Среди французских литераторов XX века было немало тех, кто, вовремя примкнув к левому или правому флангу идейно-политического спектра, стал заметной величиной и признанным мастером у себя на Родине и за рубежом.
Если он к тому же обладал немалым талантом и был богатым наследником предков, его финансовое благополучие было довольно устойчивым, а нескрываемая забота властей часто спасала писателя от ревнивых коллег по перу и гарантировала пристальное внимание издательств к своим книгам.
Рене Домалю судьба, казалось, предоставила все условия для построения успешной карьеры. Однако вредные привычки, многочисленные духовные поиски на основе восточных вероучений, загадочные встречи с мистически настроенными людьми и роковые события периода Второй Мировой войны заставили рано уйти из жизни такого незаурядного писателя и поэта.
Ранняя жизнь Рене Домаля
Рене Домаль родился в семье чиновника Министерства финансов в 1908 году.
- В 1924 году, учась в реймском лицее, Рене Домаль вместе с тремя товарищами - известным позднее левым писателем и участником Сопротивления Роже Вайаном, поэтом и эссеистом Роже Жильбер-Леконтом (проповедник саморазрушения, он умер от столбняка в возрасте 36 лет) и Робером Мейра создали тайное общество «Простые братья».
- Под огромным влиянием сюрреалистов, писателей Жерара де Нерваля, Альфреда Жарри и особенно поэта Артюра Рембо друзья много экспериментируют, используя психотропные средства (эфир, тетрахлор-метан, опиум, гашиш), а также русскую рулетку в качестве пропуска в астральные миры. Кумир детства Рене Домаля Артюр Рембо писал Жоржу Изамбару:
«Я хочу быть поэтом – и насилую себя ради того, чтобы превратиться в ясновидца…Цель одна – достичь неведомого путем расстройства всех своих чувств».
По следам Рембо Рене Домаль погружался в стихию наркотического бреда, попадая в ледяные подземелья, наполненные огромными траурными пингвинами, поющими литанию или шагал с признанным поэтом по Млечному Пути. После безудержных аскетических упражнений и опытов в период анестезии по изменению сознания Рене Домаль увлекся эзотерикой, каббалой и индийской философией. Он самостоятельно начал изучать санскрит.
- В 1925 году он поступил в престижный парижский лицей Генриха IV (Спустя несколько десятков лет знаменитый французский покоритель дум Мишель Фуко будет несколько раз пробовать поступать в данное образовательное учреждение). Посещая лекции Алена, в лицее он познакомился с французской религиозной активисткой и известным впоследствии философом Симоной Вейль. Рене Домаль начинает писать рассказы и стихотворения, наполненные философскими размышлениями с привкусом сюрреализма.
В 1926 году он не смог поступить в Эколь Нормаль, а вместо этого попал в Сорбонну. Темой его интересов стало изучение психологии, философии и социологии. Эпиграфом для неоконченного юношеского эссе «Мятежность и ирония» стали знаменитые строки мыслителя Ренессанса Мишеля Монтеня:
«Какое безумие: вместо того чтобы обратиться в ангелов, люди превращаются в зверей, вместо того чтобы возвыситься, они принижают себя».
Рене Домаль пытался осмыслить конфликт между индивидуальным и божественным внутри человека, подобно духовным поискам многих положительных героев Достоевского.
Он постулирует три акта познания человеком реальности (не без влияния знаменитой триады Гегеля), позже отразившиеся в его знаменитых романах «Великий запой» и «Гора Аналог».
- На первой стадии познания происходит принятие правил и норм, обеспечивающих видимый покой. На второй стадии – мятеж и борьба против социальных институтов, суровой альтернативой чему оказывается добровольное затворничество. На третьей стадии возобладает смирение мятежного духа.
На данном этапе жизни заканчиваются юные годы Рене Домаля.
