Каждый год на Святках Татьяна Смирнова и компания берут мешок побольше и идут колядовать. И так уже больше тридцати лет
Татьяна Смирнова – педагог, фольклорист, руководитель Центра традиционной культуры «Дом» в Сергиевом Посаде и фольклорного ансамбля «Скоморошья слобода».
Дед Мороз из такси
Впервые Татьяна пошла колядовать, будучи студенткой-первокурсницей музыкального училища. В учебнике по народному творчеству нашла примеры колядок, вспомнила гоголевскую «Ночь перед Рождеством», а чтобы не страшно было, подбила подругу составить ей компанию:
«Мы сели и подумали, что главное в колядовании? И вот на тот момент нам казалось, что главное – это мешок, и мы его сшили.
Света моя выучила из Гоголя фразу: „Щедрик, ведрик, дайте вареник!“ И должна была его прокрикивать. А я выучила колядку из учебника.
Отправились мы на нейтральную территорию, где нас не знали, мы стеснялись немножко. Пошли в военный городок рядом с Сергиевым Посадом. Прямо вечером под Новый год».
Идти по снегу тяжело, и девчонки остановили такси, которое ехало в нужную сторону. А в такси сидел Дед Мороз.
«Пока ехали, мы Деду Морозу рассказали, что такое колядование, как мы это тогда понимали, сбили его с панталыку, и он пошел с нами. Мы звонили в дома – тогда было можно, так вот запросто – нам открывали. И вот Светка начала: „Щедрик, ведрик!“ А Дед Мороз вдруг басом отчего-то вместо вареника выкрикнул: „Пельменей давай!“
Хозяин, которому мы колядовали, и говорит: „А вам каких, замороженных или отварить?“ А у нас же мешок, нам варить не надо. И дал он нам пакет пельменей. В другой раз нам в мешок пытались бутерброды с красной икрой прямо так положить, вот это было обидно».
А в одной квартире колядовщикам открыли, выслушали все колядки, а потом раз – и захлопнули дверь! Ничего не дали и даже спасибо не сказали. И тогда пришлось похулиганить.
«Мы же девчонки бесшабашные, взяли веревочку и привязали дверную ручку той квартиры к перилам лестницы, чтобы дверь открыть было сложно. Так и ушли».
Порванный бубен
Оператор: Виктор Виноградов
В другой раз за свое честно наколядованное добро пришлось повоевать.
«Мы тогда впервые решили взять с собой что-нибудь, чтобы звенело, чтобы не только петь, но и как-то трезвонить. Подружка моя взяла сковородку с какой-то долбежкой, а я выпросила у мамы бубен. Было здорово и громко, а когда мы обратно шли, на нас напали мальчишки.
Стали у нас мешок всерьез отбирать, и завязалась драка. Подружка отбивалась сковородкой, а я бубном, и не рассчитала силу удара, хотела бубном по голове, а он оделся как воротник. Так и пришла домой с порванным бубном, и от мамы попало. А еще она сказала, что я вся в бабушку».
Бабушка Татьяны колядовала в Череповце, в Вологодской области в голодные послевоенные годы.
«Несмотря на то, что есть было нечего и было тяжело, они пели колядки, и их одаривали, чем могли. А одна соседка была жадная, не только на Рождество, всегда. И если обычно на это не обращали внимания, то на Святках считалось, что можно как-то показать свое отношение.
И вот бабушка с подружками и поленницу дров ей водой поливали, и порог дома – хулиганили, как могли.
И в войну колядовали. Мне в этнографических экспедициях в Сибири бабушки, которые пережили войну в тылу, рассказывали, что очень ждали детей, чтобы они пришли и поколядовали. И считалось, если дети придут, то в этом году похоронка дом обойдет стороной. Христославами всегда были дети, они ведь как ангелы».
Святые дни и время ряженых
Безудержное веселье раньше длилось две недели, и там всему было место. Как сказала Татьяне одна из бабушек: «Рождество начинают праздновать на небесах, потом оно спускается на землю, к людям, и дальше, еще ниже, ко всем остальным».
