Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Северная Корея России – друг, а Южная Корея не враг?

Проанализировав ход конфликта на Украине, Южная Корея (РК) и КНДР отнеслись к ситуации предельно прагматично: важны собственные интересы, всё остальное вторично.

Северная Корея «забыла» о том, что Россия поддержала введённые против Пхеньяна санкции ООН, поскольку конфликт на Украине также открыл новое «окно возможностей». Представители КНДР поддержали Москву, возложив ответственность за эскалацию на политику США и стран Запада, которые «игнорировали обеспокоенность РФ и продолжали расширять НАТО на восток», заявил представитель КНДР с трибуны ООН. Более того, Пхеньян официально признал республики Донбасса: Донецкую Народную Республику (ДНР) и Луганскую Народную Республику (ЛНР), установив с ними дипломатические отношения. Северная Корея стала, таким образом, второй после Сирии зарубежной страной, признавшей ДНР и ЛНР, после чего Зеленский пообещал «отреагировать жестко на всех уровнях», но корейцев это не обеспокоило – где эта Украина?

Во главе КНДР
Во главе КНДР

Насколько можно судить, КНДР прекрасно представляла себе возможный шаг Киева, и он ее особо не волновал. В Пхеньяне быстро увидели потенциально выгодную для нее особую ситуацию: теперь РФ забудет о санкциях против КНДР, тем более что появилась нужда в любых партнёрах и разнообразной поддержке.

На что же может рассчитывать КНДР? Прежде всего, вполне можно ожидать поставки гуманитарной, продовольственной и экономической помощи от России Северной Корее. Директор Первого департамента Азии МИД РФ Г. Зиновьев заявил о возможности возобновления поставок в КНДР продовольствия, нефти и нефтепродуктов.

Чем полезна для России Северная Корея? Есть неожиданный вариант: из-за коронавируса и полного закрытия властями КНДР своих границ для въезда любых людей, включая своих граждан, в России застряли около тысячи северокорейских рабочих. Их теперь можно немедленно направить на работу в ДНР и ЛНР. О высоком потенциале подобного вида сотрудничества заявил в середине июля посол РФ в Пхеньяне. А когда КНДР откроет свои границы, поток северокорейских рабочих в ДНР и ЛНР может быть увеличен в разы. Это отличные кадры: дисциплинированные, неприхотливые, надёжные.

Есть и другая сторона.

Как утверждает координатор стратегических коммуникаций совета нацбезопасности Белого дома Джон Кирби, Россия уже применяет в зоне СВО полученные от КНДР баллистические ракеты.

Ракетные комплексы КНДР
Ракетные комплексы КНДР

А ещё у Северной Кореи запасы снарядов наших калибров – самые большие в мире. Плюс запас хороших артиллерийских стволов, а ствол после 2000 выстрелов надо менять. Ну и что тут необычного, если, воюя, по сути, против блока из полусотни стран, Россия тоже закупает вооружения и боеприпасы у наших друзей?

СМИ Южной Кореи, ссылаясь на источники в штабах, сообщают, что за несколько месяцев в Россию из Северной Кореи отправилось около 2 тыс. стандартных контейнеров с боеприпасами. Таким способом могли переправить более 200 тыс. реактивных снарядов калибра 122 мм для систем семейства «Град» или более 1 млн 152-мм артиллерийских снарядов. Также предполагается поставка выстрелов для танковых орудий.

Основания для российского оптимизма есть. Опыт взаимодействия РФ с Ираном по части БПЛА оказался весьма продуктивным – пока у нашей армии были проблемы с беспилотниками, нас здорово выручил имеющий прекрасную линейку БПЛА Иран. Другой вопрос, почему Иран уловил новую тенденцию и выпускает прекрасные боевые беспилотники, а наши генералы не видели в этом особого смысла, что больно ударило по передовой и тылу.

Широко используемые «российские» дроны «Герань-2», которые резко переломили ситуацию и позволили эффективно нейтрализовывать украинскую ПВО перед применением высокоточных ракет, не что иное как иранские «Шахеды». И теперь это сотрудничество от поставок переходит к совместному производству. 5 января иранская делегация посетила Елабугу, где по замыслам лидеров России и Ирана будет возведён новый завод по производству боевых дронов, способный выпускать более 6 тысяч беспилотников ежегодно.

