Доброго дня. В продолжении нашего последнего обзора (ссылка на нее будет приведена ниже), который был посвящен неудачным двухмоторным тяжелым истребителям, мы более подробно рассмотрим одну из немецких машин данного класса. Речь пойдет о Messerschmitt Me. 210. Достаточно известный, но в тоже время неудачный проект, который должен был заменить многоцелевой двухмоторный истребитель Messerschmitt Bf 110. Несмотря на то, что реализация этой программы была в большом приоритете, добиться положительных результатов удалось не сразу. Огромные силы и ресурсы были затрачены на доводку изделия, что фактически привело к появлению нового самолета. Вынужденная задержка привела к тому, что эксплуатация и массовое производство Messerschmitt Bf 110 продолжалось вплоть до 1945 года. Таким образом, программа создания истребителя Messerschmitt Me. 210 стала одним из самых провальных проектов немецкой авиационной промышленности.
В чем же заключались основные причины такого отрицательного результата? По сути, их было две. Это уверенность в своих технических возможностях и лоббирование интересов отдельной компании, которые не подкрепились реальными результатами. По итогу, в серию была запущена сырая машина, не обладающая должным набором характеристик (из-за долгого отсутствия предполагаемого двигателя) и имеющая проблемы с управляемостью и устойчивостью в полете. По ходу проводимых испытания, в конструкцию самолета вносились определенные изменения, которые долго не могли решить выявленные недостатки (к примеру, замена двухкилевого оперения на однокилевое). На выход из сложившейся ситуации (связанной с исправлением пилотажных характеристик истребителя), потребовалось гораздо больше времени, чем предполагалось изначально. Разработка этого проекта началась еще в 1938 году, а в 1941 году, стало очевидно, что без кардинальной доработки, довести машину до боевого состояния, не представляется возможным. Успешно пилотировать построенные экземпляры (с индексом Ме. 210A), по силу было только опытным летчикам. Кроме того, возникла необходимость, что называется пристроить весь недостроенный заводской задел. Его по итогу передали Венгрии, где машину (индекс Ме. 210С) в очередной раз доработали (удлинили фюзеляж и установили новые предкрылки) и наладили ограниченное серийное производство (его общий объем составил всего ). А сами же немцы сосредоточились на разработке тяжелого истребителя Messerschmitt Me. 410, который по сути являлся развитием Messerschmitt Me. 210, исправлял его основные недостатки и улучшал основные летные характеристики.
Каковы же были основные технические особенности рассматриваемой машины? Конструктивно истребитель Messerschmitt Me. 210A представлял собой цельнометаллический двухместный низкоплан с прямым крылом, трехопорным убирающимся шасси и классическим типом однокилевого оперения с нерегулируемым стабилизатором. Фюзеляж самолета, типа полумонокок, отличался неравномерной пропорцией размеров. Его носовая часть была более утолщена, по сравнению с задней. Кабина экипажа отличалась комфортным размещением летчика и стрелка радиста, а также обеспечивала им хороший обзор. Крыло самолета имело трапециевидную форму и состояло из центроплана и съемных консолей. Его каркас был собран из двух лонжеронов, набора нервюр и дополнительных профилей. В состав механизации крыла входили щелевые элероны с весовой и аэродинамической балансировкой, разрезные закрылки и предкрылки. Также стоит отметить наличие аэродинамических тормозов решетчатого типа, предназначенных для ограничения скорости пикирования. Двигатели истребителя размещались в вынесенных мотогондолах, закрепленных между центропланом и консолями крыла. Собственно винтомоторная группа включала себя два двенадцатицилиндровых поршневых двигателя жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601F-1 с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. На отдельные модификации истребителя устанавливались более мощные моторы Daimler-Benz DB 605B. Общая компоновочная схема истребителя приведена на скриншоте ниже.
Что же касается основных функциональных систем самолета, то они были стандартными для того времени и включали в себя топливную систему, систему охлаждения, масляную систему, общую систему управления, электросистему и гидравлическую систему. В состав топливной системы входило шесть топливных баков, два из которых (емкостью по 180 литров) размещались в консолях крыла, а еще четыре бака (два емкостью по 445 и 635 литров) устанавливались в центроплане. В состав масляной системы входило два маслобака, емкостью по 68 литров. Истребитель обладал неплохим бронированием, защищающим кабину экипажа и силовую установку. Общий вес брони составлял 400 кг. Преимущественно она включала в себя бронеплиты и бронезаслонки различной толщины (от 5 мм до 12 мм). Машина оснащалась всем необходимым пилотажно-навигационным, контрольным и специальным оборудованием. В состав стрелкового вооружения входили две крупнокалиберные 20-мм пушки MG-151 (боекомплект в 650 снарядов), два 7,62-мм пулемета MG-17 (боекомплект в 1000 патронов). Также, для защиты задней полусферы, применялись специальные дистанционно-управляемые блистерные установки, где устанавливались 13-мм пулеметы MG-131 (боекомплект 1000 патронов). Эти установки могли вести огонь в секторе от -65 до +65 градусов в вертикальной плоскости, а также от 10 до 40 градусов влево или вправо в зависимости от пулемета (левого или правого). Что касается бомбардировочного вооружения, то нормальная бомбовая нагрузка составляла 1000 кг и 1500 кг в перегрузочном варианте. При этом, истребитель мог нести до двух 250-кг бомб на подкрыльевых держателях, а также несколько бомб различных калибров (250-кг, 500-кг) внутри бомбоотсека. Основные летно-технические характеристики истребителя приведены на скриншоте ниже.
Также мы приводим ссылку на предыдущий обзор, где в целом было рассказано про самые провальные проекты тяжелые истребителей Германии и ее союзников (Ссылка на статью).