Найти тему

Родословная - это не сложно. Метрические книги. Часть 2. "О бракосочетавшихся".

Добрый день, Друзья и Коллеги,

Сегодня предлагаю разобрать вместе со мной второй раздел метрической книги "О бракосочетавшихся".

Фото с сайта u-mama.ru.
Фото с сайта u-mama.ru.

Исторический обзор о том, когда появились метрические книги в Российской Империи, мы с вами обсуждали в прошлый раз, в моей статье "Метрические книги. Часть 1. "О родившихся".

А сегодня другой вопрос: А что было до появления записей в метрических книгах?

Ответ есть - Венечные Памяти.

Венечная Память (Знамя) - это разрешение на венчание, которое выдавалось на руки священнику, найти его сегодня в архивах - это большая удача, как правило, они являются крайне редким документом.

Разрешение выдавалось после внесение пошлины за венчание, запись о внесении платы за обряд венчания вносилась в архиерейские приходно-расходные книги. Книги могли называться по-разному: знаменные, венешные, пошлинные, лазаретные и т.д.

В Вологодском архиве сохранился большой объем приходно-расходных книг, в них есть данные и о венечных пошлинах, но искать что-либо придется вручную, очно, перлистывая все... Это - задача трудная и долгая, зато, есть шанс, что вы найдете записи о венчании своих предков в период с 16 по первую половину 18 веков.

Фото Ил. 2. Лист из записной книги венечных памятей Усольского уезда Лальского погоста, 1709 г. (ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 24. Л. 2) статьи "Венечные памяти, пошлины и записные книги ХVI–ХVIII вв." Д. Пшеницын, М.Черкасова.
Фото Ил. 2. Лист из записной книги венечных памятей Усольского уезда Лальского погоста, 1709 г. (ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 24. Л. 2) статьи "Венечные памяти, пошлины и записные книги ХVI–ХVIII вв." Д. Пшеницын, М.Черкасова.

А если хотите пойти по более легкому пути, то ловите ссылку на отличную статью "Венечные памяти, пошлины и записные книги ХVI–ХVIII вв."

Авторы, Дмитрий Пшеницын и Марина Черкасова, проделали огромную аналитическую ретроспективную работу, за что им огромная благодарность.

Рекомендация - обратите внимание на сноски. На каждой странице, а также в списке литературы указаны источники, которыми пользовались авторы, среди них есть изданные сборники древних актов, а их читать значительно легче, чем оригиналы.

Для интересующихся привожу перевод "Венечной памяти"

- цитата из приведенной выше статьи, стр. 92:

"1732 г. июля 10. — Венечная память заказчика священника Успенской церкви Иакова покровскому попу Ерогодской волости Корнилию о венчании крестьян его прихода. л. 9 По указу преосвященного Сергия, епископа Великоустюжского и Тотемского, Устюжского уезду Двинской трети от закащика Черевковской волости Успенской церкви священника Иакова память Ерогоцкой волости Покровской церкви священнику Корнилу. Женитца твоего приходу первобрачный деревни Верхной Воронки крестьянин Степан Григорьев сын Баскаковых, емлет девицу Кивокурской волости Вознесенского приходу деревни Якушевской крестьянина Онисифора Золиных дочь ево Федосью. И тебе бы по свидетелству, ежели они ни в роду ни в племяни, ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в крестном братстве, и буде к оному браку сочетанию между ими никакова правилного препятствия не явитца, венчать их в указное число по божественной литоргии до вечернего пения. Венечные пошлины 4 алтына и лазаретных то ж число записаны июля 10 дня 1732 году. Писана память на простой бумаге за нетом гербовой с подпиской. Закащик священник Иаков. ГАВО. Ф. 1260. Оп. 3. № 507.".

Указом Екатерины II от 14 июля 1765 г. Венечные Памяти были отменены. На смену им пришли записи в метрических книгах (но несколько раньше) и "Брачные обыски".

А почему именно "Седьмая вода на киселе"?

Каждый из нас слышал это выражение: "Да он (или она) - нам седьмая вода на киселе!" . Меня всегда удивляло - откуда таккая конкретика - седьмая... Не третья, ни десятая.. Оказывается, эта фраза имеет непосредственное отношение и к венечным памятям и к брачным обыскам.

В обоих документах необходимо было указать данные об отсутствии родства между женихом и невестой - "до СЕДЬМОГО колена".

Детали про возраст.

Кстати, а какие требования к жениху и невесте, а также, что известно про сам обряд? В уставных церковных грамотах 14-17 веков указан минимально разрешенный возраст жениха (отрока) -14-15 лет, невесты (отроковицы) 12-13 лет.

К слову сказать, просматривая уже более поздние метрические книги, всегда обращала внимание на возраст жениха и невесты. Например, в 19 веке я не встречала возраст жениха и невесты менее 18 лет, а вы? Зато, к своему удивлению, частенько обнаруживала возраст тех, кто вступал в первый брак - более 30 лет! Мифы в голове рушатся потихоньку...

Сколько браков было разрешено?

В церковном праве того времени законными считались три брака. Интересно, что кроме трех браков отдельно существовал еще "полуторный" брак и "полутретий". Полуторный - это когда один из бракосочетающихся венчался первым браком, а другой - вторым. Полутретий - продолжите аналогию сами.

