Наука -двигатель прогресса. В основе науки всегда лежит эксперимент. Эксперименты разные в зависимости от области науки, но одни из самых страшных - это медицинские эксперименты. В сегодняшней статье речь пойдет именно о них.
Наука не совершенна. Еще недавно люди не знали об опасности ртути и радиации. Радиоактивные и ртутные средства применялись для омоложения кожи и роста волос, а настройки с ныне запрещенными ингредиентами давали детям на ночь, дабы разгрузить родителей. К сожалению, многие из детей утром так и не просыпались. Проблему часто списывали на синдром внезапной детской смерти. Такое странное определение неизвестному и неизведанному, как не странно до сих пор его можно встретить в литературе. По мере развития науки, методами проб и ошибок постепенно в нем отражают реальные причины патологического состояния.
Однако тем же методом проб и ошибок врачи научились делать сложные операции, спасающие жизни. Постепенно радиации так же нашли важное и ценное применение в раковой медицине. Университеты в настоятельном порядке требуют проведения подтвержденных в исследованиях экспериментов. Одно дело если учебное заведение педагогической направленности. Так или иначе педагогическое обучение и развитие редко дает отрицательную динамику, а если направление эксперимента хирургическое?
За свою жизнь мне так же удалось наблюдать неудачный врачебный эксперимент. Было это в Филатовской больнице. Оперировали ребенка моей подруги. У девочки были сложные врожденные пороки развития. Маму предупредили о экспериментальном лечении, и она дала на него согласие. По нормам врачи хотели закачать в мочевой пузырь ребенка особый состав, помогающий увеличить его объем. На основании эксперимента планировалось написание диссертации. Увы, но эксперимент не удался, и пузырь перестал сокращаться, девочка осталась привязана к катетерам пожизненно. Другой эксперимент -участие в исследовании генетической вакцины предложили еще одной моей знакомой, маме девочки с синдромом Ретта. Женщина не согласилась, опасаясь побочных эффектов.
Говоря об медицинских ошибках в области особых детей, нельзя не вспомнить страшный эксперимент с повсеместным введением лоботомии применяемый к пациентам любых возрастов. Жуткое течение, под символикой повреждения головного мозга психически больным людям появилось в Европпе, постепенно оно распространилось на все Западные страны, особенно популярна и востребована процедура оказалась в Соединенных Штатах Америки. Так в чем же был ее положительный эффект? Все просто, западное общество искало способ оптимизации работы психиатрических больниц, и данная методика прекрасно позволяла сэкономить. Врачи того времени мало уделяли внимание причине заболевания и проводили процедуру буквально всем пациентам, с совершенно разными проблемами. Суть процедуры была проста, искусственно врачи добивались механического повреждения лобной части головного мозга, что резко нарушало возможность построения и проведение логических цепочек. По сути, провоцировало у больных возникновения афазиологических проявлений. Больной становился покладистым и удобным для обслуживания. Буйные пациенты с шизофренией, нарушением течения логики так же теряли возможность создавать свой искаженный поток мыслей, но с утратой его теряли они и способности к самообслуживанию и мышлению. Данная процедура достигла своего пика и стала весьма популярна после второй мировой войны, когда лечебницы были наполнены пациентами после разнообразных травм и поражений головного мозга на фронте. Наука того времени не разбирала причины легшие в основу патологии мышления и речи, процедура была показана всем вновь поступившим. Врачи с радостью рапортовали о улучшении качества ухода и оптимизации системы здравоохранения сэкономивший после повсеместного введения операций данного толка огромные средства на оплату персонала. Теперь можно было смело уменьшать штат обслуживания, ведь лишенные логики и воли пациенты были покладистыми словно растения, и жили не долго.
А что в СССР? Наш советский народ с опаской принимал Западные ценности, с той же осторожностью врачи отнеслись и к новой процедуре. Были начаты проверки-эксперименты, повергшие в шок все советское медицинское сообщество. В большой стране не практиковалась повальная капитализация и оптимизация здравоохранения. Вместо поиска оптимального ухода А Лурия искал способы максимальной реабилитации больных солдат с поражением головного мозга,строил систему возращения их к нормальной жизни. Разработал множество способов лечения заболеваний данного толка, отнеся их в область неврологии, а не психиатрии. Естественно, на данных пациентах никто и не пытался ставить подобные проверки. В графу испытания в основном попали люди с врожденной шизофренией, нарушениями в области логики и мышления не органического толка происхождения, но даже у данной группы эксперимент был признан неудачным и негуманным. Советские врачи резко осудили подобного рода эксперименты, и в СССР подобная методика была полностью запрещена, так и не получив массового распространения.
Наука подвижна, сложно в моменте осознать и разобраться с течениями и тенденциями, понять какой эксперимент станет действительно удачным и полезным, а какой окажется оптимальным не в медицинских, а экономических целях.
Сейчас с Запада к нам пришла идея аутизма, как течения в области работы с детьми с особенностями восприятия. Странный и непонятный диагноз, объединивший в себе и деток с органическими поражениями и малышей с врожденными обменными и генетическими недугами. Диагноз, перевернувший полностью всю устоявшуюся со времен СССР систему работы с подобного рода проблемами. Вместе с диагнозом пришла и методика решения проблемы. Психологическая система дрессировки, помогающая выстроить оптимальную, оптимизировано-экономичную систему взаимодействия и ухода за больными. Ничего не напоминает?
А. Лурия создавший систему афазии и дисфазии был не только прекрасным психиатром, но и неврологом, четко разграничившим области заболеваний. Новая система на Западный манер сваливает все болезни детей в область психиатрии ища не лечение, с прицелом на выстроенную Выготским и Жинкиным систему восприятия и наполнения внутренней и внешней речи, а систему изучения поведения и поведенческого анализа. Иными словами, теперь врачи не ищут, не выявляют и компенсируют дефициты восприятия различных сфер мышления, а оценивают пациента в целом, пытаясь подстроиться под то, что есть, даже если для этого требуются методы похожие на цирковую дрессировку.
Увы, но науке еще очень много предстоит открыть в данной области. Радует, что современные отечественные врачи все-таки сопротивляются Западным ценностям и нововведениям. Все чаще ко мне приходят дети с официальным диагнозом- дисфазия. Хочется надеяться, что как во временя Великой отечественной современная наука отзовется и встанет на сторону пациента, а не оптимизации. Как бы сложен и затратен не казался путь восстановления подобного ребенка, она даст ему шанс и возможность выйти на уровень полноценной речи и мышления, достаточной для жизни самостоятельным человеком с развитым критическим восприятием, а не ведомым и дрессированным, удобным экономической системе пациентом.
А что Вы думаете о современных тенденциях перенесения речевых патологий и нарушений в области мышления в границы детской психиатрии?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.