В ночь на 6 июля 1943 года немецкий торпедный катер S-102 находился в засаде на траверзе поселка Архипо-Осиповка, что примерно посередине между Геленджиком и Туапсе. Ночь была темной, безветренной, а море спокойным. Зная, что в этом месте периодически проходят советские конвои и одиночные суда, командир «шнелльбота» лейтенант Лютере занял позицию со стороны темного берега, на фоне которого его небольшой корабль был практически не виден. Долгое время на горизонте ничего не было видно, и немцы, поглядывая на уже начавший светлеть небосвод, уже думали, что придется возвращаться на базу ни с чем. Но вот в 01.40 с юго-восточного направления показалась небольшая группа целей, двигавшихся с большой скоростью и периодически менявших курс. Сразу же возбудившийся Лютере приказал дать малый ход и двигаться наперерез, а также готовить торпедные аппараты к залпу. Оставаясь незамеченным, катер плавно скользил по спокойному морю навстречу своей жертве, небольшой парусно-моторной шхуне с отчетливо различимой мачтой. Соответствующие команды поданы, в 01.50 533-мм торпеда с шипением плюхнулась в воду и пошла к цели. Спустя минуту она попала точно в середину корпуса судна. Прогремел мощнейший взрыв, осветивший море на сотни метров вокруг, и шхуна была буквально разорвана на куски…
Молодой немецкий командир в тот момент, конечно же, не подозревал, что он стрелял не просто в очередное судно, каких на счету везучего катера S-102 было уже не мало, а, можно сказать, в будущий «развитой социализм», в нашу с вами эпоху застоя и стабильности! Ибо на борту парусно-моторной шхуны «Рица» находился начальник политотдела 18-й десантной армии полковник Леонид Брежнев. Сам он так описывал случившееся в известном произведении «Малая Земля»: «В любую минуту мы ожидали удара, и тем не менее удар оказался неожиданным. Я даже не сразу понял, что произошло. Впереди громыхнуло, поднялся столб пламени, впечатление было, что разорвалось судно. Так оно, в сущности, и было: наш сейнер напоролся на мину. Мы с лоцманом стояли рядом, вместе нас взрывом швырнуло вверх… Упал, к счастью, в воду, довольно далеко от сейнера. Вынырнув, увидел, что он уже погружается. Часть людей выбросило, как и меня, взрывом, другие прыгали за борт сами. Плавал я с мальчишеских лет хорошо – все-таки рос на Днепре – и в воде держался уверенно». Правда Леонид Ильич утверждал, что это произошло во время плавания к плацдарму «Малая земля», сейнер подорвался на мине, а потом он самостоятельно выбрался из воды. В действительности все случилось в июле 1943 года, когда бои за плацдарм уже стихли, а «Рица» плыла по маршруту Сочи – Геленджик. Она представляла собой довольно новое (1934 года постройки), небольшое, но очень быстроходное судно, часто использовавшееся для перевозки комсостава и выполнения различных особо важных заданий.
Шесть человек на судне погибли сразу, остальные уцелели лишь потому, что из-за тихой погоды все, кроме механиков-мотористов, находились на палубе и были сброшены взрывной волной в воду. Подоспевший вскоре катер МО-046 открыл огонь (прятавшийся во мраке «шнелльбот» тоже был освещен взрывом), но немцы бой не приняли и сразу покинули район атаки. Тем временем Брежнев оказался один посреди моря, причем без спасательного жилета. Его будущий генсек то ли забыл, то ли просто не захотел надеть! Смог ли бы он доплыть в полной темноте до берега, до которого было несколько километров? Но Леониду Ильичу повезло. Вода была теплой, а через 20 минут барахтающегося полковника увидели с подошедшего катера, после чего главный старшина Остапенко за шиворот вытащил его из воды. Отметим, что, если бы поблизости не оказалось «Морского охотника», у Брежнева были бы все шансы попасть в плен! Ведь немецкие торпедные катера в таких случаях нередко подходили к месту гибели судна и забирали всех, кого можно было выловить из воды. Как сложилась бы тогда судьба Леонида Ильича, трудно даже представить…
Сам торпедный катер S-102 пережил свою жертву всего на трое суток. Уже 9 июля во время возвращении из очередного рейда он подорвался на советской мине в районе мыса Железный Рог (в юго-восточной части Керченского пролива). «Шнелльбот» быстро затонул вместе с 12 членами своего экипажа. В 2010 году его останки были обнаружены поисковой экспедицией МО РФ. С катера подняли зенитное орудие Flak-28 и бронзовые винты. Что касается Брежнева, то в поздние годы его правления у него возникли серьезные проблемы с дикцией, сильно подрывавшие репутацию генсека. Тогда появились (или были специально вброшены по инициативе политбюро) слухи о том, что причиной ухудшившейся речи является боевое ранение, полученное во время битвы за Малую землю. Так может всему виной та самая роковая торпеда Лютере? В действительности во всех документах 1943–1945 годов указано, что Леонид Ильич никаких ранений и контузий не имел.
Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев