Наконец-то мы добрались до последнего мастера балета - Мариуса Петипа. Что можно о нём сказать? Гениальный творец классического балета, талантливый сценарист, большой драматический актер, великий художник сцены, создавший свыше ста балетов, наследник традиций Новерра, Доберваля, Дидло, Перро, Сен-Леона, создатель балетной школы и хранитель заветов классического танца.
Мариус Петипа (1822-1910)
В 1847 году Мариус Петипа - безработный артист, по знакомству приглашенный в Петербург на один сезон танцовщиком вместо своего брата, которому посчастливилось устроиться в Париже. Первые его шаги в Петербурге были успешными. Сезон 1847-1848 года записывает в его актив два новых балета: "Пахита" и "Сатаниллу". Но в 1848 году слава Петипа как балетмейстера меркнет перед Жюлем Перро, и он возвращается к своим обязанностям танцовщика.
В 1855 году он устраивается педагогом в театральное училище, понимая, что карьера танцовщика подходит к логическому концу. В 1859 году выходит одноактный балет "Парижский рынок", который приносит ему симпатию зрителя.
В 1860 году, воспользовавшись отъездом Перро, и не взявшим еще бразды правления Сен-Леоном, он ставит балет "Голубая георгина", но, к сожалению, балет не нашел своего зрителя.
В 1862 году за шесть недель был поставлен балет "Дочь фараона", в котором Петипа выносит на сцену всё, что знает. Но проблема в том, что монументальный балет является лишь отражением Перро и Сен-Леона. Ничего от самого Мариуса Петипа.
Спустя три года ему удается сдать "экзамен", поставив номер "Мужичок". Казалось бы, мелочь, но эта миниатюра затмевает "Конька-Горбунка".
В 1866 году осмелевший Петипа ставит "Флорида", но снова терпит фиаско. В 1867-1868 годах, отойдя в тень после неудачи, он возобновляет чужие балеты: "Корсар" и "Фауст". И после серьезной подготовки в 1868 году он ставит балет "Царь Кандавл". Размер, масштаб разнообразие такие, что для каждого зрителя найдется то, что сделает его поклонником спектакля. Петипа опять на коне.
В 1869 году уезжает Сен-Леон, а Петипа становится единственным балетмейстером императорских театров Петербурга и Москвы.
Дирекция выдвинула Петипа свои требования: к началу каждого сезона - новый балет. За десять лет, не считая возобновления и танцев в операх, он ставит четырнадцать новых балетов. Но по прошествию десяти лет отошли в прошлое "золотые годы" театра. Если в 60-х годах балетам спектаклям уделялось три дня в неделю, то теперь театр начал пустовать до такой степени, что из кассы выдавались даровые места, чтобы хоть как-то наполнить зал. Быть или не быть, вот в чем вопрос...
В "Дон-Кихота" он вкладывает все впечатления от Испании и дает блестящие для своего времени танцевальные картины испанского праздника , но балет не имел успеха ни у прессы, ни у публики.
Надеялся на успех, выпустив балет "Трильби", где во всю сцену стояла золотая клетка. Она раздвигалась, из неё вылетали блестящие красивые группы птиц-танцовщиц. Но даже хорошенькая балерина и группа танцовщиц, изображающих разноцветных птиц, не задержала надолго внимание зрителя и немногочисленных балетоманов.
Балет "Камарго" по богатству, разнообразию и размаху был спектаклем такого масштаба, что перед ним нервно курит поставленная позднее "Спящая красавица". К сожалению, лишь на миг невиданная роскошь, танцевальное изобилие и обстановка "галантной" Европы с дворцовыми сценами осветили тусклый репертуар театра.
Всё, что проходило с успехом в Париже в 50-х годах, не имело смысла и ценности в 70-х годах. Балет терпит крах.
В 80-х годах балетоманы говорят лишь об одном: "Бедный ваш балет доведен до совершенного упадка. Публика посещает его мало, сборы невелики". Поползли слухи о том, что Петита иссяк и уходит.
В 1885 году Петипа в газетах только и успевает читать о своём уходе, понимая, что висит на волоске от художественной смерти. И о чудо! Его вызывают в дирекцию, где продлевают контракт на три года и называют "главным балетмейстером".
Начальство знало, как подстроить под себя гордого старика, не терпевшего ничьего вмешательства. Началось всё с наград и лестных отзывов, а закончилось всё тем, что Петипа становится главным верным слугой одного из чиновников двора его императорского величества. Первым спектаклем "новообращенного" Петипа является "Спящая красавица", которая имела невероятный успех у публики. За ней следуют "Синяя борода", "Раймонда", "Времена года", "Испытания Дамиса" и "Волшебное зеркало".
Петипа изменился до неузнаваемости. Теперь декоративность, парадность, бессюжетность, культ деталей и аксессуаров - основные признаки его творчества. Сюжет стал лишь предлогом для пышного декоративного танцевального убранства. Никаких больших идей и чувств. Внутренние темпы движения спектакля замедляются, и балет становится концертом солистов. Кордебалет используется лишь для того, чтобы дать солистам отдохнуть (вальсы в "Раймонде" и "Спящей красавице", танцы сокровищ в "Синей бороде"), либо для заключительного выступления хора с солистами и симфоническим оркестром.
Удивительно, что Петипа - сам бывший классический танцовщик, брат премьера-танцовщика парижского балета, ученик Вестриса, одного из династии королей мужского танца - забыв о своем прошлом, холодно относится к возрождению власти танцовщика на сцене. Он создал идею кавалера, аккомпанирующего балерине.
ХХ век приближает конец Петипа как мастера. Уже никому не интересны многоактные бессюжетные балеты со сказочным характером. Началось цветение импрессионизма, и зрителей стала раздражать бледность красок, декораций и костюмов. Тяжело было тягаться с яркостью рисунка Коровина, Бенуа и Врубеля.
Музыка Пуни и Минкуса, среди которых тонули Делиба, Чайковский и Глазунов, не соответствовала с импрессионистскими взглядами и никак не вязалась с новой живостью танца.
Сюжетная бедность драматургии балетов Петипа тоже не устраивала зрителей, которые проявляли симпатию к русской литературе и поэзии начала ХХ века.
На беду Петипа уходит его руководитель и защитник - Всеволожский, на чье место ставят Теляковского, который только и мечтает избавить петербургский балет от пережитков феодально-аристократического искусства. Начинает он именно с Петипа.
Что же стало с Петипа? Забытый всеми, он не мог поверить, что его работе пришел конец. Ему всё казалось, что завтра утром зазвонит звонок, и его попросят вернуться в театр, где прошла вся его жизнь, где во имя победоносной старости он изменил учителям-романтикам и своим юношеским идеалам.
Впервые за весь свой долгий жизненный путь он не понимает, что случилось и что происходит вокруг. Это была настоящая смерть большого театрального мастера, поразившая его задолго до физической смерти.
Спасибо, что дочитали до конца. На этом заканчивается цикл статей про мастеров балета. Надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое.
Подписывайтесь и оставайтесь. Дальше только интереснее!