Найти тему

1982 год. Как советские полярники выживали в -60°C после аварии на станции "Восток".

45K прочитали

Приветствую. В комментариях к статьям о старых уголовных делах, мне иногда раздражённо пишут, что хотят статьи на другие темы. Ну хорошо, сегодня другая тема! Это случилось в 1982 году, на советской антарктической станции "Восток", находящейся в одном из самых холодных мест планеты. В результате пожара полностью сгорела дизельная электростанция. Помочь полярникам не представлялось возможным, поэтому они на полгода были полностью отрезаны от внешнего мира и их жизни были только в их руках. Как это было и чем закончилось я расскажу в этой статье.

Станция "Восток", в отличие от большинства других, находится не на побережье, а более чем в 1200 километрах от него, то есть в самой глубине Антарктиды. Иными словами, она внутриконтинентальная. Экстремальная зима с невероятными температурами здесь наступает намного раньше, чем на станциях, находящихся на побережье, поэтому станция на протяжении 6-8 месяцев вынуждена существовать в полностью автономном режиме. В январе 1982 года на неё прибыла 27-я советская антарктическая экспедиция. Всего в ней участвовал 21 человек под руководством опытного полярника Петра Астахова. В их задачу входило проводить научные исследования на протяжении всей зимовки, после чего их должна была сменить следующая экспедиция. Разумеется, было доставлено и всё необходимое для работы экспедиции в совершенно автономном режиме. Топливо для работы генераторов, продовольствие, тёплая одежда, запас медикаментов и тд и тп.

Для наглядности. Фото из интернета.
Для наглядности. Фото из интернета.

В ночь на 12 апреля в помещении дизель-энергостанции(ДЭС) произошло замыкание и начался сильный пожар. В помещении никого не было и полярники обнаружили возгорание, когда уже невозможно было что-то предпринять. Однако участник экспедиции Алексей Карпенко сумел проникнуть в горящее здание и попытался сбить пламя. Увы, он погиб. Здание было сделано из алюминия, который плавился и тёк от мощного огня. Всё строение было уничтожено буквально за пятнадцать минут. В результате пожара станция "Восток" потеряла все источники электроэнергии и тепла - два основных и два запасных дизель-генератора. 20 человек оказались в отчаянной ситуации - отсутствовало тепло внутри рабочих и жилых помещений, не было освещения, не работала кухня, прекратило работу всё оборудование, в том числе и средства связи, не стало возможности получать из снега холодную и горячую воду. А вокруг полярная ночь, невероятный холод ниже -60°C и никакой надежды на помощь...

Отчаянные зимовщики умудрились даже сфотографировать момент пожара на ДЭС. Фото из интернета.
Отчаянные зимовщики умудрились даже сфотографировать момент пожара на ДЭС. Фото из интернета.

Полярники быстро осознали что спасение зависит только от них самих, поэтому приступили к упорному труду. Им очень повезло, что во время пожара не пострадали запасы солярки, которые находились всего в нескольких метрах от здания дизель-энергостанции. Топливо, загустевшее на морозе, просто не успело согреться до нужной температуры, чтобы загореться. На станции была старая капельная печка "Алма-Ата", работавшая на жидком топливе, её занесли в одно из жилых помещений и спешно растопили. В это же помещение было перенесено всё, что могло пострадать от низких температур - продукты, медикаменты и необходимое оборудование, включая средства связи. На следующий день зимовщики смогли отремонтировать старый дизель-генератор от буровой установки, который выдавал около 2 кВт электричества, чего было достаточно для радиопередатчика и смогли выйти в эфир и связаться со станцией "Молодёжная", сообщив о произошедшем. Правда после долгих размышлений, полярники со станции "Восток" решили отказаться от внешней помощи, понимая, что спасательная операция обернётся большими рисками и вовсе не гарантирует успеха - в условиях экстремальных температур ниже -60°C, техника не в состоянии работать стабильно, из-за чего все поездки по ледяному континенту сопряжены с огромным риском гибели.

Примерно так выглядит капельная печка "Алма-Ата", работавшая на жидком топливе, Фото из интернета.
Примерно так выглядит капельная печка "Алма-Ата", работавшая на жидком топливе, Фото из интернета.

Но одной печки и одного дизель-генератора было явно недостаточно, и полярники прибегли к смекалке - с помощью электросварки сделали из старых газовых баллонов еще пять капельных печей. Таким образом, полярники получили возможность обосноваться ещё в двух помещениях, которые обогревали эти импровизированные печи. За окном было -60ºC и эти печи обеспечивали более-менее приемлемые условия внутри помещений. Именно приемлемое, ведь в одной части жилища могло быть +30ºC, а в метре от него уже 0ºC. К тому же от этих печей образовывалось много сажи и они были слишком пожароопасные, поэтому возле них было выставлено круглосуточное дежурство. Как бы то ни было, но теперь у людей было горячее питание, связь, вода, в том числе и горячая в импровизированной банной печи, а освещение обеспечивали самодельные свечи из парафина и асбестового шнура. В общем, жить можно...

Экстремальные морозы в тех суровых местах и поистине железные люди. Фото из интернета
Экстремальные морозы в тех суровых местах и поистине железные люди. Фото из интернета

Со временем полярники не только организовали свой быт, но и смогли наладить бесперебойную работу оборудования. Более того, эти отчаянные ребята, живя и работая в таких нечеловеческих условиях, смогли продолжить научную работу и бурение ледяного щита, которое требовало значительных затрат электроэнергии. Для этого у них получилось вернуть к жизни давно списанный дизель-генератор 50-х годов, хранящийся на холодном складе(попросту на помойке). В общей сложности, участники 27-ой экспедиции провели в сложнейших условиях 6,5 месяцев на станции "Восток", пока в начале ноября(весна в Антарктиде) 1982 года долгожданный самолет Ил-14 не доставил им новый дизель-генератор. Полярники смогли не просто выжить в отчаянной ситуации, но и продолжить работу, а прибывший врач Вячеслав Могирев с изумлением обнаружил физически здоровых людей в бодром расположении духа.

Теперь надпись СССР заменена на РФ. Фото из интернета.
Теперь надпись СССР заменена на РФ. Фото из интернета.

А ещё через две недели прибыл из "Мирного" санно-тракторный поезд. Он привёз запасы продовольствия, а также стройматериалы и все необходимое для строительства новой дизель-энергостанции. С этого момента и до окончания срока полярники работали уже в сносных условиях. Когда прибыла смена, двадцать полярников 27-й экспедиции переправили самолетом на станцию "Мирный" а оттуда морем в Ленинград. Все они были награждены орденами Трудового Красного Знамени. Тем же самолётом доставили на береговую станцию и останки механика Алексея Карпенко. Они были захоронены на антарктическом кладбище на острове Буромского, где к настоящему времени покоится более семидесяти человек, погибших на этом суровом, недружелюбном континенте...

Вот такая история. Ну а на этом всё. Спасибо что прочитали, ставьте лайки если понравился материал, пишите своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал. Всего хорошего.

Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм, там больше интересных фактов: https://t.me/PZKomandor