Варяг Рюрик с его дружиной русов в Новгородской власти уже в 9 веке – это конечно дело серьезное. Но можно ли вести речь о русах как некоем этносе с начала эры, как на то указывает С. Герберштейн?
При том, что историческая наука особого внимания на эпохе могущества русов в Центральной Европе с начала эры и до 5 века не уделяет.
Впрочем, А.П. Кузьмин, говоря о мнении Гербаштейна писал, что тот,
«Говоря о «русских» на Балтийском Поморье… очевидно, имел в виду не их самоназвание или обозначение в XVI в., а факт реальной родственности их московским «русским»». Видимо, в связи с указанной родственностью появление династии русов Рюриков из Центральной Европы на княжении в Руси было не случайным.
Дипломат и Барон Сигизмунд Герберштейн в 1556 году в книге «Записки о Московии» писал следующее:
«Славнейшие некогда город и область вандалов были пограничны с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило название от этой Вагрии, и притом само оно <…> удерживает у русских своё название, именуясь Варецкое море, то есть Варяжское море; сверх того Вандалы в то же время были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию».
Сам барон владел рядом местных славянских диалектов и, видимо, мог судить об этом не понаслышке и как непосредственный свидетель своего времени, то есть живой истории. По мнению А.П. Кузьмина, некоторые средневековые авторы «имели возможность воспользоваться данными живой истории», имея в виду, возможно, также Герберштейна. Так или иначе барон был непосредственным свидетелем событий, которые описывал. Выходит, вандалы были каким-то славянским народом, и средневековый летописец относил их к русам. К слову, и более ранний автор Мавро Орбини, разницы между венедами и вандалами не видел, также причисляет вандалов к славянам.
Подтверждаемое современниками родство славянских племен и в некоторые моменты их мощный союз в этот период был, видимо, союзом родственных групп одного этноса. Связь же южного берега Балтики с восточноевропейскими землями русов отражается и в некоторых сагах. Например, связанные Русью с «вильтины» (вильцы-велеты) постоянные персонажи «Саги о Тидреке Бернском». Действие же саги, отражающее события IX в., охватывает территории от южнобалтийского побережья до «Палтескиа» (Псков) и «Холмгарда» (Великий Новгород).
По ее информации в описываемый в ней период вильтины господствовали на берегах Балтики, в то время как датские конунги, были в подчинении у вильтинов. Отдавая дань возможному художественному преувеличению Титдрексаги, но постоянное упоминание Руси и русских только подтверждает, что с Русью в тот период считаться приходилось всерьез.
К тому же, реальный Тидрек, как и его соперник Одоакр жил в V в. Они были конкурентами в борьбе за Рим. Предания о них сохранялись на Балтике, и новгородский летописец XIII в. упомянул косвенно об этой распре, назвав Тидрека «поганым и злым».
Об Одоакре можно сегодня услышать как и о варваре, и саксе, и скирре. Но из средневековых источников стало известно и его прямое отношение к русам. Так, историк VI века Иордан, называет Одоакра («genere Rogus») из рода ругов-русов.
По нашим современным сведениям о Руси ранее 9 века никто ни сном, н духом, а тут в средневековых источниках это имя не уходит с их страниц, а мы об этом ничего не знаем. Или не хотим знать. Конечно, латиняне не могли выговорить сочетания Русь, русы и переделали его по-своему – руги.
В исторических сказаниях западных славян Одоакра зовут славянским князем, но чаще «русским» или «ругским» князем, или даже герулом с острова Рюген. Польский историк XV века Я. Длугош вообще называет Одоакра русином. Выходит, что это именно русы\руги под предводительством этого князя, свергли последнего императора Западно-римской империи и с 476 по 493 года владели Италией.
О близких топонимических связях Южной Балтики с Восточной Русью можно видеть на некоторых примерах. Впрочем, на это в свое время обращал внимание русский историк Е.И. Классен.
В Новгородской области это современный город Демянск, а рядом – река Пена. В Германии остались славянские названия: река Пена, город Дымин (что вполне созвучно Демьянску). И жил здесь славянский же народ дамиане. Все это следует из Адама Бременского: «К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор – "Ратный лес"). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии».
