Выдающийся художник, кинорежиссер, чьи работы получили признание во всем мире, так и не был понят на Родине при жизни. Однако, ни гонения, ни заключение в тюрьму, ни иные жизненные испытания не помешали ему золотыми буквами вписать свое имя в историю кинематографа XX столетия.
Детство и юношество
Сергей Параджанов (арм. Саргис Овсепи Параджанян) родился 9 января 1924 года в Тифлисе в семье антиквара. Эта профессия была потомственной в роду, и его глава – Иосиф Параджанов надеялся, что его дети пойдут по стопам своих предков.
Когда грянула революция, Иосиф лишился почти всего своего богатства, но антикварный бизнес не бросил: скупка и продажа ценных вещей оставались делом всей его жизни. Однако времена были уже иные, советская власть совершенно иначе смотрела на деятельность Параджанова-старшего. В конце 20-х Иосифа арестовали впервые, после чего его аресты стали регулярными; однако он никогда не отсиживал свой срок полностью. Как позднее шутил Сергей Параджанов, его отец, как примерный советский труженик, все пятилетки выполнял в четыре года.
В 1942 году Сергей Параджанов окончил среднюю школу и получил на руки аттестат, в котором значились следующие отметки: алгебра – посредственно, геометрия – посредственно, тригонометрия – посредственно, естествознание – отлично, история – хорошо, география – посредственно, физика – посредственно, химия – хорошо, рисование – отлично. Несмотря на посредственные оценки по геометрии и тригонометрии, Параджанов выбирает техническую специальность и поступает в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. Однако уже в 1945 году он переводится в Московскую консерваторию и параллельно с учебой в 1946 году сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа, куда успешно поступает.
Работа в кино
Сергей Параджанов окончил ВГИК в 1951 году. Его дипломной работой была короткометражная лента «Андриеш» по мотивам молдавской сказки. В 1955 году молодой режиссер снял на киевской киностудии имени Довженко полнометражный вариант этой картины. Там же, в Киеве выходят документальные и научно-популярные фильмы Параджанова: «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки». В 1959 году на экраны выходит дебютный игровой фильм Параджанова «Первый парень», в 1961 году вышла киноповесть «Украинская рапсодия».
В 1962 году на киностудии имени Довженко был снят фильм «Цветок на камне» – первая картина Параджанова, подвергшаяся критике в советской власти. «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны деятелей украинского кинематографа, и его прокат был ограничен – отпечатали лишь 158 копий фильма. При этом картину посмотрели около 5 миллионов зрителей.
Международное признание
В 1964 году Сергей Параджанов завершает работу над лентой «Тени забытых предков», ставшей одним из самых ярких событий советского кино 60-х годов. Картина, снятая по мотивам повести Михаила Коцюбинского, обрела романтически-экспрессивное решение в области цвета, монтажа, построения кадра и музыки.
На Западе лента «Тени забытых предков» демонстрировалась под названием «Огненные кони». Фильм был восторженно встречен за рубежом, интерес к нему был многократно большим, нежели на Родине автора. За два года проката картина получила 28 наград, среди которых премия Британской киноакадемии за лучший иностранный фильм, приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата, кубок «Фестиваля фестивалей» в Риме и др. Картина была отмечена и в Советском Союзе: в 1966 году она была удостоена приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, однако, несмотря на это, в официальных кругах режиссер получил статус «формалиста».
В 1966 году Параджанов приступает к новой работе – по собственному сценарию он снял фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского отделения Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. После первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Тогда же Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. 12 апреля 1966 года он переехал в Ереван, где на студии «Арменфильм» ему пообещали создать все условия для работы.
В Ереване режиссер приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» («Саят-Нова»). Лишенный диалогов в обычном значении этого слова, фильм представляет собой несколько миниатюр, каждая из которых была сложена из причудливых, порой загадочных кадров-метафор. В картине, состоящей из нескольких миниатюр, был представлен духовный мир армянского поэта Саят-Новы, история его любви, его отношение к религии, светской власти, народу.
Конечно же, в Госкино работу Параджанова восприняли скептически: 4 года лента лежала на полке, а представители власти, не понимавшие новаторского видения режиссера, оправдывали это формулировкой «народу такое кино не нужно».
В 1973 году фильм все же выпустили в прокат, однако, в связи с отказом Параджанова участвовать в монтаже картины, за него это сделал режиссер Сергей Юткевич. Этот вариант картины был выпущен в количестве 143 копий.
Арест и заключение в тюрьму
«Цвет граната» продержался в прокате всего несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный – 17 декабря 1973 года во время визита к больному брюшным тифом сыну в Киев режиссер Сергей Параджанов был арестован и помещён в Лукьяновскую тюрьму. Дело против Параджанова фабриковалось в спешке, поэтому статьи, которые ему инкриминировались, на ходу менялись: это были и валютные операции, и ограбление церквей (он собирал иконы), и взяточничество. Наконец Параджанову были предъявлены сфабрикованные обвинения в «совращении мужчин» и «организации притона разврата».
