Не так давно я сделала маленький шаг для профессионала, но такой большой для студента — взяла первый заказ.
Я смогу!
Начну с маленькой предыстории: ко мне обратилась моя подруга с просьбой помочь своим знакомым (да-да, как все и твердят, действительно, первые заказы подкидывают друзья). Я учусь у Логомашины по веб-дизайну, а заказ прилетел на… логотип!
Неожиданность, конечно, но как такую возможность упустить? Вот и я так подумала. В конце концов за спиной многолетняя учеба в художке, в голове мечты стать дженералистом (эдакий мульти-дизайнер). Я подумала: смогу!
И взяла заказ на логотип цветочного магазина из маленького казахстанского городка Хромтау.
Общение с клиентом или отбрифовать впервые
Учили нас хорошо, основные моменты я запомнила быстро. Так что первый этап я знала: необходимо клиента отбрифовать. Как любой интроверт, общаться я лично не хотела, да и сложно было: я — в Питере, клиент – в Казахстане. Решила сделать проще: взяла шаблон брифа, подрихтовала и отправила клиенту в соцсети.
Тут я развеяла свой первый миф: как оказалось, клиенты не отвечают мгновенно, а бриф могут заполнять долго. Моим потребовалась неделя.
Получив его, я не смогла долго ждать. Страшно, любопытно и жуть, как интересно! Снова пришло разочарование: полезных ответов было примерно треть. Часть ответов повторялись, часть были «на усмотрение дизайнера» и еще часть «можно так и так» (дословная вставка).
Было принято решение поговорить через скайп. И это дало надежду! Бриф оказался верным, но кое-какие детали добавились. Плюс я воодушевилась – заказчик готов на все, а это большое море для творчества! Плыть и не переплыть.
Все смешалось: анализ, мысли, чувства
Работа графического дизайнера (а логотипы относятся к ним) и веб-дизайнер схожа по структуре: сначала брифуешь клиента и обговариваешь детали работы, проводишь анализ, делаешь скетчи/прототипы, согласуешь с клиентом, проводишь более детальную работу с дизайном и после окончательного согласования доделываешь итоговый вариант, презентуешь и передаешь материалы. Однако во все этапы примешивается не хилая эмоциональная часть.
Мне, как начинающей, в первую очередь было страшно. Да, страшно. Ошибиться, неправильно понять и даже просто лишний раз спросить клиента. Каждый страх мне пришлось учиться преодолевать.
После этапа с брифом я приступила к анализу. Этому моменту уделяется много времени. Тебе нужно выявить главное в брифе, учесть пожелания, проанализировать прямых и косвенных конкурентов, изучить целевую аудиторию, сделать карту ассоциаций (это только основа). И только после этого приступать к мудборду и референсам.
С каждым действием я все больше сомневалась, правильно ли все определила и поняла? Верно ли описала?
Все решилось просто – верой в себя и общением с клиентом. Как оказалось, некто тебя не побьет, если ты задашь уточняющий вопрос. А сомнения легко убиваются с помощью детального изучения.
Бесконечные идеи: мудборд, референсы
Самой интересной и одновременно сложной частью стал именно поиск ключевой идеи. У клиента было два пожелания – схожесть с прямым конкурентом и сочетание в логотипе знака и названия (и то допускались варианты).
Не смотря на отобранные мудборд и референсы, те и другие постоянно дополнялись. Идеи возникали, рисовались и снова находились. В ход пошли даже нейросети.
После отрисовки черно-белых вариантов с клиентом пришлось общаться насчет палитры. А с отсутствием пожеланий в цветовой гамме у клиента фантазия разгулялась уже у меня. Хотя, конечно, каждый выбор цвета был обоснован множеством фактов, анализом и ощущениями.
Радовало одно – заказчик во времени ограничен не был.
Хочу, как у них, и не так, как у них
Скажу честно, было нарисовано множество эскизов (и черно-белых, и цветных). После я нашла этому объяснение: пусть заказчик готов к любому варианту, но в его голове всегда есть образ какого-то «хочу». Он будет его придерживаться и может даже не осознавать, но хотеть и стремиться.
Так и вышло с цветочным магазином. Несмотря на мои предложения и аргументы, клиенту на уровне «не хочу, но хочу» предпочитал что-то наподобие логотипа конкурентов. Пришлось искать компромиссы.
Логотип готов или страх перед обратной связью
Долгая работа над созданием логотипа цветочного магазина была закончена. Заказчик доволен и счастлив, дизайнер (то есть я) выдохнул удовлетворено и пошел творить презентацию.
После учебных работ я поняла, что мне нравится создавать презентации. Описывать процесс, ставить акценты и представлять свою работу в реальности, чем приятно удивить и привлечь клиента. Чуть ниже, вы видите некоторые слайды из презентации.
Однако даже зная, что клиент доволен логотипом, после презентации мне было страшно услышать его слова, его вывод. Может что-то не так? Или концепция не устроила? Или цвет надо было другой подобрать? Или слишком долго работала и уже не надо? Или…
Но ты общаешься с заказчиком «от и до», он видел процесс работы, твои стремления и желания. Более того, он участвовал! Поэтому бояться не стоило. Лишь задержав дыхание, услышать «спасибо» и увидеть улыбку (конечно, я утрирую, но суть та же).
Не все скажут, а материалам нужна структура
В самом конце я столкнулась интересной проблемой. Как отправить материалы? Какие форматы и варианты логотипа нужно сделать, если заказчик сам не знает и говорит «я хочу только для Инстаграма» (запрещен в РФ)?
Всемогучий интернет и наставники помогли в этом вопросе. Так был создан архивный файл, где были представлены разные виды логотипа: стандартный вариант, вертикальный, горизонтальный, квадрат, с дескриптором и без, с фоном и без. Учитывалась возможность печати логотипа (делались варианты разных цветовых моделей), предоставлялись исходники.
Бесконечные еще
Казалось бы, работа закончилась этим. Но! Презентация дала не только возможность представить работу и выдохнуть, но продолжить сотрудничество. Хозяйке магазина понравились мокапы визиток. Затем значков для Инстаграма (запрещен в РФ). А после ценников.
Честно скажу, эта была нелегкая, но очень интересная в плане опыта работа. Я столкнулась с реальным клиентом и реальными проблемами. Появилась возможность проверить и попробовать себя. Да, не веб-дизайн, но я и не собираюсь им ограничиваться. Да, бесплатный заказ, но редкий первый заказ бывает платным.
Для себя я взяла самое главное – опыт и свой первый реальный кейс в портфолио.