Сегодня расскажу вам про учителя Мариуса Петипа, который вспыхнул как комета и пролетел через всю Европу, оставив след еще в Москве и Санкт-Петербурге. За очень короткий срок он успел сделать столько, что вам и не снилось. Загадочная личность, чью национальность не знают до сих пор. Мы не знаем его учителей, где и как он прожил свою жизнь. Так что все его достояние и биография собраны по крупицам.
Представляю вашему вниманию,
Артур Сен-Леон (1821-1870)
Жизнь была трудная, конкуренция в балете сильнейшая, а публика очень капризная. И вот появляется Сен-Леон, который в своем "резюме" пишет:
Рекомендуя мой балет, поясню, что постановка не дорогая, но в ней много разных эффектов...
Если вам будет угодно, можно изменить название. Если перемены будет не особенно велики, то в пятнадцать дней я смогу поставить четыре картины...
Я предлагаю свои услуги безвозмездно...
Готов лично следить за парижскими дебютами...
Все желают, чтобы я лично сопровождал артистку и помогал в её выступлениях на Парижской сцене...
Можно легко увидеть то, как Сен-Леон пытается угодить всем сразу. Могущество Сен-Леона - в его универсальности. Он совмещал в одном лице сценариста, скрипача-виртуоза, балетмейстера, танцовщика и композитора.
Ради славы и успеха он был готов на всё. Сегодня на афише стоит "Концерт скрипача Сен-Леона", завтра - "Вечер музыкальных сочинений маэстро Сен-Леона", а послезавтра Сен-Леон танцует главную роль в балете, который поставил Сен-Леон. За пятнадцать дней он успевал дать новое название, новую сценическую схему, использовать любой состав и количество участников, урезать объем спектакля или вставить по заказу номера.
В Париже его балет идёт под названием "Немея", в Петербурге - "Фиаметта", в Москве - "Саламандра", а в Италии - "Пламя любви". Дошло до того, что даже концовки в балетах везде разные.
Разумеется, практика Сен-Леона компромиссна. Нельзя забывать про обстановку, в которой приходится работать. Балет - второстепенное искусство. Но даже в таких условиях заслуги Сен-Леона велики.
Одним из первых он включает в каждый характерный танец несколько движений, заимствованных им из народной пляски. Он начинает реформу движения ног в характерном танце, подчиняя их общему рисунку задуманного танца. Тем самым, он совершает отход характерного танца от классики.
С 1859 по 1869 год Сен-Леон, сменив Жюля Перро, становится полновластным хозяином петербургского балета. Но, в отличии от Перро, он не ищет тихой гавани. Наоборот, он каждый год выезжает в Москву и в Париж, разведывает обстановку и поддерживает связь с Grand Opera.
За десять лет (а если считать, что половину сезона он ежегодно отсутствовал, то за пять) Сен-Леон поставил шестнадцать балетов. Многие из них оказались безделушками, которые представляли собой переделку старых работ.
Но в 1864 году происходит чудо! Сен-Леон в содружестве с итальянским композитором Пуни показывает первый русский балет - "Конёк-Горбунок".
Выстрел попадает точно в цель!
Успех "Конька-Горбунка" затмил успехи драматических и оперных спектаклей. По количеству представлений он оставляет позади "Горе от ума", "Ревизора", "Грозу" и любую из опер.
Появление на сцене "Конька-Горбунка" торжественно оценивается как праздник официального русского искусства, а Сен-Леона и Пуни провозглашают творцами национального балета.
Спустя три года гордый Сен-Леон ставит второй русский балет на тему пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке", задумав его как грандиозную историческую эпопею в двух представлениях.
На этот раз чувство меры и умение ориентироваться в обстановке изменили Сен-Леону. В "Коньке-Горбунке" он исчерпал все свои творческие ресурсы. Как не старалась дирекция, как не щадила затрат..."Золотая рыбка" с треском провалилась и сошла со сцены под насмешки прессы навсегда. Сен-Леону не требовалось второе предупреждение. Он всё понял и вскоре уехал из России.
Сен-Леон воспитал большое количество русских балерин, которых включал в свои балеты, чем оказал большую услугу придворному искусству.
Именно он, а не Жюль Перро, был учителем Мариуса Петипа, который остался его прямым и верным наследником. Именно у Сен-Леона Петипа научился строить номера из простейших элементов, что зритель без труда мог понять суть. От него Петипа заимствовал умение переносить на сцену национальные танцы. От него он научился выявлять в балеринах "изюминку", которая ярко засверкает во время вариации.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь и оставайтесь. Дальше только интереснее!