«Большая игра»
В 1927 году Рене Домаль осознал, что наркотические вещества низвергают посвященного в глубины ада и могут привезти к безумию и «смерти с вульгарным смехом». Духовный кризис привел его к отказу от психотропных средств, а также вина и мяса. В этот год он познакомился с учением французского мыслителя и эзотерика Рене Генона. Влияние труда Генона «Царь мира» на мировоззрение Рене Домаля несомненно.
- Древнее святилище, зародившееся на заре времен на вершине Мировой горы и ставшее хранилищем Традиции, или священных знаний, полученных первыми людьми от «высших существ», полностью соответствует волшебной «горе Аналог», описанной в одноименном произведении, прославившем писателя Домаля.
- В 1928 году вместе с тремя реймскими приятелями и художником из Чехословакии Жозефом Симой (Йозефом Шимой) Рене Домаль основал журнал «Большая игра» («Grand jeu»). Жозеф Сима был автором идеи использовать в качестве эмблемы созданного журнала патафизическую спираль Альфреда Жарри, главного вдохновителя молодых экспериментаторов.
- Позже к группе присоединились Андре Роллан де Реневиль, Мони де Булли и Жорж Рибмон-Дессень. Последний писатель знаменит тем, что прошел путь от эпатажного дадаиста и сюрреалиста до известного критика и комментатора Толстого, Стендаля и Рембо, а также радиоведущего, темой передач которого стали Матисс, Шагал и Тцара.
- Группа успела выпустить с 1928 по 1930 годы три номера журнала, четвертый выпуск подготавливался к выходу в свет, когда приятели решили прекратить свои литературные занятия.
Идя по следам дадаистов и стремясь к перманентной борьбе с буржуазным обществом, группа «Большой игры» декларировала разрушение и взрыв любой социальной структуры, снятие моральных запретов и «любой самоуверенности». Члены группы целиком разошлись в своих радикальных взглядах даже с сюрреалистами. Рене Домаль писал идеологу сюрреалистов Анри Бретону, что, в отличие от забавной науки сюрреалистов, включающей в себя «салонные игры», неуклюжести и обманки типа «автоматического письма», в задачи «Большой группы» входит изучение всех случаев деперсонализации объектов, ясновидения, спиритуализма, погружение в индийскую йогу и различные направления оккультной традиции.
Путем применения данных практик ставилась цель перейти в другое состояние «я», при котором стирались бы различия между жизнью и смертью, реальным и воображаемым. Отведя чудесам главную роль в природе, Рене Домаль с коллегами пытались достигнуть внутренней пустоты для полного приятия окружающего мира, а особая роль отводилась языку. Поиск уникального истинного Слова, при котором открывались бы все грани реальности, Слова, отраженного в изречениях ведических мудрецов, каббалистов или еретиков, подводил жирную черту амбициозной программе «Большая игра».
Встреча с магом Гурджиевым
Рене Домаль, посвятив много времени изучению трудов мистиков и ересиархов, а также Рене Генона и Рудольфа Штайнера, стремился отыскать вечный Абсолют, или Высший эзотерический центр, который, находясь вне всех форм и всей сути, являлся бы одновременно «всеми формами и всей сутью».
- В этот период судьба свела его с Александром де Зальцманом, учеником знаменитого мистика, уроженца Российской империи, Георгия Гурджиева.
Как позже писал другой ученик Гурджиева, Петр Успенский («В поисках чудесного»), во вселенной Гурджиева все строго детерминировано и все можно взвесить до каждого атома: начиная от мира Абсолюта, в котором установлен один закон и единая воля, и заканчивая материальными мирами (включающих такие пространства, как «все миры», мир Солнца, а в самом низу располагается мир Луны).
- В материальных мирах, по мере снисхождения последовательно вниз, увеличивается число законов, доходя до 96. Взвешивание допустимо даже для Бога. Человек, по версии Гурджиева, оказывается машиной, лишенной разума и воли. Для познания механизмов ее работы требуется не психология, а механика.
