Как известно, денег много не бывает, и следом за похождениями Мэгги и Нигана из оригинального сериала "Ходячие мертвецы", канал АМС выпустил в эфир спин-офф о похождениях одного из самых харизматичных героев франшизы - Дэрила Диксона. Формат сериала остался таким же, как и у "Мертвого города" - сезон на 6 серий.
Из узнаваемых героев сериала-родоначальника - только Дэрил и Кэрол. Остальные персонажи - сплошь оригинальные. Оригинальное и место действия - авторы перенесли Дэрила по мановению сценарной палочки в Европу, а если быть точнее - во Францию. Что из этого получилось, давайте разберем.
Для начала, скажу следующее - мое отношение к сабжу специфическое. Я не считаю как франшизу в целом так и отдельные сериалы в ней в частности шедевром. Даже крепким середнячком не считаю. У вселенной "ХМ" есть фундаментальные недостатки, и они сохраняются везде, где в названии звучит словосочетание "ходячие мертвецы". Одновременно с этим, сериал игнорировать нельзя, потому как это наиболее высокобюджетная, наиболее раскрученная и наиболее долгоживущая франшиза в постапокалиптическом жанре на современном ТВ. Поэтому, сериалы в этой вселенной я смотрю. Потом, устав от идиотизма происходящего на экране, бросаю очередной сезон, к примеру, "Бойтесь ходячих мертвецов", где-то на половине. Потом выходит новый сеон, я начинаю ради интереса его смотреть, и оказывается, что предыдущий-то еще ничего, в нем герои по сравнению с происходящим сейчас на экране вели себя еще более-менее адекватно.
Ну,последние спин-оффы франшизы зело мелковаты, всего по шесть серий в сезоне, поэтому их я освоил полностью. "Мертвый город" я уже разобрал, можете ознакомиться. А теперь настал черед "Дэрила".
Скажу сразу - мне не понравилось. А теперь, развернуто, почему.
Итак, авторы поменяли явки и пароли и выбросили главного героя на южное побережье Франции. Потыкав гарпуном в зомбарей с кислотой вместо крови, герой попадает в разборку местных жителей с местными же бандитами, получает ранение и попадает в уединенный женский монастырь. Там монахиня Изабель вешает ему лапшу на уши насчет воспитываемого в монастыре подростка Лорана. Мальчик, мол, обладает сверхъестественными способностями и является не много ни мало, спасителем человечества. Изабель просит первого попавшегося американца сопроводить их с Лораном в убежище на берегу северного побережья Франции. т.е., по сути, пешком протопать через всю страну. Там, говорит она, на север, единственный еще действующий порт и только оттуда Дэрил сможет вернуться домой. На монастырь нападает местная банда под предводительством сурового мужчины Кодрона, брата которого подвалили в предыдущей разборке. Кодрон в смерти братана винит вновь прибывшего и проводит розыскные мероприятия. Мероприятия заканчиваются резней, в результате которой Дэрил валит подельников Кодрона, раненый Кодрон сбегает, а большинство монахинь получают шанс воссоединиться с Богом. Оставшиеся - Дэрил, Лоран, Изабель и чернокожая монахиня Сильви таки все же собирают манатки и уныло чапают на север. Следом за ними несется разъяренный Кодрон. По пути герои, естественно, заглянут в Париж, попадут в лапы к зловещей организации Pouvoir des Vivants во главе с мадам Жене, отроют биологического папашу Лорана, свяжутся с местным подпольем и т.д. А Дэрил еще посетит могилки Джима Моррисона и своего дедули на Омаха бич. И вроде как звучит-то завлекательно, но реализовано из рук вон плохо.
Начнем с того, что у меня были определенные надежды на смену концепции повествования. Когда на смену привычной компани идиотов, косплеющих "Дом-2" в условиях зомби-апокалипсиса, пришел молчаливый харизматичный герой-одиночка, а повествование с невнятного сидения на очередном хуторе и брожения по его окрестностям сменилось на роуд-муви, я приободрился. Ведь что такое классический жанровый фильм? Это скорее вестерн, где прерии Дикого запада заменены на пустоши постапокалиптического мира, а типичный герой, ковбой или одинокий стрелок, заменен на очередного воина дороги. Соответственно, меньше соплей, больше дела! Подгоните Дэрила под классику жанра!