Переводчик Тидрек-саги А.Н. Веселовский в книге « Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском» полагал, что в основе ее лежит саксонское сказание. И русы там не эпизод, а постоянный политический партнер Тидрека и гуннов, с которым их противникам приходилось считаться всерьез. В саге Русь чаще всего именуется Руциландом. Видимо, здесь имеется в виду, территория Ругиланда, позднейшей Руссии, и прибалтийских областей, называемых источниками Ругия или Руссия.
Впрочем, в XIII веке немецких сказителей не удивляло наличие «русских» в Северной Италии (Ломбардии). Так, согласно немецкой поэме «Ортнит», посвященной легендарному конунгу Русиланда, Ортнит был племянником некоего русского (по матери) Ильи. И будучи отпрыском легендарных русских конунгов, правил в городе Гарда, в Ломбардии.
Не забывали, впрочем, о Титдреке как о заклятом враге Руси и в Новгороде. Историк С. Цветков писал, что «в рассказе о падении Царьграда в 1204 году новгородский летописец отмечает предводителя крестоносцев из Берна «идеже бе жил поганый злый Дедрик».
А.Г. Кузьмин подчеркивал исключительную важность публикации «Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском», что предполагало «совершенно иную интерпретацию почти всех спорных вопросов, связанных с проблемами происхождения гуннов, русов и ряда других племен».
Так или иначе эта сага стала уникальным источником, в котором фигурировали вождь гуннов Аттила, правитель готов Тидрек (Теодорих), русский витязь Илья, а также русский король Владимир (Вальдемар):
«После того как Аттила конунг недолго пробыл дома, он узнал такие вести, что Вальдемар конунг Гольмгардский, брат Озантрикса конунга, пришел в землю гуннов и производит опустошение с огромным войском».
События саги – это 5 век нашей эры. И в ней слово «рус», встречается 52 раза. В ней Русь тесно связана с вильтинами, современна фрисландскому королю Атилле, и готскому правителю Тидреку. К слову, русский конунг отказался выдать дочь за Аттилу, тем самым не признавая его равными себе, так как «род его не так знатен, как были русские люди, наши родичи». Кстати, А.Г. Кузьмин полагал, что фризы обосновавшиеся на севере Голландии, были потомками гуннов. Упоминаемая же в саге Русь – это был государство Ругиланд V века в бывшей римской провинции Норик в Подунавье.
Также Кузьмин отмечает прохладное историков по отношение к западноевропейскому источнику, содержащему уникальные сведения по русской истории. Видимо, это связано с устоявшимся мнением о появлении Руси только в 9 веке. То есть отказаться от превалирования «скандинавской» парадигмы происхождения имени «русы» многим что-то не позволяет.
Между тем, в саге упоминается некий князь (конунг) русов V века Владимир, правитель Ругиланда. Существовал ли он на самом деле?
Переводчик саги А.Н. Веселовский попытался сопоставить генеалогию Тидрексаги с данными русских былин. И воспользовался немецкой поэмой «Ортнит» и былиной о «Волхе Всеславьевиче и Добрыне». Он выяснил, что былинный Волх Всеславьевич и Владимир Всеславьевич – братья по отцу.
Также и историк С.Н. Азбелев, исследуя тот же вопрос, обратился к Новгородской Иоакимовской летописи. Выяснилось, что этот князь Владимир, упоминаемый в Тидрексаге и в летописи, где совпадают и имя русского князя Владимира, и время его управления, правил Русью в период нашествия на нее гуннов. Такое событие и такое время не могло не оставить след в народной памяти в виде были.
По саге
«территория, подвластная, эпическому Владимиру, включала земли от моря до моря и простираясь далеко на восток, превосходя размеры позднейшего Киевского государства X в. Этим объясняется интерес к Владимиру и Руси в Тидрексаге». [Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 3 (28). 2020].
По Иоакимовской летописи князь Владимир был одним из сыновей славянского князя Вандала:
«По устроении Великого града умре Славен князь, а по нем владаху сынове его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе покоряя, возвратися во град Великий».