Так чем КНДР хуже?

Если Пхеньян сделал окончательную и бесповоротную ставку на Россию, пойдя на разрыв отношений с Киевом после признания республик Донбасса, то подход Сеула оказался более изощренным. Южная Корея, оставаясь в западном лагере, дипломатически, а также экономически поддерживает Киев, присоединившись к антироссийским санкциям. Вместе с тем Сеул явно не торопится сжигать все мосты в отношениях с Москвой, всячески давая понять, что против РФ он и его бизнес действуют «по вынужденному минимуму», а сам он будет готов возобновить сотрудничество с Россией в полном объеме, как только позволит ситуация.

Заседание правительства РК
Заседание правительства РК

Начало спецоперации на Украине застало южнокорейских политиков и экспертов врасплох – никто не ожидал и не предсказывал подобного разворота. Впрочем, далее Сеул действовал достаточно быстро и, следует признать, последовательно. Когда на Западе развернулась беспрецедентная антироссийская кампания и стало очевидно, что любое государство, которое попытается отделаться молчанием, будет восприниматься Вашингтоном как ставшее на сторону Москвы, то в Южной Корее быстро осудили «нарушающую международное право вооруженную агрессию» России, присоединившись ко всему пакету санкций, которые были введены в рамках единого подхода западного лагеря.

Но Республика Корея не забыла и о возможных негативных последствиях для себя от ухудшения отношений с Россией. В Сеуле вспомнили, что Россия – весомый торгово-экономический партнер. Она поставляет в РК важные ресурсы (в структуре российского экспорта преобладают топливно-энергетические товары, включая уголь, нефть и нефтепродукты, сжиженный природный газ, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы). РФ граничит с Корейским полуостровом и может оказать влияние на политическую ситуацию в регионе. Что немаловажно для Южной Кореи – у Москвы довольно тесные отношения с Пхеньяном, а потому, как следствие, Россия, как полагают в Сеуле, может в той или иной степени влиять на северян.

В этой связи Южная Корея приняла решение «быть как все» — поддерживать те меры, которые были выработаны в рамках единого подхода стран Запада, но в то же время и не проявлять особой инициативы, не стремясь пополнить ряды наиболее антироссийски настроенных государств.

Позиция Республики Корея вполне понятная: Киеву помогаем экономически, гуманитарно и морально, против России поддерживаем «общеобязательные» санкции, но без собственной дополнительной инициативы. В общем, поступаем так, чтобы не навлечь на себя недовольство США, но при этом даем понять России, что «мы вынуждены делать то, что приходится, но не более того».

Для России важно, что несмотря на регулярные обращения Украины помочь танками, гранатометами и прочими видами оружия, Сеул, испытывая мощное давление американцев, в том числе на самом высоком уровне, проявил достаточную твердость, неоднократно отказавшись поставлять оружие Украине.

Было заявлено, что Сеул продолжит оказывать самую разную экономическую, гуманитарную, медицинскую помощь, расширит ее объемы, примет участие в восстановлении пострадавших от боевых действий регионов Украины, но «в отношении оружия – извините, своими интересами рисковать не будем».

Кроме того, на дипломатическом уровне официальный Сеул также высказывался в целом о спецоперации достаточно сдержанно. Когда приходилось делать заявления по поводу Украины и России, то обычно говорилось следующее: «Действия Москвы осуждаем, но надеемся, что как можно скорее наступит мир и мы сможем вернуться к прежнему уровню сотрудничества с РФ». Это, в частности, неоднократно публично заявлял южнокорейский министр.

В политических и экономических кругах Южной Кореи также уже сложилось понимание в стиле: «Наш «обязательный минимум» по Украине мы сделали и делаем, а больше не надо – у нас есть свои интересы в отношениях с Россией».

Как в правительстве, так и политических и деловых кругах Южной Кореи откровенно говорят: «Из-за российско-украинского конфликта у нас появился шанс и нам надо его немедленно использовать».

Конечно, можно осудить такую позицию: «Кому война, а кому мать родна!» – но у любого правительства на первом месте интересы своей страны, и сейчас они совпадают с интересами России.