Найти в Дзене

Тайны шедевров великих художников. Джованни Джироламо Савольдо

В рамках фоточелленджа «Повтори картину» Музейный комплекс Центра «Радость» продолжает познавательную рубрику, посвященную картинам из художественной экспозиции «Музыка в живописи»

Джованни Джироламо Савольдо (1480-1548) – итальянский художник эпохи Возрождения, гениальный колорист, блестяще сочетавший в своем творчестве художественные находки венецианских и фламандских мастеров и как никто умевший передавать на холсте необычные цвета и эффекты бликов роскошных экзотических тканей.

Картина «Юноша с флейтой» одно из наиболее известных произведений Савольдо, ныне хранящееся в Пинакотеке Тозио Мартиненго в Брешии, Италия. Полотно представляет собой очередное собрание загадок, типичное для произведений итальянской живописи эпохи Возрождения…
Во-первых, точно неизвестно, когда она была написана. Некоторые исследователи относят ее к позднему периоду творчества Савольдо и датируют примерно 1540-м годом, а другие утверждают, что портрет был создан в первые годы после переезда художника в Венецию, то есть в середине 1520-х годов.
Еще одна загадка картины – модель, которую изобразил художник. Черты лица юноши очень индивидуальны, но совершенно невозможно соотнести их с кем-то из известных земляков и современников Савольдо. По изображению мы лишь можем сделать вывод, что юноша на портрете еще очень молод, ему где-то 15-18 лет, он из богатой семьи (аристократической или купеческой) и в данный момент учится в университете. На это указывают две книги и чернильница, размещенные в нише в правом верхнем углу картины.
Художник представляет своего героя в трехчетвертном развороте по отношению к зрителю. Юноша одет в дорогой костюм: на нем бархатный плащ с меховым воротником, модная черная шляпа с полями, украшенная черным страусиным пером, из-под темного камзола с длинными рукавами выглядывает воротник и манжеты белоснежной рубашки. Изысканные черты лица модели подчеркивают аристократизм, юность и чувствительность героя картины: у него тонкий прямой нос, четко очерченные брови, пухлые губы и большие печальные глаза. Поля шляпы затеняют их, поэтому они кажутся затуманенными и несчастными. Тяжелый мех плаща слегка деформирует фигуру юноши, как бы утяжеляя ее.
Совершенно очевидно, что молодой человек пребывает в смятенном состоянии чувств, и связано это с какими-то любовными терзаниями. Об этом говорит флейта. Юноша выражает свои чувства посредством игры на музыкальном инструменте.
Савольдо помещает своего героя в замкнутое пространство комнаты со скучными серо-голубыми стенами, откуда, кажется, невозможно вырваться. Юноша явно сидит перед окном, но художник практически не показывает нам ни неба, ни хотя бы воздуха за пределами комнаты. Можно даже сказать, что это очень наглядное изображение депрессии.
И единственное, что дает зрителю надежду на то, что юноша справится со своими переживаниями, – это музыка. Ее символизирует не только флейта в его руках, но и толстый нотный сборник, который стоит перед ним, и лист с нотной записью, приколотый к стене слева.

#ДОНМ
#ДопОбразование
#ЦентрРадость
#РадостьКаждому