- В 1922 году под Парижем, в поместье Приэр, Георгий Гурджиев основал «Институт гармоничного развития человека», в котором пытался внедрять свои научные методы с помощью гимнастики «Айда-йоги» («Путь хитреца»), проводил лекции и пропагандировал «Священные движения», подсмотренные у персидских шейхов. Ученики Гурджиева, подчиненные суровой военной дисциплине, проводили время в бессмысленных упражнениях, заключающихся в раскапывании и закапывании рвов, и постоянно бодрствовали под неусыпным контролем мэтра, чтобы к своему физическому телу присоединить три модальности: природное, духовное и божественное тело.
Возможно, что из-за неоднозначной гимнастики Гурджиева в 1923 году ушла из жизни гостившая в Приэре выдающаяся писательница-модернистка Кэтрин Мэнсфилд.
- Рене Домаль подпал под очарование духовного мага Гурджиева, так как изначально был предрасположен к восприятию указанных эзотерических учений.
- Через Александра Зальцмана он вошел в ближайшее окружение теософа, духовно оздоровился и перестал думать о смерти.
- После смерти Гурджиева Рене Домаль в начале 30-х годов оказался в стесненных материальных условиях и нашел кров у вдовы Александра Зальцмана - Жанны, ученицы Гурджиева, наследовавшей дела своего учителя.
Последние годы жизни Рене Домаля
Мобилизованный в 1933 году и вскоре освобожденный по состоянию здоровья от службы в армии, Рене Домаль начал писать для журнала «Н.РФ» так называемые патафизические тексты. В них угадывалось явное влияние Альфреда Жарри.
- Целью патафизики было высмеять и подвергнуть сомнению реальность окружающего мира, пробудив критическую мысль, «привести человеческий разум к предельному состоянию ступора и возмущения». (Альфред Жарри, или как его называли по самому известному его произведению, - папаша Юби, постоянно иронизировал над собой и почтенной французской публикой. Врачей он шутливо называл merdecins, образовав данную конструкцию от medicins (врачи) и merde (дерьмо). В день своей предполагаемой смерти, будучи последователем церемониалов и установившихся правил, Жарри разослал прощальные письма своим почитателям, в которых капли сожаления потонули в «раблезианском» заразительном смехе. Перед кончиной он попросил зубочистку и золотую нашейную цепочку, так как данный металл не ржавеет и вместе с костями дождется встречи с демонами).
- Рене Домаль, в отличие от Жарри, был, за исключением нескольких годов ученичества, религиозным человеком. Он считал, что традиционные тексты лучше подходят для объяснения мира, чем «рациональные умозрительные построения». После изучения веданты он занимается переводом канонических восточных текстов и пишет рецензии на «Бхагават-гиту», «Бардо тхедол» (Тибетская книга мертвых) и «Зогар».
- Его здоровье резко ухудшается, он частично теряет слух, а вскоре врачи поставили ему неутешительный диагноз: двухсторонний туберкулез легких.
- После начала Второй Мировой войны он переехал из Парижа, ставшим негласным союзником Гитлера, в «свободную» зону около Марселя. Вместе с ним последовала эмигрантка из России Вера Миланова, спасаясь от преследований новых властей. Неарийское происхождение Веры Милановой не помешало Домалю на ней жениться. Он познакомился с будущей женой еще в период существования «Большой Игры». Их брак продлится более десяти лет, но они никогда официально его не зарегистрируют.
- Рене Домаль знал, что ему осталось жить мало времени. Он лихорадочно занимался комментированием переведенных им фрагментов из «Панчатантры», «Упанишад», «Сахитья-дарпаны», но не успел дописать главный роман всей его жизни – «Гора аналог». В возрасте тридцати шести лет сердце Рене Домаля навсегда остановилось.
