Найти в Дзене
Международная панорама

Партия Вагенкнехт использует красивые слова, чтобы скрыть то, что она на самом деле хочет с нами сделать

Оглавление

Под таким заголовком германский информационно-политический еженедельник Focus публикует большую статью о созданной вчера в Берлине партии «За здравомыслие и справедливость»

В этот понедельник время пришло: «Альянс Сахра Вагенкнехт – За разум и справедливость (BSW)» сменил свой правовой статус. Зарегистрированное объединение становится партией. Если избиратели её поддержат, она может фундаментально изменить партийный ландшафт Германии.

Никогда ещё новая партия не создавалась после столь долгой публичной прелюдии, как эта. Сара Вагенкнехт, бывший лидер парламентской группы и бывший ведущий кандидат от левых сил, сделала первые намеки о намерении на создать собственную партию уже после конференции левой партии в Эрфурте в июне 2022 года. В Эрфурте крыло Вагенкнехт в значительной степени потерпело неудачу со своими заявлениями.

Намерения Вагенкнехт стали более конкретными в марте прошлого года. Тогда она объявила, что больше не будет баллотироваться от левых сил на федеральных выборах 2025 года. В октябре 2023 года она наконец-то совершила разрыв с Левой. Вместе с девятью другими членами фракции этой партии в Бундестаге она вышла из Левой и основала объединение своего имени. Заявленная цель клуба: создание партии.

Сара Вагенкнехт и её партия одной женщины

Новое формирование целиком посвящено Саре Вагенкнехт, бывшей звезде Левой партии. Благодаря бесчисленным выступлениям на ток-шоу она уже является одной из самых известных среди ведущих политиков.

Вместе с ней Левую покинули еще девять депутатов, что означало конец их статуса в парламентской группе. Но только двое из них имеют определенный уровень известности за пределами столицы. Есть бывший член IG Metall Клаус Эрнст, один из основателей «Избирательной альтернативной работы и социальной справедливости (WASG)». В 2005 году в союзе с бывшей СЕПГ, которая была переименована в ПДС, ей удалось преодолеть 5-процентный барьер на выборах в Бундестаг.

Амира Мохамед Али, в последнее время возглавлявшая парламентскую группу левых вместе с Дитмаром Барчем, также является одним из наиболее известных руководителей BSW. Поразительно то, что из многих левых членов земельных парламентов, мэров и районных администраторов в новых землях, очевидно, никто не перешел на сторону Вагенкнехта.

ВАЖНО: Новый вирус вызывает депрессию и остановку сердца, лекарства не помогают

Однако в понедельник основательница партии представила двух довольно видных новых «обозников». Один из них — бывший депутат Бундестага Фабио де Маси. Финансовый эксперт внес значительный вклад в раскрытие роли канцлера Шольца в скандале с Cum-Ex.

Де Маси уже был членом Европейского парламента до своего пребывания в Бундестаге (2017-2021 гг.). Вполне возможно, что теперь он станет главным кандидатом от BSW на европейских выборах. Потому что Вагенкнехт не откажется от трибуны Бундестага, которая для неё гораздо важнее.

Еще одним «новым приобретением» является мэр Дюссельдорфа от СДПГ Томас Гайзель, которого избрали на этот пост в 2020 году. Недавно он выразил свою непоколебимую преданность СДПГ. Теперь же ему придется ожидать своего исключения после 40 лет членства в СДПГ.

Левоконсервативная, националистическая, социалистическая

Дать новой партии вернок определение непросто. Её можно классифицировать как левоконсервативную, а также националистическую и социалистическую. В любом случае, новое формирование столь же великолепно, как и его центральная фигура.

Задолго до её основания опросы показали, что потенциал партии составляет до 20 процентов. Впрочем, это не означает, что партия Вагенкнехт может ожидать двузначных результатов на выборах.

По данным исследователей выборов из «Инсы», 35 процентов имеющих право голоса могут в принципе представить себе голосование за СДПГ, а 22 процента — за СвДП. Но если бы сейчас были выборы, столько людей наверняка бы этого не сделали.

