Праздник, посвящённый тем, кто не просто бережно хранит и преумножают технику и пластику танцевального искусства, но и обучает этому будущих исполнителей. 9 января отмечается Международный день хореографа. Гостем тульской студии телеканала «Россия 1» стала участница народных и образцовых хореографических коллективов Дана Ветеркова.
Сегодня – Международный день хореографа. Так кто же эти люди?
Это, прежде всего те, кто владеет искусством танца. Греческое слово хореография трактуется как процесс, описывающий танцевальные движения. Хореограф это человек, который не только сам искусно владеет своим телом, пластичностью, музыкальным чутьём, артистизмом, но и прежде всего тот, кто умеет передавать свои знания ученикам.
Какие стили танцев существуют в современном мире?
В современном мире существуют такие танцевальные направления, как балет классический, романтический и современный бальные танцы, которые делятся в свою очередь на две программы – латина и стандарт. В стандарт входят такие танцы, как танго, фокстрот, пасадобль, венский вальс. Латина – это более динамичные танцевальные направления, такие как самба, румба джайв. Ну и, конечно же, куда без современных направлений – хип-хоп, rnb, паппинг, и многие другие.
Что вдохновляет хореографа на постановку?
Честно признаться, стандартный ответ звучал бы так – прослушивание музыкального материала, просмотр видеоматериала, отработка комбинации, репетиционная работа. Но по опыту могу сказать, что вдохновение невозможно контролировать. Порой тебя могут вдохновить какие-то эмоции, погода, встреча с друзьями, музыка, которую ты слушаешь в наушниках, прогуливаясь по городу. И ты можешь за один день проделать огромную работу и поставить целое танцевальное шоу. А порой случается, что ты на протяжении долгого времени не можешь найти источник вдохновения и, соответственно, творческий процесс прерывается.
С какими трудностями сталкиваются представители этой профессии?
Первая, это когда ты не можешь объяснить тем, с кем работаешь то, что у тебя в голове то, как ты это видишь. Тебе кажется, что у нас все настолько прозрачно и предельно просто, и ты раскладываешь и объясняешь, но танцоры не делают то, как это есть у тебя внутри. Даже родился такой тренд – поющие хореографы, когда педагоги используют звуки – цики, цаки, такты ааа и прочее. Это очень интересно смотреть, и помогает танцорам понять то, что от них хочет педагог. Другая трудность связана с отработкой хореографического материала. Балетмейстер придумал классный проект, начал его реализовывать, но он ещё сыроватый. И тут наступает пиковый момент, когда требуется отработка, синхронность. Тут на помощь приходят хореографы-репетиторы, которые целенаправленно выполняют эти обязанности и берегут эмоциональное психологическое состояние постановщика.
Каждый ли профессиональный танцор может быть хореографом и наоборот?
Наблюдая за творчеством, я вижу, что не каждый профессиональный танцор, которому дано очень много и пластичность, и музыкальность, и артистизм может научить своих подопечных этому же. То есть, казалось бы, тебе дано все, но нет вот этого главного умения чувствовать аудиторию, знать, как преподнести материал, чтобы он был правильно понят и отображён на практике. А бывает и наоборот. Хореограф может не обладать элементарной пластичностью, но у него очень талантливые постановки. У него настолько тесный контакт со своей аудиторией, что ему даже не всегда нужно протанцовывать и детально показывать какие-то движения и танцевальные комбинации для того, чтобы их поняли те, кто с ним работает.
Дана, ты у меня ассоциируешься с армянскими танцами. Два года назад ты впервые пришла к нам в прямой эфир в армянском костюме. Какие направления тебе ближе всего – кавказские, русские или может ещё какие-то?
Это достаточно сложный для меня вопрос. Если мы берём кавказские танцы, то это темперамент, яркость, красота костюмов. Если мы берём русские народные танцы, то это наш культурный код, это наша история. Если мы берём современное направление – это драйв, динамика. И я для себя поняла, что каждое новое направление, которое я изучаю, это своего рода вызов для меня, благодаря которому я становлюсь ещё лучше, получаю новые знания и совершенствуюсь в творчестве.
Главное для танцора – публика, выступления, конкурсы. Что в ближайших планах?
Безусловно, главное это конкурсы, выступления, турниры. Для меня очень важны те эмоции, которые я получаю, выступая на сцене от зрителей. Бог дал нам таланты не просто так. Он дал их для того, чтобы мы делились этим даром с другими людьми. Потому что танец это прежде всего разговор со зрителем. Поэтому нужно нести этот дар и делиться тем, что у тебя есть внутри. Из ближайших планов выступление на форуме «Россия».