Главным качеством чтения является его выразительность. Выразительность чтения есть одно из проявлений сознательного чтения. Хорошо выражено может быть то, что хорошо понято.
Типичные черты хорошего выразительного чтения - простота и естественность. Читать выразительно - это значит читать так, как говоришь, без вычурности, без выкрикиваний. Такое выразительное чтение может быть только результатом ясного и правильного понимания читаемого текста. Оно, с одной стороны, позволяет судить о том, как дети понимают текст , а с другой стороны - является средством для лучшего усвоения содержания текста. Выразительное чтение имеет большое воспитательное значение: оно развивает эмоциональное восприятие, устанавливает связь чтеца со слушателями. Наряду с этим оно способствует исправлению интонации речи учащихся, учит правильному произношению слов и выражений. Работа над выразительностью чтения в самом элементарном её виде начинается с работы над осознанием текста. Читая первые страницы букваря, дети знакомятся уже с интонациями радости, удивления, страха в междометиях АХ, УХ, ОЙ и несколько позднее - в коротеньких вопросительных и восклицательных предложениях. На правильность интонации чтения таких предложений следует обращать самое серьёзное внимание. Учитель учит детей читать эти предложения, ориентируясь не только на формальную сторону - знак вопроса, восклицания, но и на самый смысл вопроса и восклицания, на то, какое содержание заключается в данном вопросе ил восклицании - радость, гнев, удивление и т.д.
По мере развития навыка чтения учащиеся постепенно овладевают умением соблюдать простейшие правила грамматических логических и психологических пауз, логических ударений и интонаций. Грамматические паузы обуславливаются знаками препинания, логические - необходимостью отделить подлежащее с относящимися к нему словами от сказуемого с группою относящихся к нему слов. Так, в строке стихотворения "Мальчишек радостный нард коньками звучно режет лёд" одна группа слов связана с подлежащим (мальчишек радостный народ), другая - со сказуемым (коньками звучно режет лёд). Несмотря на отсутствие знака препинания между ними, при чтении необходима пауза, которая ярче выделяет содержание подлежащего и сказуемого: "Мальчишек радостный народ/ коньками звучно режет лёд".
Психологические паузы обуславливаются самыми различными обстоятельствами. Они как бы заставляют слушателя насторожиться, подготавливают его внимание к чему-то неожиданному. Естественна, например. пауза после наречия "вдруг": "Вдруг/ мя лошадь остановилась", или после сказуемого :"На краю поляны я увидел/ большую серую собаку" и т.д.
Грамматическая пауза означает не только остановку, но и изменение высоты тона. На точке - самая длинная остановка и понижение тона, означающее собой окончание; на запятой - самая короткая остановка и некоторое повышение тона, как бы предупреждение, что дальнейшее представляется наиболее интересным и важным, а потому и требующим особого внимания; на двоеточии остановка более длительная, нежели на запятой, но меньшая чем на точке, и значительно повышение тона с целью привлечь внимание к дальнейшему.
Особенно важно привить детям умение правильно соблюдать паузы при чтении стихотворений. Поскольку каждая строка стихотворения является законченной ритмической единицей, в конце её необходима пауза, даже в том случае, если по знакам препинания и по смыслу паузы быть не должно. Например:
Вот один взмахнул лениво/
Крыльями, и вдруг/
Влага брызнула игриво/
Жемчугом вокруг/
Если последняя строка требует паузы грамматической (точка), а вторая психологической (после "вдруг"), то в первой и третьей строках пауза обуславливается только законченностью стихотворной строки.
Под логическим ударением разумеется выделение голосом по силе и высоте тона, слов и выражений, имеющих в предложении существенное значение.
Логическое ударение, поставленное в одном и том же предложении на разных словах, изменяет смысл предложения. Это лучше всего объяснять детям на примере вопросительного предложения.
"Ты пойдешь в кино?" "Ты пойдешь в кино?" "Ты пойдешь в кино?"
Читая это предложение с ударением на различных словах , дети легко убеждаются в измении смысла вопроса и ответа в зависимости от места логического ударения.
Интонация при чтении должна соответствовать содержанию: если в рассказе выражается сожаление, то читать следует так, чтобы слышалось в голосе сожаление; если выражается приказание, то читать надо так как будто приказываешь; если действие развивается быстро, читать следует скорее, и т.п. Важно научить детей верно определять интонацию из содержания читаемого. Для этого учитель должен обращать внимание детей на характер читаемых ими фраз и отрывков и показывать на примерах, как то или иное содержание может быть отражено в интонации чтения.
В обучении чтению вообще, и выразительному в частности, большое значение имеет подражание чтению учителя. Но учитель допустит грубую ошибку, если будет учить детей выразительному чтению с голоса. Такое чтение не может быть в полной мере сознательным. Основой для упражнений в выразительном чтении является смысловой разбор текса. Важно, чтобы дети, с начала под руководством учителя, а потом и сами, умели. исходя из смысла читаемого, находить при чтении правильную интонацию, выделять логические ударения и паузы.