Найти тему
Татьяна Аржаева

Дорогой просветления 6

6. Когда проводник может применить жесткие методы обучения?

Сначала нужно понять: по отношению к кому проводник может применить жесткие методы обучения? Себе или путникам?
Начнем про путников.
Все достаточно просто, и вы уже, возможно, предполагаете на основе предыдущих глав некоторые причины:
1. Когда необходимо очень быстро пробудить сознание путника, так как у него есть здесь серьезное задание. Здесь важно понимать, что, рождаясь в материальном мире, даже очень продвинутые души многое забывают и оказываются во власти материального мира, его законов, социума и пр. Конечно, чем серьезнее ранее достигнутый уровень, тем этот процесс адаптации к материальной части проходит легче. Но не всегда. Потому что иногда на примере той или иной души нужно показать невероятно кардинальную трансформацию. И здесь инициатором этого процесса пробуждения может выступить как проводник, так и обстоятельства.
2. Когда путник весьма серьезно нагрешил, нашкодил, провинился. Звучит, конечно, странно. Но тем не менее. То есть путник сделал нечто, что не должно было. Значит, он чего-то не понял. И эта была не мелочь, это был серьезный проступок. И, чтобы путник осознал всю серьезность содеянного, проводник может применить суровую практику. Не для того, чтоб наказать. А для того, чтобы путник осознал как можно в большей мере то, что сделал, и в дальнейшем этого не совершал, по возможности оперативно исправив! Проводник не наказывает, так как он понимает: кто он такой, чтоб решать такие вопросы?
3. Путник сам просит об этом. Да, это его добровольный выбор. Это согласие, это внутреннее разрешение (об этом еще поговорим). Но это еще не означает, что проводник сразу же согласится и побежит все организовывать. Нет. Он посмотрит, реально ли готов к такой практике путник. Потому что у него нет задачи разрушить путника. У него есть задача его укрепить. Поэтому проводник очень серьезно будет думать над такой просьбой, прежде чем принять положительное или отрицательное решение.
4. Путник готов к более сложным практикам. Но это не означает, что проводник на радостях его забросит в эти суровые практики. Он поговорит об этом со своим путником и только после его согласия будет организована такая практика.

По какой причине так важно добровольное согласие и внутреннее разрешение человека на практику? Даже на самую простую-простую? Это согласие на развитие. Согласие на духовное развитие. Принятие необходимости делать те или иные шаги для этого. Это включение осознанности. Это включение ответственности — сам согласился. И главное — это тренировка тела, эмоций, ума и разума. Подготовка их. Раз за разом они привыкают (условный рефлекс), что все хорошо, все понятно, все ясно, все безопасно, все под контролем. При такой подготовке серьезная аскеза будет иметь созидательный эффект, а не стрессовый или разрушительный. То есть, когда дело дойдет до серьезных и сложных практик, паники будет минимум. А это очень важно, ведь иногда печальный эффект возникает не потому, что практика сама по себе плоха, а потому, что паника была велика, и она привела к резким или не тем движениям. И, конечно же, помним, что для божественного важно во всем добровольное согласие человека. В том числе и когда речь идет о практиках. Все должно быть проявлением свободной воли, своего осознанного выбора.
Для проводника это может служить маркером — доверяют ему или нет. Вовремя поняв, что ему не доверяют, можно исправить ситуацию. Причем оценить доверие можно сразу в двух контекстах — с точки зрения практики и с точки зрения способности открыто сказать нет.

В каких случаях проводник может для себя применить жесткие методы обучения? Когда предыдущие уже не действуют, уже не дают такого эффекта. То есть его норма стала совершенно другой, и, чтобы получить нужные состояния, ему нужно освоить другой уровень нормы. Понимаете? Но для обычного мирского жителя, возможно, далекого от реальной йоги, норма совершенно другая. И то, что для проводника может быть практикой, для новичка может быть страданием, разрушением и пр. Поэтому очень важно понимать, выбирая те или иные практики, выбирая тех или иных проводников, а какая норма у вас, какая норма у них, и как это все соотносится, если еще соотносится.
Учитывает ли это все проводник? Или будет пытаться запихать вас в свою норму (к которой шел, например, 10–15 лет) за 1–2 встречи по 1,5 часа… Контакт с реальностью низкий. Либо в вас видят огромный потенциал, что, скорее всего, не так (законы материального мира никто не отменял даже для самого продвинутого в прошлых жизнях путника), либо переоценивают свои возможности, либо проводника это вообще не волнует, как и ваши последствия.

Равновесие. Баланс. Гармония.
Суровые аскезы развивают волю и не только (об этом еще поговорим). Но мягкие, тонкие практики тренирует чувствительность и изысканность восприятия. Сложные практики тренируют концентрацию. Простые практики развивают легкость. Нужно все. Но всему свое место и свое время. В этом заключается мудрость проводника — понять, чему, для кого и когда наступило время, что уже человек делает в миру, а что ему нужно будет делать с ним.