Моё увлечение техническим творчеством началось давно - с весны 1982 года. И продолжается по сей день, чему я очень рад, так как самодеятельное конструирование техники доставляло мне все эти годы не только радость от творческого процесса, коим является самостоятельное изготовление технических устройств - но и принесло довольно ощутимую пользу работой тех машин, станков, агрегатов и механизмов, которые удавалось сделать. Можно сказать, что самодеятельное конструирование техники повлияло на выбор и в целом жизненного пути - в 1992 году я взял землю и ушел с работы, чтобы заняться фермерством. И всю технику тогда, в самом начале, сделал самостоятельно. Здесь, на своем канале, я уже много рассказал о ней, да и о том, что сделал впоследствии, и что тогда было совершенно необходимым в нашем небольшом крестьянском хозяйстве, тоже. Вот несколько ссылок на эти материалы:
Пригодилось умение конструировать и при строительстве дома, который построил практически в одиночку, используя своих самодельных механических помощников:
Несколько лет назад решил освоить новое дело - изготовление металлоизделий с применением "холодной ковки". И здесь основой опять послужили самодельные станки и устройства:
В общем, чем бы ни занимался - изготовление самодельной техники для этого нового дела всегда было в его начале первым этапом. Ну, а самой моей первой самоделкой, изготовленной сорок лет назад, был вот этот неказистый - и не вполне оправдавший надежд - но всё-же на кое-что годный мотоблок.
Впервые о таком устройстве я узнал из журнала "Техника-молодежи!" В одном из номеров за осень 1981 года была большая статья о самодельных мотоблоках, или об "одноосных маленьких тракторах", как их тогда позиционировали. Заводской же такой техники в Советском Союзе тогда не выпускали, я об этом, по крайней мере, тогда ничего не знал и с принципом работы подобного устройства ознакомился именно из этого номера журнала. Две мысли тогда возникли - 1) какая же хорошая техника! 2)мне такой никогда самому не сделать!
Но сделать захотелось очень! Во-первых, нужда заставляла. Ведь ничего, кроме мотоцикла "Восход", в хозяйстве не было. А тут такие возможности бы открылись - и мусор можно на свалку вывезти, и картошку с полевого участка подвести, и из магазина что-либо объемное доставить, и газовый баллон на обменный пункт отвезти, и травы свежей целый воз накосить козам да кроликам, земли весной на огуречную грядку, навоза-перегноя в огород - да мало ли работ было! А ведь мотоблоком еще можно было и пахать, и картошку окучивать! Ну очень захотелось такого механического помощника заиметь, чтобы и труд свой облегчить и независимость приобрести! Оставалось за малым - сделать...
С материалами получилось удачно - приобрел у товарища вконец "убитый" мотороллер "Турист". Рама, колеса, двигатель, имеющий принудительное охлаждение, тросы управления - всё пошло в дело. Хуже было с производством работ - мастерскую свою только-только начал оборудовать. Даже тисов слесарных больших не было! Только маленькие из "Детского набора слесарных инструментов". Про электродрель, наждак и говорить нечего - не было. А уж про то, что можно было бы иметь свою электросварку или газовый резак - и думать тогда было нечего. Выручало производство, предприятий тогда, имевших хорошую станочно-инструментальную базу, было в нашем райцентре достаточно. А что сварщики, что токари или кузнецы от "калыма" не отказывались - только внятно объясни, что надо, схемку с размерами начерти - всё сделают, причем, и материал, какой надо, сами "достанут".
Устройство мотоблока было простым. Двигатель соединялся цепью с редуктором от какой-то строительно-дорожной машины (этот редуктор и сейчас в моей мастерской лежит, ждет, когда до него снова руки дойдут), а с него вторая цепная передача шла уже на ходовой вал, который через два корпусных подшипника крепился к металлической пластине, а та уже к раме мотоблока. Передаточные числа не рассчитывал, поставил звездочки, что были в наличии, но "совпало" - скорость оказалось ни большой, ни маленькой, а в самый раз. Ну и поехала моя самоделка! Радости было!
В общем, грузы мой первый мотоблок возил вполне успешно, но вот пахать землю я его"научить" так и не смог. С этим потом справилась мотолебедка, которую сделал тоже, используя двигатель этого же мотоблока. Вот она:
Вот и еще одна фотография осталась с тех времен - перевозка мотоблоком колотых дров с улицы во двор:
Но для перевозки грузов больше подошел мини-тягач на базе мотоцикла "Тула", который я изготовил в те же годы. В прицепе он легко перевозил до полутонны, причем, по любой грязи, и мотоблоку с ним было никак не сравниться.
Завершилась эпопея с конструированием самодельной моторной техники в 1992 году - изготовлением мини-трактора, на который даже был получен техпаспорт и госномер. И это была уже надежная серьезная машина, которая и пахала, и картофель сажала, и обрабатывала его, и грузы возила.
А вот сейчас думаю, не сделать ли опять себе небольшой мотоблок - грести снег во дворе, картошку в огороде окучивать. Больше-то ни для чего, вроде, он и не нужен, так как сейчас и трактор МТЗ-80 в хозяйстве есть, и легковая машина с прицепом. Гораздо легче стало жить теперь сельскому человеку, оснащенность личных хозяйств техникой в наших краях такая, о какой в те далекие уже восьмидесятые годы, когда я начинал конструировать свой первый мотоблок - и не мечталось...