свои требования: к началу каждого сезона - новый балет. За десять лет, не считая возобновления и танцев в операх, он ставит четырнадцать новых балетов. Но по прошествию десяти лет отошли в прошлое "золотые годы" театра. Если в 60-х годах балетам спектаклям уделялось три дня в неделю, то теперь театр начал пустовать до такой степени, что из кассы выдавались даровые места, чтобы хоть как-то наполнить зал. Быть или не быть, вот в чем вопрос...

В "Дон-Кихота" он вкладывает все впечатления от Испании и дает блестящие для своего времени танцевальные картины испанского праздника , но балет не имел успеха ни у прессы, ни у публики.

Надеялся на успех, выпустив балет "Трильби", где во всю сцену стояла золотая клетка. Она раздвигалась, из неё вылетали блестящие красивые группы птиц-танцовщиц. Но даже хорошенькая балерина и группа танцовщиц, изображающих разноцветных птиц, не задержала надолго внимание зрителя и немногочисленных балетоманов.

Балет "Камарго" по богатству, разнообразию и размаху был спектаклем такого масштаба, что перед ним нервно курит поставленная позднее "Спящая красавица". К сожалению, лишь на миг невиданная роскошь, танцевальное изобилие и обстановка "галантной" Европы с дворцовыми сценами осветили тусклый репертуар театра.
Всё, что проходило с успехом в Париже в 50-х годах, не имело смысла и ценности в 70-х годах. Балет терпит крах.

В 80-х годах балетоманы говорят лишь об одном: "Бедный ваш балет доведен до совершенного упадка. Публика посещает его мало, сборы невелики". Поползли слухи о том, что Петита иссяк и уходит.

В 1885 году Петипа в газетах только и успевает читать о своём уходе, понимая, что висит на волоске от художественной смерти. И о чудо! Его вызывают в дирекцию, где продлевают контракт на три года и называют "главным балетмейстером".

Начальство знало, как подстроить под себя гордого старика, не терпевшего ничьего вмешательства. Началось всё с наград и лестных отзывов, а закончилось всё тем, что Петипа становится главным верным слугой одного из чиновников двора его императорского величества. Первым спектаклем "новообращенного" Петипа является "Спящая красавица", которая имела невероятный успех у публики. За ней следуют "Синяя борода", "Раймонда", "Времена года", "Испытания Дамиса" и "Волшебное зеркало".

Петипа изменился до неузнаваемости. Теперь декоративность, парадность, бессюжетность, культ деталей и аксессуаров - основные признаки его творчества. Сюжет стал лишь предлогом для пышного декоративного танцевального убранства. Никаких больших идей и чувств. Внутренние темпы движения спектакля замедляются, и балет становится концертом солистов. Кордебалет используется лишь для того, чтобы дать солистам отдохнуть (вальсы в "Раймонде" и "Спящей красавице", танцы сокровищ в "Синей бороде"), либо для заключительного выступления хора с солистами и симфоническим оркестром.

Удивительно, что Петипа - сам бывший классический танцовщик, брат премьера-танцовщика парижского балета, ученик Вестриса, одного из династии королей мужского танца - забыв о своем прошлом, холодно относится к возрождению власти танцовщика на сцене. Он создал идею кавалера, аккомпанирующего балерине.

-3

ХХ век приближает конец Петипа как мастера. Уже никому не интересны многоактные бессюжетные балеты со сказочным характером. Началось цветение импрессионизма, и зрителей стала раздражать бледность красок, декораций и костюмов. Тяжело было тягаться с яркостью рисунка Коровина, Бенуа и Врубеля.

Музыка Пуни и Минкуса, среди которых тонули Делиба, Чайковский и Глазунов, не соответствовала с импрессионистскими взглядами и никак не вязалась с новой живостью танца.

Сюжетная бедность драматургии балетов Петипа тоже не устраивала зрителей, которые проявляли симпатию к русской литературе и поэзии начала ХХ века.

На беду Петипа уходит его руководитель и защитник - Всеволожский, на чье место ставят Теляковского, который только и мечтает избавить петербургский балет от пережитков феодально-аристократического искусства. Начинает он именно с Петипа.

Что же стало с Петипа? Забытый всеми, он не мог поверить, что его работе пришел конец. Ему всё казалось, что завтра утром зазвонит звонок, и его попросят вернуться в театр, где прошла вся его жизнь, где во имя победоносной старости он изменил учителям-романтикам и своим юношеским идеалам.

Впервые за весь свой долгий жизненный путь он не понимает, что случилось и что происходит вокруг. Это была настоящая смерть большого театрального мастера, поразившая его задолго до физической смерти.

-4

Спасибо, что дочитали до конца. На этом заканчивается цикл статей про мастеров балета. Надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое.
Подписывайтесь и оставайтесь. Дальше только интереснее!

С Лизой интересно | Дзен
Lisa about art

Балетмейстеры
0