Вандал правил в городе Словенске, основанном князем Словеном, его далеким предком. По сказанию «О Словене и Русе и городе Словенске»
«Словен и Рус со своими родами в 2409 год до н.э. начали уходить в поисках новых земель с берегов Чёрного моря. Через 14 лет вышли на берега озера Мойско (Ильмень), где Словеном был основан город Словенск (великий Новгород), а русом – город Руса (Старая Русса)».
Власть к Владимиру отошла после смерти Вандала и его братьев. Опираясь на данные хрониста Гельмгольда, В.Н. Татищев подсчитал, что от Владимирова отца до Гостомысла прошло «14 колен» (примерно по 25 лет на властителя) и это составило около 350 лет.
Так что, князь Владимир (Иоакимовская летопись) мог править ориентировочно в первой половине V в., что отвечало времени властвования гуннского правителя Аттилы, умершего в 453 г.
Но в сражении с Тидреком из Берна Владимир погибает и прерывается благополучный период в истории Руси. После этого события сага о русах больше не упоминает. Видимо, в итоге Атилла и Тидрек (Дидрек) завоевали земли Руси. И правление над нею взял Ирон, родственник Владимира, вынужденный платить дань Атилле.
После смерти князя Владимира, как пишет Иокамивоская летопись, правили его сыновья и внуки, из которых известен девятый потомок Буривой, а после него правителем стал его сын Гостомысл, дед Рюрика.
Так что, конунг (князь) Владимир Всеславич воплощал собой немалый пласт истории русов в Европе, верхом которого стал 5 век нашей эры. А это, между прочим, имело место за 350-400 лет до того, как «общепринятая» официальная история начала отсчет Рюриковской русской истории.
Более того, не может не возникнуть мысль, что этот Владимир «послужил, очевидно, первым историческим прототипом былинного князя Владимира», как отмечал историк С.Н. Азбелев. К слову, и Л.П. Грот заметила, что, например, в былине «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» князя называют Владимир Солнышко Сеславьев. Где Сеслав могло быть династийным именем из имен Вислав / Visislav, Вечеслав или Вячеслав, что родственно и Всеславу.
Но так как Владимир Святославович (960—1015), Креститель Русивошел в историю c прозвищем Святой. Она и заключает, что
«Очевидно, что Владимир Всеславич Красное Солнышко и Владимир Святославович Святой – две разные исторические личности, из разных эпох. И народная память их различала, наделив разными прозваниями, а вот историческая наука, начиная с эпохи Просвещения, стала их смешивать и видеть в них одно лицо».\
Иначе и не объяснить события, при которых древние русы воюют с гуннами, а древнерусский Владимир в 5 веке находится в Приильменье, описанные в норвежской Тидрек-саги. О том же былины русские повествуют.
Относительно времен почти 4500 лет назад, времени Словена и Руса, то это и время фатьяновской археологической культуры, когда русы уже обитали в этой культуре в средней полосе Русской равнины. Что согласуется с приходом их с территории культуры шнуровой керамики около 5 тысяч лет назад.
И если серьёзно относиться ко времени уходу Словена и Руса с земель у Черного моря, то они могли пройти через всю Центральную Европу, территорию культуры шнуровой керамики, с дальнейшим появлением 4500 лет назад в Приильменье.
Времена же Тидрексаги затрагивают уже период, когда потомки фатьяновцев уже расходились или разошлись по Европе на многие венедские, кельтские и славянские ветви, потомков древних ариев Русской равнины.
А о русах можно судить по их древней гаплогруппе R1a-Z280 образовавшейся примерно 4900 лет назад. Сегодня та же гаплогруппа R1a-Z280 и ее нижестоящие субклады почти у половины современного мужского населения Восточно-Европейской равнины, чуть меньше у западных славян, с преобладанием на Русской равнине и Польше. Поскольку исторического имени у этой ветви современного русского народа нет, но историческая преемственность не пустой звук, то и говорить о них можно как о русах, предках русских.
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь, ставьте "лайки".
Б. Новицкий