Сюжет-то простой! Суровый герой-одиночка берется сопроводить беззащитного ребенка из пункта А в пункт Б. По ходу путешествия мальчик мужает, а герой проникается общением с ребенком и становится чуть менее суровым и черствым. Подобный сюжет - "воин и дитя" эксплуатировался в десятках, если не сотнях известных фильмов и испортить его крайне сложно (ну, я так думал). В том же недавнем сериале "Одни из нас" этот сюжет был реализован как подобает. И не сказать, что авторы не пытались пойти по этому пути. В сериале есть определенные отсылки, вроде колонии детей или сцены гладиаторского боя на арене, которые навевают явные аллюзии с той же третьей частью "Безумного Макса". Но сменить стиль повествования авторы так и не смогли. Или не захотели.
У Лорана есть биологический папаша - Куинн, редкостная сволочь по началу (да и в конце сволочь). Соответственно, здесь можно было бы выстроить классический конфликт, когда мальчик разрывается между биологическим отцом и отцом приобретенным, в лице своего спутника и защитника. Вот классика жанра вестерн - фильм "Шейн" тому примером. Из отношений с монашкой можно было бы тоже что-то выжать.
Однако, все впустую. Сценаристы опять увлеклись своим знаменитым "психологизмом". Все сюжетные линии слиты в канаву, ничего не заработало так, как должно было бы.
Начнем с сюжета и мотивации персонажей. Пока не было ясно, как Дэрил попал в Европу, было лучше. А вот когда раскрыли тайну, то выяснилось что из всех возможных объяснений авторы выбрали самое бредовое (Далее спойлеры): оказывается, Pouvoir des Vivants привезли его на своем исследовательском корабле, на котором они возят ходячие трупы для опытов. Объясните мне пожалуйста, для набора ходячих кадавров обязательно в Америку плыть?
Далее, роуд муви закончилось на третьей серии, где герои сходу причапали в Париж, т.е. авторы сценария слили большую часть путешествия по стране, а ведь такую фактур можно было раскрыть. Потом они по этому Парижу бегают вплоть до последней серии, в которой события в силу недостатка хронометража развиваются сумбурно.
Кроме того, авторы почему-то старательно лепят из истории банальный сюжет о американском диверсанте-парашютисте, которому доблестное французское сопротивление помогает вырваться из лап фашистского режима Виши и вернуться домой. Сопротивлении в наличии (выглядит оно как группа дебилов, правда), злобный фашистский режим в наличии (не меньшие дебилы), залетный американец в наличии. Сценаристы, видать, хотели сделать определенный оммаж классическим американским фильмам с европейским флером, в частности, невооруженным взглядом видно заигрывание с "Касабланкой", уж очень бар Куинна и и сам образ циничного владельца этого бара напоминают героя Богарта. Всюду раскиданы пасхалки для американского зрителя, вроде могилы Моррисона или отрывка высадки на Омаха бич, отсылающего к "Спасению рядового Райана".
И это начинает с определенного момента бесить, потому что все, буквально все герои, встречающиеся на пути Дэрила, узнав, что он американец, тут же начинают балакать с ним на англицком. И это при известном французском шовинизме по отношению к другим нациям и трепетной любви к французскому языку! Перенесли бы уж действие в Англию, всего-то переплыть через Канал, а так хоть вопрос языкового барьера не стоял бы. Но сериал снимается прежде всего для американского зрителя, а те глубоко убеждены, что все европейцы должны быть по гроб благодарны США за освобождение от немцев и писаться от восторга от одного звука американского говора.
Персонажи картонные. Авторы вновь уходят в переживалки героев, не изменяют себе, только вот переживания все надуманные. Главному герою напридумывали каких-то непонятных рефлексий, которые, на мой взгляд, к образу персонажа не подходят вообще никак.
Второстепенные герои не лучше. Взять Куинна. Что, знакомство с сыном его как-то изменило? Ой, вот только не надо засчитывать в изменение проблеск самопожертвования в конце - все равно был не жилец. Как был человек какашкой, так и остался.
Или возьмем Лорана. Если авторы вводят в повествование подростка, считай, сюжет уже наперед знаешь. Тупой малолетка обязательно не будет слушаться старших, сбежит куда нибудь, попадет в очередную задницу, а все остальные будут его героически вытаскивать из нее. Подобные сюжетные ходы заштампованы донельзя, а персонажи - тупые дети бесят неимоверно. Я вообще знаю только один единственный пример такого ребенка-прилипалы, которые не раздражал - мальчик-дикарь из "Безумный Макс 2: Воин дороги". Ох, вот он был лют! Таскал с капота грузовик на скорости патроны, грыз зубами плохишей, бумерангами истреблял поголовье местных извращенцев! А самое главное, он за весь фильм не сказал ни слова, не скатился ни в одну истерику! Учитесь, товарищи сценаристы!