За перераспределение и против «левых левых»

Вагенкнехт изначально обслуживает своими идеями левую клиентуру. Помимо прочего, она обещает более высокие социальные выплаты. Она также выступает за «справедливую налоговую систему», которая облегчит бремя для малоимущих и не позволит «крупным корпорациям и очень богатым частным лицам уклоняться от своей справедливой доли финансирования общества».

В дополнение к классической политике перераспределения, партия также включает в свою программу разделение доминирующих на рынке монополий. Разделение звучит лучше, чем национализация. Но не так уж трудно догадаться, к чему должно привести это «разделение».

Кроме того, партия считает, что следует остановить приватизацию некоторых услуг, «например, в сфере здравоохранения, ухода или жилья». «Некоммерческие» провайдеры, в случае сомнений, должны взять на себя эти задачи.

В поле зрения Вагенкнехт также находятся консервативные избиратели среднего класса, которые не хотят отказываться от своих автомобилей и не понимают гендера и других «пробуждённых» фантазий. Она хочет произвести на них впечатление своими нападками на «левый образ жизни». Она также выступает против ориентации политики на всевозможные меньшинства, а не в первую очередь на интересы «простых людей».

Очень близка к правым, когда дело касается политики в отношении беженцев

Когда дело доходит до политики в отношении беженцев, позиции Вагенкнехт не сильно отличаются от позиций АдГ. Она выступает против «мягкой иммиграционной политики» и идеалистического взгляда на миграцию. Есть даже точки соприкосновения с ХДС/ХСС.

Партия Вагенкнехт может рассчитывать на одобрение середины своего отношения к нападению России на Украину. Она не оправдывает агрессию Путина, но выступает против того, чтобы немцы делали хоть малейшие действия на благо Украины.

Она называет санкции против России экономической войной, развязанной Западом, категорически отвергает поставки оружия Украине, а НАТО хочет заменить их европейской «архитектурой безопасности», включающей Россию. Любой, для кого дешевый газ важнее сдерживания российской агрессии, находится в надёжных руках Вагенкнехт.

В содержании нет ничего оригинального

Партия Вагенкнехт не предлагает ничего такого, чего не предлагают другие партии. Её нелегко классифицировать по знакомой схеме «лево-право». И ещё примечательно: она может быть опасна как для АдГ, так и для левых.

Когда «Зелёные» приступили к встряхиванию существующей политической системы, у них было новое существенное предложение: абсолютный приоритет экологии. То же самое произошло и с расширением ПДС/СЕПГ на запад: она выступала за еще большее социальное благо и еще большее перераспределение, чем любая другая партия.

Когда АдГ была основана в 2012 году, она существенно отличалась от всех остальных партий в одном ключевом моменте: она отвергла евро. К этому добавились её предубеждения против иммигрантов, которые быстро превратились в расистские.

Вагенкнехт же не предлагает в своей программе ничего принципиально нового или оригинального. С точки зрения экономической, социальной и перераспределительной политики она существенно не отличается от идей Левой партии. Их требования к миграционной политике во многом идентичны требованиям АдГ.

То же самое относится и к их намерению не стоять на пути агрессии Путина, чтобы избежать предполагаемых экономических невыгод. Что нового в этом новом образовании, так это смешение крайне левых и крайне правых позиций.

Европейские выборы как первое испытание

Новая партия будет участвовать в европейских выборах 9 июня. Этот выбор идеален для партий, не принадлежащих к истеблишменту, поскольку здесь нет порога. Кроме того, в отличие от федеральных выборов, избиратели не особо задумываются о возможных коалициях.

Европейские выборы в Германии традиционно носят характер протестных выборов. Это стало очевидным пять лет назад, когда большая коалиция совершенно истощилась. Рейтинг ХДС/ХСС упал с 35,3 до 28,9 процента, у СДПГ ещё более резко – с 27,3 до 15,8. Напротив, «Зелёные» удвоили свою долю до 20,5 процента, а доля АдГ увеличилась с 7,1 до 11,0 процента.

Это была беспощадная расплата избирателей с большой коалицией (ХДС/ХСС-СДПГ. - Прим. А.Ж.). Теперь Вагенкнехт и её товарищи надеются, что разочарование по поводу политики светофора станет водой на их мельницу.

