Найти тему
В твердом переплете

Донна Тартт... Достоевский отдыхает?)

Оглавление

Американка Донна Тартт с первого романа завоевала интерес читателей, смешав в своем творчестве много начал. Но эта «смесь» не всем одинаково по вкусу. Наши отзывы – тому пример.

Странный детектив Донны Тартт – огромное удовольствие для всех или на любителя? Вы с кем? Голосуйте за понравившийся отзыв в ВК https://vk.com/club223623212?w=wall-223623212_157

#читатель_пишет

-2

Журналист Сергей Алексеев

Одиссея без Итаки

«Это я убил тогда старуху - чиновницу...»
(Родион Раскольников)

«Тайная история» американки Донны Тартт - один из любимейших моих романов, это произведение стало путеводной звездой для литературного направления «темная академия», но оно настолько самобытно, что не помещается ни в одну художественную оправу. Там и уши Достоевского торчат, и хвосты антиков, и даже кое-что от Брета Истона Эллиса, с которым Тартт закрутила роман, будучи студенткой Беннингтонского колледжа.

Именно этот колледж (танцы, секс, рок-н-ролл, вещества) стал прототипом Хэмпдена, куда с трудом поступил ненадежный рассказчик в «Тайной истории» Ричард Пейпен. Юноша с горем пополам изучал древнегреческий, в стенах колледжа столкнулся с элитной группой студентов под руководством рафинированного преподавателя Джулиана Морроу и примкнул к ним прямо как Шепилов к заговору против Хрущева.

Эта самая элитная группа во главе с несомненным лидером Генри Винтером изучала не только древнегреческий, но и экстатические практики антиков, в результате чего впала в коллкетивный экстаз, и во время пробега по лесу закутанные в простыни (аналог хитонов) студенты нечаянно разорвали на части местного фермера.

О трагедии догадывается довольно неприятный студент, также изучающий древнегреческий с упомянутой выше группой - Банни Коркоран. Чувак начинает потихоньку шантажировать своих друзей, тянет деньги из богатого Генри, едет с ним в Италию и стрижет купоны, наслаждаясь своим тайным знанием. Дальше так продолжаться не может, и друзья Банни потихоньку отправляют его на тот свет, а потом сами гибнут духовно. Один Генри мужественно стреляется, что неимоверно доставляет, так как парень будущий великий лингвист, но вот - заигрался в древних греков и умер, так сказать, на взлете.

Тартт - великая писательница, она владеет пером как кистью, набрасывая то крупные мазки, то мелкую штриховку античной трагедии, разыгравшейся в наши в общем-то дни.

Сцена похорон Банни, на которую приезжают убийцы, написана с такой художественной силой, что эффект присутствия долго не отпускает читателя. А эпопея замерзающего в Хэмпдене (остался на зиму в вузе, но не учел проблем с местным ЖКХ) Ричарда чего стоит! Просто мурашки бегут по коже, и даже как-то хочется поблагодарить управляющую компанию за неплохую в принципе работу.

«Тайная история» важна для понимания нескольких краеугольных истин: не нужно дразнить силы, о которых человек имеет смутное представление, не следует нарушать нравственных законов и совершать непоправимых ошибок в молодости и, наконец, опрометчиво вступать в поединок со своей судьбой - возмездие все равно настигнет.

Неслучайно еще в предисловии к своей горькой повести Ричард пишет, что мог бы рассказать много историй, но у него есть всего одна. Расплачиваться за нее придется Пейпену и его товарищам до гробовой доски.

Несмотря на жесткую подкладку античный драмы, «Тайная история» - смешной и я бы сказал, трагикомический роман. У Тартт отличное чувство юмора, которое она вовремя включает, несмотря на то, что ее героям, мягко говоря, все время не до смеха.

Но невозможно без улыбки читать об оглушительной победе сборной колледжа в интеллектуальных поединках, посвященных основам химии и изготовлению запрещенных веществ. Причем эта викторина проводилась с благой целью сказать стоп наркотикам.

Тартт втиснула в роман кучу аллюзий, цитат, прямых и скрытых, намеков и вообще много чего зашифровала. Вытащить все это на свет Божий без начитанности и филологического чутья крайне сложно, но даже неподготовленный читатель, пропускающий намеки мимо ушей, получит от романа американки огромное удовольствие.