Здесь же Лоран, не особо бесивший до третьей серии, с середины сериала набрал ускорение и завершилось все тем, что малолетний дурак тащился за Дерилом несколько дней до побережья в одиночку. Что характерно, в убежище его никто не хватился, хотя для местных товарищей это вроде как самый важный человек на континенте. Экранной химии между героем Нормана Ридуса и этим самым Лораном я не заметил вообще.
Монахиня Изабель все кручинится в каких-то непонятных тисках жертвенности. Выглядит это жутко вымученно. Изабель вроде как должна представлять определенный интерес для главного героя. Но мадам откровенно страшна, отсюда ее незамысловатые манипуляции в отношении Дэрила выглядят нелепо. Взяли бы на эту роль действительно какую-нибудь эффектную француженку, например, Еву Грин, вот тогда у мистера Диксона были бы более веские причины зависнуть во Франции. Но с женской красотой в сериале вообще туго.
Подручную Куинна, по совместительству ревнивую полюбовницу сыграла наша землячка Лукерья Ильяшенко. Играет она вроде как образ la femme fatale, но внешность у госпожи Ильяшенко образу роковой красотки не соответствует вообще. Да и образу просто красотки не соответствует. Внешность там, кхм, мягко говоря, на любителя. Кто там у них вообще за кастинг-то ответственный?
Вся эта шобла а-ля Сопротивление - La Résistance, представляет из себя кучку дебилов. Их визави не лучше. Эти la Résistance проникают в самое логово этих Pouvoir des Vivants с огнестрельным оружием, никто ничего не замечает. Уходят с боем, и их никто толком не преследует. Как и положено по толерантной повесточке, руководит la Résistance афрофранцуз. А Pouvoir des Vivants руководит злобная белая тетка. Штамп на штампе и штампом погоняет.
Мадам Жене представляет собой банальный архетипичный образчик невнятного злодея, который злодействует просто так, без особой мотивации. Злобный Кадрон, вначале заявленный как главный антагонист, к середине сериала сдулся и полностью лег под доминатрикс Жене. Затем, настигнув героев в само конце, он их просто отпускает. Але, зачем была вся эта история с местью за гибель брата, если в конце он не только перекрашивается, но и идет сознательно под пытки из-за совершенно не близких ему людей? Самое главное-то, из-за чего? Он один раз посмотрел на этого Лорана и сразу всем проникся? В общем, Кадрон - cabron в качестве злодея не раскрылся вообще никак.
Замечу, сериал начинает разрушать постоянный лор вселенной. Какого черта появились кислотные зомби? Понятно, что они - продукт аццких экспериментов местных плохишей, а зачем? Вы, ребята, так и до разумных зомбяков допрыгаетесь.
Есть ли у шоу плюсы, спросите вы, не все же так тебе не понравилось. Есть, отвечу я. Смена обстановки создает некоторую живость восприятия, а то заброшенные пейзажи очередной американской глуши поднадоели. Рожи актеров новые и не приевшиеся, что есть плюс. Ну и некоторые чисто визуальные находки и раскрытие мира сериала. Прикольно, например, что герои часто бегают чуть ли не с кремневыми ружьями - черный порох гораздо проще изготовить кустарно. Использование средневекового холодного оружия для истребления зомбарей тоже порадовало. Машины с газогенераторами отдают дань определенному реализму. Использование средневековых оборонительных сооружений в качестве защиты от ходячих - отличная идея. В общем-то плюсы из разряда приятных мелочей и не затрагивают саму суть произведения - героев и сюжет.
События сериал авторы уложили в шесть серий. В общем-то все основные моменты можно было бы запихнуть в часа полтора экранного времени и никто бы ничего не потерял. Сериал страдает той же болезнью, что и недавний "Мертвый город". Для такой истории он слишком затянут и наполнен ненужными персонажами, которых авторы недораскрывают, а концовка так и вообще ни о чем. Снят первый сезон на отлюбись, только в качестве трамплина ко второму сезону. Мне такая работа всегда казалось халтурной. Каждый сезон должен быть, по сути, законченным произведением, так считаю.
Впрочем, расчет создателей, похоже оправдался. Рейтинги у сериала высочайшие, второй сезон практически гарантирован.
Предупреждение: все объекты авторского права (изображения, фото, цитаты, скриншоты, ролики, отрывки из произведений художественной и документальной литературы и проч.) размещены здесь в соответствии с положениями ст. 1274 ГК РФ исключительно в полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.