Опасно для левых и АдГ

Станет ли Вагенкнехт баллотироваться на земельных выборах в сентябре этого года, будет зависеть от результатов её партии на европейских выборах. Выборы пройдут в трех землях Восточной Германии – Тюрингии, Саксонии и Бранденбурге.

Хороший результат принесёт деньги в казну партии в виде возмещения государством расходов на предвыборную кампанию. Более того, нет ничего более успешного в политике, чем успех: хорошее выступление в июне наверняка приведет в партию новых членов и увеличит пожертвования.

На земельных выборах на востоке Вагенкнехт наверняка наберет голоса левых. Это также может представлять угрозу для крайне правой партии АдГ. У тех избирателей, которые хотят продемонстрировать это прежде всего «тем, кто там наверху», появляется новый источник надежды в лице партии Вагенкнехт. Она категорически против открытых границ и выступает за беспощадную депортацию «любого, кто злоупотребляет своим правом на гостеприимство». «Правые» сердца бьются быстрее.

Возможна дальнейшая фрагментация партийной системы

В случае успеха партии «Вагенкнехт» в 2024 году политический ландшафт в Германии снова будет перепахан. Этого будет достаточно, чтобы опустить Левую партию, которая уже из последних сил бьётся за свое существование, ниже пяти процентов в федеральном руководстве. Это также может иметь место в западных федеральных землях.

Не имеет значения, будут ли сама Вагенкнехт и Ко достаточно сильна, чтобы преодолеть 5-процентный барьер на федеральных выборах. Её разрушительной силы будет достаточно, чтобы свести левых к тому, чем они были до 2005 года – восточногерманской региональной партией для ностальгирующих по ГДР.

Тогда Германии пришлось бы иметь дело с совершенно другой политической ситуацией. Во-первых, если бы левые исчезли из федерального руководства и в той или иной земле, у СДПГ и Зелёных стало бы на одного потенциального партнёра по коалиции меньше. Это еще больше бы затруднило формирование коалиций и сделало правительства более нестабильными.

Никто не захочет создавать коалицию с Вагенкнехт

Другие партии, как и АдГ, будут относиться к труппе Вагенкнехт как к «чумазому ребенку», с которым нельзя иметь дело – по крайней мере, в обозримом будущем. Это еще больше ограничило возможности создания двухпартийных коалиций. Однако участники светофора в федеральном правительстве изо дня в день демонстрируют, насколько сложно приходится трехпартийным коалициям с партиями из разных лагерей.

Партия Вагенкнехт, напротив, открыта для всех сторон. По данным «Süddeutscher Zeitung», Де Маси высказался за «прагматическое сотрудничество» между ХДС и их партией в Саксонии. Согласно последнему опросу, АдГ и ХДС имеют 37 и 33 процента, левые — 8, зеленые — 7, СДПГ — 3 и СвДП — 1 процент.

У бывшего сотрудника Вагенкнехт Де Маси желание, вероятно, стало отцом идеи. Председатель ХДС Фридрих Мерц недавно поведал то, что он думает о Вагенкнехт и её товарищах: «Никому не нужна эта смесь социализма и национализма». Но Де Маси не будет первым соучредителем партии, в которой оптимизм перевешивает реализм.

Эго-путешествие Вагенкнехт

Сара Вагенкнехт была, безусловно, самым известным политиком левых сил. Обычно она пользовалась хорошим спросом в дискуссионных группах. Но она никогда не была командным игроком. Она также предпочитала сидеть в телестудиях, а не в конференц-залах. Даже будучи лидером парламентской группы, ее не считали особенно трудолюбивой в повседневной политической жизни.

Основание партии во многом связано с эго этого политика. В течение многих лет Сара Вагенкнехт жила в политике, делая себе имя за счет своей партии «Левые».

Поскольку левые не хотели танцевать под её дудку, они теперь создают собственную конкурирующую компанию. Отделение себя от левых и причинение им вреда останется её целью – даже в верхах её собственной партии.

© Перевод с немецкого Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».