Размеры Венечных пошлин при каждом следующем браке возрастали. При этом, обряд венчания с возложением венцов на головы жениху и невесте был принят только при первом венчании. При втором браке - венцы возлагались на правое плечо, а при третьем - вообще не использовались.

Был ли возможен развод?

Про развод речи не шло, а вот о вступлении в следующий брак без свидетельства смерти супруга - это было возможно. Необходимо было получить "Отпускную память" (разрешение), которая выдавалась в случае, если супруг отсутствовал более семи лет. А вот, если кто-то из супругов решил постричься в монахи, то следующий брак для оставшегося был исключен. Вот такие правила...

Анализируем данные раздела "О бракосочетавшихся".

К концу 18 века сформировался вид метрической книги, которая наиболее нам привычна. Раздел "О бракосочетавшихся" имел девять столбцов:

Фото страницы Метрической книги Спасопреображенской Тиксненской церкви Тотемского уезда 1891-1892 гг. ГАВО.
Фото страницы Метрической книги Спасопреображенской Тиксненской церкви Тотемского уезда 1891-1892 гг. ГАВО.

Столбец 1 "Счет браков" - отражает нумерацию записей о венчаниях, начиная с начала года. Что мы видим на фото? к 5 февраля 1892 года в Спасопреображенской Тиксненской церкви уже было зарегистрировано 26 браков. Надо сказать, что принято было регистрировать браки в основном осенью и зимой. Летом браки если и бывали, то редко. Связано это было, на мой взгляд, не только с церковными традициями, но и с объемом полевых работ. Начиная с апреля по октябрь регистрировать браки просто было некогда.

Столбец 2 "Месяц и день" - сюда заносится дата венчания. На фото вверху 5 февраля было сразу 3 брака. С учетом того, что церковные утавные документы требовали проводить венчания в утреннюю литургию, представляю, сколько в тот день было в церкви народа. Впрочем Спасопреображенская церковь была большой.

Столбец 3 "Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание жениха, и которым браком" - указаны основные сведения о женихе. На фото запись №29 попала в одну из женских фамильных веток моей родословной.

Читаем запись №29 (сохраняю орфографию и пунктуацию оригинала): "Деревни Жилина крестьянский сын Николай Клавдиев Линьков, православного исповидан. первым браком". Я обратила внимание на отчество "Клавдиев", видимо, его отец носил имя "Клавдий", в мужском варианте это имя для меня было редким.

Столбец 4 "Лета жениха" - жениху 20 лет, значит можем рассчитать примерный год рождения 1892-20=1872 г. Если возникнет необходимость продолжить эту ветку, то буду искать его родителей в метрической книге за 1872 г.

Столбец 5 "Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание невесты, и которым браком" - указаны основные сведения о невесте.

Читаем (сохраняю орфографию и пунктуацию оригинала): "Нутренского прихода дер. Борщовки солдатская дочь Александра Макариева Соколова, православная, первым браком".

Запись №29 попала в область исследований чисто случайно, я искала в этой метрической книге другие сведения о бракосочетании, но нашла старшую родную сестру моей прабабушки - Александру Соколову. И только здесь я увидела, что они были солдатскими детьми, значит, можно посмотреть сведения о них в источниках о мобилизации.

Еще я обратила внимание, что невеста из другого прихода, а значит необходимо искать сведения о семье именно там.

Столбец 6 "Лета невесты" - невесте 18 лет, значит можем рассчитать примерный год рождения 1892-18=1874 г.

Столбец 7 "Кто совершал таинство" - указываются имена священников, принимавших участие в службе: в данном случае - священник Алексей Попов, дьякон Евгений Баженов, дьякон Петр Левитский.

Столбец 8 "Кто были поручители" - эта колонка очень интересна для меня, здесь указываются свидетели от жениха и от невесты. Сведения из этой колонки всегда необходимо фиксировать, даже если кажется, что вы эти фамилии никогда не встречали. Возможно, скоро встретите...

Читаем запись №29 (сохраняю орфографию и пунктуацию оригинала): "По Жениху: дер. Жилино крестьяне (пишу слово полностью, но в оригинале священник применил старинную скоропись) Борис Евграфов Линьков и Степан Дмитриев Кузнецов, а по Невесте: крестьяне дер. Борщовки Евгений Макаров Соколов и Василий Михайлов Волов."

И тут обнаруживается еще и брат Евгений Соколов, который выступал свидетелем на свадьбе сестры.

Столбец 9 "Подпись свидетелей записи по желанию" - ни разу не видела, чтобы кем-то была заполнена, мне не пригодилось пока. Может вам пригодится?

Итог нашего анализа - из одной записи получили целый ворох различных сведений, которые могут дать дополнительные пути поиска.


Ну, вот и все на сегодня, рада была повидаться с вами.
Надеюсь, что эта моя статья была для вас полезна.

Подписывайтесь на каналы, ставьте лайки:

Дзен: Родословная - это легко

Телеграмм: Родословная - это легко

Как обычно, искренне Ваша...

#бракосочетание #венчание #древо