Картина "Интерьер кухни" Мартена Дроллинга выполнена в преимущественно коричневых тонах. В том числе мумийно-коричневых, как сказали бы в то время. Как можно догадаться из названия, краску "мумия браун" получали из настоящих мумий.
Кто именно первым додумался использовать мумии таким образом, точно неизвестно, но, предположительно, случилось это в 16 веке. Пик популярности краски пришелся на середину 18 века и весь 19 век. Самое раннее задокументированное упоминание "мумии браун" относится к 1712 году. Краску продавали в парижском магазине товаров для художников под говорящим названием "À la momie". В 1797 году в "Сборнике цветов" упоминалось, что известный художник и президент Королевской академии Бенджамин Уэст использует пигмент в качестве глазури, и на это шла "мякоть мумии, самые мясистые - лучшие части". Их смешивали с олифой, иногда другими компонентами. В ход шли мумии из Египта и с Канарских островов, человеческие, а также животных. По иронии судьбы пигмент, добытый из мертвых тел, особенно часто использовался для изображения лиц и человеческой кожи вообще.
Особенно популярна краска была среди английских художников. Надо заметить, что в то время шарлатаны продавали и разные медицинские средства, якобы на основе мумий, при этом лечить таким образом предлагали самые разные хвори. К тому же мумии охотно покупали коллекционеры. Все это породило множество подделок, поэтому мошенники пытались мумифицировать трупы своих современников. К тому же отношение к смерти раньше было немного иным.
Доходило до курьезов. Когда художник-прерафаэлит Эдвард Берн-Джонс узнал, что название краски отображает ее состав, он пришел в ужас. Его племянник Редьярд Киплинг в автобиографии вспоминал, как художник “спустился средь бела дня с тюбиком ‘Мумие Браун’ в руке и сказал, что, как он обнаружил, он сделан из мертвых фараонов, и мы должны похоронить его соответствующим образом. Итак, мы все вышли и помогли — в соответствии с обрядами Мицраима и Мемфиса ”. К концу 19 века пигмент использовался все реже. С одной стороны он оказался недостаточно стойким и мог выцветать. С другой стороны количество мумий сокращалось, к тому же новые законы препятствовали нелегальным раскопкам и способствовали тому, что исторические артефакты шли в музеи, а не на продажу. К середине 20 века краска на основе мумий в магазинах уже исчезла.
#история #живопись #искусство #художник