Гора Аналог
Рене Домаль начал писать роман «Гора Аналог» в 1939 году, узнав, что туберкулез, которым он уже болел долгий период времени, приговорил его к смерти. Рене Домаль рьяно принялся за дело, стараясь успеть закончить свой главный труд жизни. Особенно много он работал в 1943 году, когда былые трудности, связанные с переездом из оккупированной немцами зоны в Альпы, казалось, навсегда отступили.
- Объем романа «Гора аналог» - относительно небольшой. Однако в него Рене Домалю удалось вместить все вековые представления человека о незримых составляющих окружающего мира, отраженных в древних эзотерических учениях.
- Группа из восьми человек вместе с капитаном яхты «Невозможная» и тремя матросами (всего - двенадцать человек, где само число участников указывает на священный характер предприятия, принимая во внимание двенадцать рыцарей Круглого Стола, двенадцать Апостолов и так далее) отправились покорять невидимый для непосвященных глаз остров, расположенный в южных водах Тихого океана, на котором находится священная гора Аналог, известная по древним мифам и старинным легендам (например, о волшебнике Мерлине и скрывшей его незримой ограде).
- Капитана и вдохновителя экспедиции звали Пьер Соголь (в оригинале: Sogol, или перевертыш лотоса). Благодаря математическим расчетам он пришел к выводу, что район Горы Аналог помещен в некоем кольце искривлений пространства, окружающего гору невидимым валом и препятствующим проникновению путешественников внутрь зоны. Единственным временным моментом, позволяющим преодолеть искривления пространства, был восход и закат солнца, когда солнечный диск в течение пятнадцати минут находился на линии горизонта.
- Попав на остров, члены экспедиции обнаружили в портовом городке европейцев, работавших носильщиками, ремесленниками и земледельцами. Как позже выяснилось, эти люди были несостоявшимися покорителями горы Аналог. Не сумев вовремя расплатиться за услуги проживания и пищу местным жителям, они влезли в долги и теперь их ждала незавидная участь погибнуть от неисполнения взятых на себя условий.
Платежным средством на острове служил камень из рода алмазов, называемый перадамом. Из-за своей сильной прозрачности данный минерал очень сложно обнаружить. Местоположение перадама открывалось только тому, кто очень жаждал его найти.
- Руководили жизнью в порту и окрестных деревушках горные проводники, поочередно исполнявшие административные функции на острове. Один из них, по имени Бернар, вызвался поднять группу прибывших на священную гору. Данному решению поспособствовал факт нахождения Соголем перадама прямо на пляже, что подарило всем участникам экспедиции надежду на благополучное завершение похода наверх.
- Группа достигла первой стоянки и стала переходить на вторую, когда повествование романа резко обрывается на полуфразе в пятой главе. Находясь на пороге между жизнью и смертью, он не мог отказать во встрече посетителю, навестившему его апрельским днем 1944 года.
- В черновиках писателя можно было прочитать, что он задумал отправить вторую экспедицию на поиски горы Аналог, в состав которой вошла четверка людей, не захотевшая поехать по разным причинам с группой, возглавляемой Пьером Соголем. Снарядив военный корабль, четверка хотела отыскать на острове золото или залежи нефти и их путешествие не могло не закончиться катастрофой. Гора Аналог принимает лишь тех, кто чтит естественные законы священной зоны.
Перед смертью Рене Домаль описал жене свой жизненный путь, продекламировав следующий афоризм в духе философии дзен-буддизма:
«Я мертв, поэтому у меня не устремления;
У меня нет устремления, потому что я думаю, что обладаю;
Я думаю, что обладаю, потому что не пытаюсь дать.
Пытаясь дать, понимаешь, что у тебя ничего нет;
Поняв, что у тебя ничего нет, пытаешься отдать себя;
Пытаясь отдать себя, понимаешь, что ты ничто;
Поняв, что ты ничто, ты стремишься стать;
Стремясь стать, ты начинаешь жить».
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!