Приветствую. В комментариях к статьям о старых уголовных делах, мне иногда раздражённо пишут, что хотят статьи на другие темы. Ну хорошо, сегодня другая тема! Это случилось в 1982 году, на советской антарктической станции "Восток", находящейся в одном из самых холодных мест планеты. В результате пожара полностью сгорела дизельная электростанция. Помочь полярникам не представлялось возможным, поэтому они на полгода были полностью отрезаны от внешнего мира и их жизни были только в их руках. Как это было и чем закончилось я расскажу в этой статье.
Станция "Восток", в отличие от большинства других, находится не на побережье, а более чем в 1200 километрах от него, то есть в самой глубине Антарктиды. Иными словами, она внутриконтинентальная. Экстремальная зима с невероятными температурами здесь наступает намного раньше, чем на станциях, находящихся на побережье, поэтому станция на протяжении 6-8 месяцев вынуждена существовать в полностью автономном режиме. В январе 1982 года на неё прибыла 27-я советская антарктическая экспедиция. Всего в ней участвовал 21 человек под руководством опытного полярника Петра Астахова. В их задачу входило проводить научные исследования на протяжении всей зимовки, после чего их должна была сменить следующая экспедиция. Разумеется, было доставлено и всё необходимое для работы экспедиции в совершенно автономном режиме. Топливо для работы генераторов, продовольствие, тёплая одежда, запас медикаментов и тд и тп.
В ночь на 12 апреля в помещении дизель-энергостанции(ДЭС) произошло замыкание и начался сильный пожар. В помещении никого не было и полярники обнаружили возгорание, когда уже невозможно было что-то предпринять. Однако участник экспедиции Алексей Карпенко сумел проникнуть в горящее здание и попытался сбить пламя. Увы, он погиб. Здание было сделано из алюминия, который плавился и тёк от мощного огня. Всё строение было уничтожено буквально за пятнадцать минут. В результате пожара станция "Восток" потеряла все источники электроэнергии и тепла - два основных и два запасных дизель-генератора. 20 человек оказались в отчаянной ситуации - отсутствовало тепло внутри рабочих и жилых помещений, не было освещения, не работала кухня, прекратило работу всё оборудование, в том числе и средства связи, не стало возможности получать из снега холодную и горячую воду. А вокруг полярная ночь, невероятный холод ниже -60°C и никакой надежды на помощь...
Полярники быстро осознали что спасение зависит только от них самих, поэтому приступили к упорному труду. Им очень повезло, что во время пожара не пострадали запасы солярки, которые находились всего в нескольких метрах от здания дизель-энергостанции. Топливо, загустевшее на морозе, просто не успело согреться до нужной температуры, чтобы загореться. На станции была старая капельная печка "Алма-Ата", работавшая на жидком топливе, её занесли в одно из жилых помещений и спешно растопили. В это же помещение было перенесено всё, что могло пострадать от низких температур - продукты, медикаменты и необходимое оборудование, включая средства связи. На следующий день зимовщики смогли отремонтировать старый дизель-генератор от буровой установки, который выдавал около 2 кВт электричества, чего было достаточно для радиопередатчика и смогли выйти в эфир и связаться со станцией "Молодёжная", сообщив о произошедшем. Правда после долгих размышлений, полярники со станции "Восток" решили отказаться от внешней помощи, понимая, что спасательная операция обернётся большими рисками и вовсе не гарантирует успеха - в условиях экстремальных температур ниже -60°C, техника не в состоянии работать стабильно, из-за чего все поездки по ледяному континенту сопряжены с огромным риском гибели.
Но одной печки и одного дизель-генератора было явно недостаточно, и полярники прибегли к смекалке - с помощью электросварки сделали из старых газовых баллонов еще пять капельных печей. Таким образом, полярники получили возможность обосноваться ещё в двух помещениях, которые обогревали эти импровизированные печи. За окном было -60ºC и эти печи обеспечивали более-менее приемлемые условия внутри помещений. Именно приемлемое, ведь в одной части жилища могло быть +30ºC, а в метре от него уже 0ºC. К тому же от этих печей образовывалось много сажи и они были слишком пожароопасные, поэтому возле них было выставлено круглосуточное дежурство. Как бы то ни было, но теперь у людей было горячее питание, связь, вода, в том числе и горячая в импровизированной банной печи, а освещение обеспечивали самодельные свечи из парафина и асбестового шнура. В общем, жить можно...
Со временем полярники не только организовали свой быт, но и смогли наладить бесперебойную работу оборудования. Более того, эти отчаянные ребята, живя и работая в таких нечеловеческих условиях, смогли продолжить научную работу и бурение ледяного щита, которое требовало значительных затрат электроэнергии. Для этого у них получилось вернуть к жизни давно списанный дизель-генератор 50-х годов, хранящийся на холодном складе(попросту на помойке). В общей сложности, участники 27-ой экспедиции провели в сложнейших условиях 6,5 месяцев на станции "Восток", пока в начале ноября(весна в Антарктиде) 1982 года долгожданный самолет Ил-14 не доставил им новый дизель-генератор. Полярники смогли не просто выжить в отчаянной ситуации, но и продолжить работу, а прибывший врач Вячеслав Могирев с изумлением обнаружил физически здоровых людей в бодром расположении духа.
А ещё через две недели прибыл из "Мирного" санно-тракторный поезд. Он привёз запасы продовольствия, а также стройматериалы и все необходимое для строительства новой дизель-энергостанции. С этого момента и до окончания срока полярники работали уже в сносных условиях. Когда прибыла смена, двадцать полярников 27-й экспедиции переправили самолетом на станцию "Мирный" а оттуда морем в Ленинград. Все они были награждены орденами Трудового Красного Знамени. Тем же самолётом доставили на береговую станцию и останки механика Алексея Карпенко. Они были захоронены на антарктическом кладбище на острове Буромского, где к настоящему времени покоится более семидесяти человек, погибших на этом суровом, недружелюбном континенте...
Вот такая история. Ну а на этом всё. Спасибо что прочитали, ставьте лайки если понравился материал, пишите своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал. Всего хорошего.
Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм, там больше интересных фактов: https://t.me/PZKomandor