Были Святые дни – от Рождества до дня Святого Василия, когда ходили со звездой и славили Христа. А потом наступали Страшные вечера, время ряженых.
«Мы сейчас все в одну кучу свалили, а это два совершенно разных по смыслу действия, разные жанры, христославия и колядки, – продолжает рассказ Татьяна. – В народе верили, что существуют такие времена, и Святки относятся к ним, когда граница между мирами истончается. И ряженые были связаны с потусторонним миром.
А нечистая сила не подчиняется нашим законам, поэтому, когда ты ряженый, можно нахулиганить, залепить снегом окошки, сани на крышу засунуть и не думать, как их потом хозяин будет снимать, навоза в трубу набить. Ряженые могли даже что-то своровать, и хозяева не расстраивались, а отпускали: „Господи, спасибо, что взял деньгами“.
Дети никогда не рядились, не надевали масок, рядилась молодежь или мужики. Персонажи-то были страшные. Смерть, покойник – ему зубы из картошки вставляли, лицо мукой посыпали. Были старик со старухой, цыган с цыганкой, разные животные».
«Кто не поет – того отпевают»
Ряженых как гостей с того света в дом старались не пускать и даже угощение им подавали через окно и не голой рукой, а в рукавице.
«А христославов пускали, потому что это люди, а то и ангелы могут быть. Мы пробовали разные ипостаси святочных забав, ходили и со звездой, и ряжеными. И, действительно, это очень разные ощущения. Когда ты ряженый – ощущение бесшабашности, что хочешь делай, а потом удивляешься, ты ли это был?
Последние годы мы не рядимся, ходим со звездой славить Христа. Уже много лет я не то что понимаю, а ощущаю смысл праздника. Какое-то дивное чувство причастности к радости.
Христос родился, и мы несем эту весть, хотя понятно, что все знают, но одно дело знать, и другое – нести эту весть и получить ее.
Ты не просто проговариваешь, а чувствуешь всем телом, всей душой. По-другому просто не стоит идти колядовать. Только если у тебя есть моральные силы нести радость.
Раньше людям легче было в это состояние входить, потому что жизнь была более размеренная и более традиционная. И опять же, раньше было такое убеждение, которое выражается очень хлесткой фразой: „кто не поет – того отпевают“. Нужно было петь, показывая, что ты жив. Сейчас сказали бы, что это крутая практика. Это маркер, что ты живой».
Если хочется пойти колядовать, с чего начать?
Если компания колядовщиков собирается первый раз, то лучше продумать приблизительный сценарий, кто за кем и что будет говорить и петь. Впереди идет «звездоноша» – несет звезду Рождества на высоком шесте. Главное, не нарушать традиционный порядок. Сначала – славим Христа, можно спеть рождественский тропарь, христославия. Потом что-то попроще – какую-нибудь колядку. И в конце желаем хозяевам всяческих благ, поем щедровки и требуем не скупиться на угощение. Не забываем взять с собой большой мешок!
Баттл у стен Лавры
Татьяна со своим ансамблем «Скоморошья слобода» много лет ходили колядовать в Троице-Сергиеву лавру.
«Как-то идем мы со звездой, у нас на звезде иконочка Рождества, как положено, за дверцей. Идем такие радостные, навстречу богомолец: „Как вы смеете, язычники, пришли в Лавру!“
А вслед за ним батюшка, руки раскрыл: „Ну наконец-то я вижу нормальных людей на Святки!“ Очень по-разному все оценивают эту традицию».
Однажды у стен монастыря даже разгорелась нешуточная песенная битва: «Мы уже наколядовались, выходим с мешком из Лавры, а нам навстречу другая ватага колядовщиков. Мы встали так друг напротив дружки, стоим, и я думаю: „А что сейчас будет?“ Совершенно импровизационно завязался баттл. Мы колядку – они колядку, мы колядку – они колядку, уже и публика собралась. И вот мы спели колядку, а у них запас кончился, и тут колокол на колокольне так громко – бам! Как финальная точка».
ВЫБРАТЬ ОТКРЫТКУ И СДЕЛАТЬ ДОБРО