Группа экспертов по теологии и библеистике призвали подготовить новое издание книги “Библия и Коран - параллельные места». Они говорят о новых исследованиях, в которых содержатся новые данные на тему совпадений христианских и исламских сюжетов.
Таких совпадений немало: Адам, Авраам—Ибрахим, Моисей—Муса. Или, скажем, в нескольких главах Книги Бытия приводится рассказ об Иосифе - и в Коране этот сюжет представлен двенадцатой сурой «Иусуф».
В Коране зачастую фигурируют те же пророки и патриархи, что и в христианской традиции. В Коране упоминается 25 пророков - и практически все они известны нам из Библии: Нух - это Ной, Харун - Аарон, Юша ибн Нун - Иисус Навин, Сулейман - Соломон, Шамвиль - Самуил…
При этом библейские цари и вожди не просто упоминаются в Коране рядом с исламскими персонажами – они взаимодействуют, помогают друг другу.
Журнал Story описывает такой исламский сюжет: когда пророк Мухаммед был вознесен на небеса и общался с Аллахом, Аллах предписал ему по возвращению на землю установить правила для мусульман молиться пятьдесят раз в сутки. По словам Story, Мухаммед стал спускаться от Аллаха удрученный, думая, что столько молитв непосильно для простого человека - но тут ему на помощь пришел Муса (Моисей).
Эта помощь выглядела так - Моисей уговорил Мухаммеда снова и снова возвращаться к Аллаху и уговаривать его делать число молитв все меньше. И в конце концов они сошлись на пяти молитвах в сутки.
Христиане перенимали что-то из восточных легенд, Восток, в свою очередь, заимствовал что-то у христианства, обогащался европейскими символами. Конечно, европейские богословы говорили, что в сюжетах о библейских пророках в Коране появилось много таких деталей, которые выглядели странно и противоречили христианской традиции.
Но с другой стороны, то же самое говорили исламские богословы – например, о европейских легендах, в которых фигурировал пророк Мухаммед. Одна из них - это средневековая французская баллада «Легенда о Магомете»: о том, что мусульманский пророк якобы поначалу был христианским священнослужителем.
Согласно этой легенде, Мухаммед был отправлен миссионером на Восток:
«Был он римским кардиналом, самым умным и образованным. Он был послан к сарацинам, дабы проповедовать христианство. Согласился он на это при условии, что когда папа умрет, он вернется, и изберут его».
Но Мухаммеда обманули - папой стал другой. Он обиделся, порвал с христианствои и создал новую религию.
Конечно, это были чистые фантазии – но надо сказать, что в реальной жизни пророк Мухаммед в какой-то момент действительно соприкоснулся с христианством в самом прямом смысле. Это произошло в древнем византийском монастыре Святой Екатерины на Синае.
В средневековых хрониках упоминается, что Мухаммед во время своих путешествий посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Есть даже версия, что Мухаммед был вынужден скрываться от врагов - и на какое-то время нашел приют у синаитов, как называли монахов этого синайского монастыря.
Подтверждением всех этих версий может служить то, что в 620-е годы Мухаммед дал монастырю Святой Екатерины охранную грамоту, которая гарантировала ему неприкосновенность и свободу богослужений, а также налоговые льготы. Причем в летописях это прямо связывали как раз с посещением пророком монастыря:
«Мухаммед, будучи доволен приемом, сделанным ему на Синае, в начале его проповедания, и заметив, что правила синаитов заключались в тихой и благочестивый жизни, в знак благодарности дал письменное завещание…»
И еще один наглядный пример переплетения традиций христианства и восточных религий. Широко известна легенда, что Мария Магдалина отправилась к римскому императору Тиберию и рассказала ему, что Иисус воскрес из мертвых. Тиберий не поверил и заявил, что человек не более способен воскреснуть, чем яйцо у него на столе стать красным - и тут это оставшееся от обеда яйцо окрасилось в красный цвет.
Крашеные яйца стали одной из главных пасхальных традиций христианства - но это тоже был древний восточный обычай. В дохристианских празднованиях весны - в частности, у египтян и персов - окрашенные в разные цвета яйца использовались как символ возрождения природы.