Найти тему
Власова Ольга

ВЫЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ

Главным качеством чтения является его выразительность. Выразительность чтения есть одно из проявлений сознательного чтения. Хорошо выражено может быть то, что хорошо понято.

Типичные черты хорошего выразительного чтения - простота и естественность. Читать выразительно - это значит читать так, как говоришь, без вычурности, без выкрикиваний. Такое выразительное чтение может быть только результатом ясного и правильного понимания читаемого текста. Оно, с одной стороны, позволяет судить о том, как дети понимают текст , а с другой стороны - является средством для лучшего усвоения содержания текста. Выразительное чтение имеет большое воспитательное значение: оно развивает эмоциональное восприятие, устанавливает связь чтеца со слушателями. Наряду с этим оно способствует исправлению интонации речи учащихся, учит правильному произношению слов и выражений. Работа над выразительностью чтения в самом элементарном её виде начинается с работы над осознанием текста. Читая первые страницы букваря, дети знакомятся уже с интонациями радости, удивления, страха в междометиях АХ, УХ, ОЙ и несколько позднее - в коротеньких вопросительных и восклицательных предложениях. На правильность интонации чтения таких предложений следует обращать самое серьёзное внимание. Учитель учит детей читать эти предложения, ориентируясь не только на формальную сторону - знак вопроса, восклицания, но и на самый смысл вопроса и восклицания, на то, какое содержание заключается в данном вопросе ил восклицании - радость, гнев, удивление и т.д.

По мере развития навыка чтения учащиеся постепенно овладевают умением соблюдать простейшие правила грамматических логических и психологических пауз, логических ударений и интонаций. Грамматические паузы обуславливаются знаками препинания, логические - необходимостью отделить подлежащее с относящимися к нему словами от сказуемого с группою относящихся к нему слов. Так, в строке стихотворения "Мальчишек радостный нард коньками звучно режет лёд" одна группа слов связана с подлежащим (мальчишек радостный народ), другая - со сказуемым (коньками звучно режет лёд). Несмотря на отсутствие знака препинания между ними, при чтении необходима пауза, которая ярче выделяет содержание подлежащего и сказуемого: "Мальчишек радостный народ/ коньками звучно режет лёд".

Психологические паузы обуславливаются самыми различными обстоятельствами. Они как бы заставляют слушателя насторожиться, подготавливают его внимание к чему-то неожиданному. Естественна, например. пауза после наречия "вдруг": "Вдруг/ мя лошадь остановилась", или после сказуемого :"На краю поляны я увидел/ большую серую собаку" и т.д.

Грамматическая пауза означает не только остановку, но и изменение высоты тона. На точке - самая длинная остановка и понижение тона, означающее собой окончание; на запятой - самая короткая остановка и некоторое повышение тона, как бы предупреждение, что дальнейшее представляется наиболее интересным и важным, а потому и требующим особого внимания; на двоеточии остановка более длительная, нежели на запятой, но меньшая чем на точке, и значительно повышение тона с целью привлечь внимание к дальнейшему.

Особенно важно привить детям умение правильно соблюдать паузы при чтении стихотворений. Поскольку каждая строка стихотворения является законченной ритмической единицей, в конце её необходима пауза, даже в том случае, если по знакам препинания и по смыслу паузы быть не должно. Например:

Вот один взмахнул лениво/

Крыльями, и вдруг/

Влага брызнула игриво/

Жемчугом вокруг/

Если последняя строка требует паузы грамматической (точка), а вторая психологической (после "вдруг"), то в первой и третьей строках пауза обуславливается только законченностью стихотворной строки.

Под логическим ударением разумеется выделение голосом по силе и высоте тона, слов и выражений, имеющих в предложении существенное значение.

Логическое ударение, поставленное в одном и том же предложении на разных словах, изменяет смысл предложения. Это лучше всего объяснять детям на примере вопросительного предложения.

"Ты пойдешь в кино?" "Ты пойдешь в кино?" "Ты пойдешь в кино?"

Читая это предложение с ударением на различных словах , дети легко убеждаются в измении смысла вопроса и ответа в зависимости от места логического ударения.

Интонация при чтении должна соответствовать содержанию: если в рассказе выражается сожаление, то читать следует так, чтобы слышалось в голосе сожаление; если выражается приказание, то читать надо так как будто приказываешь; если действие развивается быстро, читать следует скорее, и т.п. Важно научить детей верно определять интонацию из содержания читаемого. Для этого учитель должен обращать внимание детей на характер читаемых ими фраз и отрывков и показывать на примерах, как то или иное содержание может быть отражено в интонации чтения.

В обучении чтению вообще, и выразительному в частности, большое значение имеет подражание чтению учителя. Но учитель допустит грубую ошибку, если будет учить детей выразительному чтению с голоса. Такое чтение не может быть в полной мере сознательным. Основой для упражнений в выразительном чтении является смысловой разбор текса. Важно, чтобы дети, с начала под руководством учителя, а потом и сами, умели. исходя из смысла читаемого, находить при чтении правильную интонацию, выделять логические ударения и паузы.