Чего я вам и желаю.

-3

Владислав Толстов, «Читатель Толстов»

Донна Тартт «Тайная история».


Мне из всех романов Тартт больше всего нравится как раз «Тайная история». Хотя творчество Донны Тартт не люблю, раздражает ее проза. На мой читательский вкус, она чересчур «женская»: жеманная, многословная. Что само по себе удивительно, поскольку во всех ее романах повествование ведется от лица главного героя, и это подросток/молодой человек.


Я могу не любить романы Донны Тартт, но признаю ее несомненные заслуги в истории современной американской прозы. Она реально обозначила, как принято говорить, новый стиль, и этот стиль повлиял на многих. Можно прочесть ту же Ханью Янагихару, или Мег Вулицер, или даже Тану Френч, чтобы уловить в ней все те «тарттовские» особенности. Это такой особенный сорт литературы – с описаниями детских травм (даже, можно сказать, чрезмерной фиксацией на них), с долгими философскими отступлениями, с неким уведенным на задний план, но важным «художественным» бэкграундом – древнегреческие трагедии в «Тайной истории», рисунок щегла в «Щегле». В сущности, это книги, рассчитанные на то, что их читатели будут не просто получать некие истории, сюжеты, но эти истории, пусть даже рассказанные несколько занудно, будут выполнены в такой возвышенной, как модно сейчас говорить, интертекстуальной манере, будут витать в разреженном воздухе высоких абстракций, филологического словоблудия.


Ну, и постоянные неявные отсылки к классике. Сюжет «Тайной истории» построен на том, как 28-летний Ричард Пейпен вспоминает, как десять лет назад он и его друзья совершили запланированное убийство своего товарища, Эдмунда «Банни» Конкорана. То есть тут вам и «Преступление и наказание», и «Бесы»: совершенное убийство как повод для психологического анализа. Правда, Раскольников в конце концов раскается, у героев «Тайной истории» не будет никакого раскаяния, а будет много-много аллюзий с древнегреческими текстами, подчеркивание некоей элитарности. Герои «Тайной истории» тоже пострадают, понесут кармическое наказание за то зло, что они совершили, но это сделано не очень убедительно. Хотя, повторю, «Тайная история» из всех романов Тартт мне нравится больше всего – это действительно хорошая, плотная, добротная проза, для людей, которые не знакомы с античной литературой, можно сказать, интеллектуальная. Но затянуто, очень затянуто, его бы сократить раза в два – куда лучше получилось бы.

-4

Журналист Степан Каменев

Сокрытое течение: эффектность романа Донны Тартт

«В тихом омуте черти водятся»
Народная пословица

У каждого читающего человека были поворотные моменты, когда жизнь делится на «до» и «после». Однажды журналист Сергей Алексеев посоветовал мне роман с непривлекательным названием «Тайная история» (а ещё интереснее словосочетание можно было придумать?) (16+). Это было, кажется, в 2017 году.

Роман американской писательницы перевернул моё представление о детективном жанре. Здесь не было убийцы-садовника, не было стереотипных сыщиков и изощрённых способов убийства. Лишь школа, напоминающая чем-то Хогвартс, и группа студентов, изучающих древнегреческий язык. Они претендуют на роль избранных и аристократов духа, однако всё оказывается не так «глянцево».

Шаг за шагом, следуя изгибам тайной истории, мы открываем для себя новые подробности жизни «элиты» колледжа Хэмпден. В этом произведении выигрышно смотрится приём «ненадёжный рассказчик». Мы видим происходящее глазами «юноши бледного со взором горящим» по имени Ричад Пэйпен.

Главный герой из небогатой семьи, он переезжает из родного города.

Любопытнее всего то, как Донна Тартт в первом романе изучает природу зла. То, как приличие может прикрывать адские бездны. В какой-то момент течение повествования напоминает медленную холодную реку, которая очень степенно несёт свои воды. А затем р-р-раз, и сюжет оборачивается водопадом!

Писательница, получившая в 2014 Пулитцеровскую премию за роман «Щегол» (18+), изучает психологию людей, которые в какой-то момент переходят границы дозволенного. Возможно ли вернуться обратно? Что мы теряем, когда теряем человеческий облик? Эти вопросы ставит Донна Тартт. Единых ответов нет, но у каждого свои скелеты в шкафу, есть своя тайная история.