Рассуждая о деградации личности, необходимо определится с альтернативными понятиями. Что есть развитие личности? На этом вопрос современные философы ответить затрудняются, ссылаясь на многообразие личностей. В народе же утвердилось свое представление о развитии личности, то что для личности благо, то и является для нее развитием.
Не первый, ни второй вариант нас устроить не может. Первый (научно-философский) по существу отсылает нас к дурной бесконечности, утверждая, как в русской народной пословице, «то, что русскому здорово, то немцу – смерть». Мол, у каждого своя правда. У каждого своя цель в жизни. Может быть, это отчасти и так. Но это вовсе не снимает с повестки дня главного вопроса: в чем смысл жизни, или, иначе, в чем человек видит для себя смысл существования.
Второй (народный вариант) по той же причине не может устроить нас. «Каждому свое!» - или другой вариант: «у кого суп жидкий, а у кого жемчуг мелкий». Понятно, что все люди разные. Однако, при разнообразии идей и мнений, существуют некие общие для всех константы мышления. Вопрос: ради чего жить, волнует всех и каждого, а кого не волнует, тот погоду не делает.
По мнению автора статьи, человек живет для познания себя и мира. Для этой цели он родился. Последовательно отвечая на разнообразные вопросы, которые ему предстоит решать в этой жизни, он психически развивается. Таким образом, мы обозначили главную и общую цель для всех людей, независимо от нации, пола, веры и профессии – это развитие и познание.
В связи с этим вопрос о деградации личности может решаться в том же ключе. Тот, кто не развивается, стагнирует, перестает познавать себя и мир, неизбежно начинает постепенно психически деградировать. Такая ситуация не может устроить ни общество, в котором человек живет, ни самого человека. В организме такого человека начинают вырабатываться вещества самонаказания, которые делают его жизнь, пусть и весьма успешную, крайне неприятной и комфортной. Наркотики, алкоголь и прочие психостимуляторы лишь на короткое время подавляют выработку этих веществ самонаказания в организме. В перспективе они не могут переломить негативную психическую коннотацию мыслей индивида, взявшего неправильный путь развития.
В результате личность деградирует. И деградирует она не от того, что употребляет психостимуляторы, которые лишь на время устраняют психическую (душевную) боль, а от того, что взяла неправильный путь развития. Отсюда мы можем сделать заключение, что диагностика личности лишь по употреблению психостимуляторов, не является объективной. Необходимо устранить неправильный вектор развития, заменив его на позитивное развитие, и необходимость в употреблении психостимуляторов отпадет сама собой.
Еще один аспект в общественном сознании не совсем объективно отражает существо вопроса по отношению к деградации личности. В том или ином обществе приняты определенное этико-моральное представления о лучшем, престижном, и о низменном, непрестижном состоянии индивида. В соответствии с этими представлениями распространена практика считать того, или иного индивида успешным в жизни, или не успешным. Такая оценка может быть весьма поверхностна. Так, к успешным обычно относят богатых и обладающих властью индивидов. К неуспешным – бедных и бесправных. Считать, что бедные люди ущербны, и не могут в силу своей ущербности стать богатыми, это большое упущение. Еще большее упущением будет, если считать бедных деградантами.
Табель о рангах, распространенная в обществе, не распространяется на психику индивидов. Каждый человек индивидуален. Он рождается на земле, чтобы самостоятельно прожить свою жизнь. Его дух выбирает время рождения и эпоху. Целью является познание. Поэтому, со стороны довольно сложно понять деградирует ли человек, опускается вниз по лестнице духовной (психической) инволюции, или, напротив, восходит вверх, совершая рывок по отношению к своему прежнему состоянию, обусловленную прошлой жизнью и внетелесным существованием в духовных мирах до рождения. Свои жизненные цели человек знает сам на уровне глубинной психологии.
Мы можем лишь констатировать, глядя со стороны, доволен ли человек своей жизнью, или нет.
В любом случае смысл человеческого существования не сводится к удовлетворению биологических потребностей: сон, секс, доминирование. Человек не животное. И от животного его отличает способность к познанию мира, на основе созданных его мышлением умозрительных представлений и моделей. Теория инволюции дает нам на уровне человека некий психологический инструмент, с помощью которого сам человек может проверить вектор своего развития, сверившись с изначальными целями своего физического существования, побудившего его родиться в предложенном месте и в определенное время.
Мы сами вольны определить, деградируем ли мы психически, или развиваемся. Для этого нужно немногое – почаще обращаться с вопросом к самому себе, каковы изначальные цели моего существования в этом мире, и чему я здесь должен научиться.
Можно исходить из иной посылки, почаще спрашивать себя, что я должен сделать, чтобы не деградировать. Несомненно, вопрошающий будет получать от Высшего Разума, или Интуиции варианты ответов на эти вопросы, обращенные к самому себе.
Оба варианта приводят личность к искомому – к развитию и устранению неприятных психосоматических последствий деградации.
В современном обществе приоритеты существования совершенно иные. Развитие техники и прикладной науки, улучшение благосостояния населения, благотворительность (волонтерство) и неприкрытый гедонизм. Таковы лозунги современной жизни. Реализация познавательной активности личности не обозначена никак в качестве магистрального направления жизни и смысла существования человека. От отсутствия такого лозунга, ясной и четкой жизненной цели у большой массы населения развивается апатия и неудовлетворенность. Отсутствие реализации жизненных целей приводит к немотивированной агрессии на уровне индивидов и целых коллективов, к наркомании, пьянству и поиску «неземных наслаждений», к неутолимой жажде все новых развлечений и острых ощущений.
Без ясных и четких целей общественного и личного развития новое общество невозможно построить. Неизбежно будут возникать конфликты между группами граждан и отдельными индивидами.
Только, предельно ясно и четко обозначив новую общественную парадигму жизни человека в виде приоритета познания, можно построить новое общество, лишенное антагонистических противоречий.