После суда над Параджановым поднялась широкая общественная кампания за его освобождение. Её поддержали многие известные советские и зарубежные деятели искусств: А. Тарковский, В. Шкловский, Л. Брик, Ю. Никулин, С. Герасимов, Л. Кулиджанов, Э. Шенгелая, С. Чиаурели, М. Вартанов, Ф. Трюффо, Жан-Люк Годар, Ф. Феллини, Л. Висконти, Р. Росселлини, М. Антониони, Т. Гуэрра, Л. Буньюэль, А.Рене, Л. Маль, Б. Бертолуччи, К. Саура, Р. де Ниро, Б. Ланкастер, Дж. Келли, Дж. Апдайк, И. Стоун и другие.
Когда Сергей Параджанов находился под арестом, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини и Тонино Гуэрра передали в Союзкино 40 тысяч долларов с просьбой улучшить условия его пребывания в лагере, однако им было отказано с формулировкой: «У нас все должны сидеть в одинаковых условиях».
Когда у режиссера отобрали карандаши и запретили рисовать, он стал изображать гвоздем профили великих людей на крышках от кефира, после чего заливал их смолой. Один из таких «талеров» Параджанова попал к Т. Гуэрра и Ф. Феллини, которые сделали по его образцу серебряную медаль. Впоследствии она стала главной наградой на кинофестивале в Римини, которую в свое время получили Марчелло Мастроянни, Софи Лорен, Милош Форман и другие выдающиеся деятели киноискусства.
Освобождение. Возобновление творческой деятельности
30 декабря 1977 года Сергей Параджанов был аминистирован. Ведущую роль в освобождении режиссера сыграла Лиля Брик, убедившая писателя Луи Арагона посетить Москву и принять Орден Дружбы народов. Там же Арагон, пользовавшийся в СССР большим авторитетом, лично обратился к Леониду Ильичу Брежневу с просьбой об освобождении Параджанова.
После освобождения из тюрьмы режиссеру было запрещено жить в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване, поэтому он отправился в Тбилиси, где поселился в доме детства. Там Сергей Иосифович вернулся к написанию сценариев, однако теперь их никто не рассматривал: в 1978 году он обратился к руководству «Арменфильма» с просьбой реализации картин «Ара Прекрасный» или «Давид Сасунский», однако так и не получил ответа. Лишившись возможности снимать кино, Параджанов продолжает свои художественные поиски, создавая скульптуры, коллажи, инсталляции, аксессуары.
В 1981 году, после критики культурной политики советской власти на обсуждении спектакля Ю. Любимова, Параджанов вновь попадает в поле зрения КГБ. Вскоре после этого было открыто дело о даче им взятки при поступлении племянника Георгия в Тбилисский театральный университет. 11 февраля 1982 года Сергей Параджанов был опять арестован и помещён в Ортачальскую тюрьму. Однако повторный арест режиссера вызвал еще больший общественный резонанс, благодаря чему, пробыв в тюрьме 9 месяцев, последнем судебном заседании Параджанов получил условный срок и был освобождён в зале суда.
После повторного освобождения Сергея Параджанова его творческая жизнь стала налаживаться. Заступничество советских и зарубежных кинодеятелей перед первым секретарём ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе вновь открыло ему путь в кинематограф.
15 сентября 1983 года на студии «Грузия-фильм» состоялась защита проекта фильма «Легенда о Сурамской крепости» по мотивам повести Д. Г. Чонкадзе. Дабы не вызвать недовольства Москвы, режиссером картины был назван Додо Абашидзе, официально Параджанов значился в качестве помощника.
В основу фильма была положена грузинская легенда о том, как юноша по имени Зураб дал согласие замуровать себя в стену Сурамской крепости, чтобы она смогла выстоять против атаки врага. Съёмки состоялись в 1984 году, а в 1985 году прошли премьеры картины в Москве и Ереване.
Однако, как и ранее, прокат фильма оказался мизерным – 57 копий, которые не собрали и полумиллиона зрителей. За пределами СССР фильм имел гораздо больший успех: он был удостоен призов на фестивалях в Трое, Ситсехе, Безансоне и Сан-Пауло.
В 1987 году в Союзе кинематографистов Грузии состоялась первая выставка живописных работ Сергея Параджанова «Бал в мастерской кинорежиссера», которая имела большой успех. В 1988 году выставка прошла в Музее народных искусств Еревана. Тогда же и было принято решение о создании Музея Параджанова.
В 1987 году Параджанов приступил к работе над фильмом «Ашик-Кериб» по мотивам произведения М. Ю. Лермонтова. Эту фантасмагоричную сказку о трудном жизненном пути художника Параджанов посвятил памяти своего друга Тарковского, умершего в эмиграции.
В 1988 году Сергей Параджанов принял участие в Роттердамском кинофестивале, где ему был вручён приз за лучший инновационный фильм. В этом же году посетил Мюнхен, Венецию и Нью-Йорк, где впервые встречается с людьми, которые боролись за его свободу. К Параджанову приходит мировая слава. После этой поездки гостями его дома в Тбилиси становятся Марчелло Мастроянни, Ив Сен-Лоран и другие.
В апреле 1989 года на Стамбульском кинофестивале режиссер получил Почётный приз жюри за фильм «Ашик-Кериб».
Последние годы
7 июня 1989 года Сергей Параджанов возобновил работу на киностудии «Арменфильм». Однако первый день съемок параджановского фильма-автобиографии «Исповедь», сценарий к которому был начат ещё в 1969 году, стал для него последним – на следующий день он начал кашлять кровью.
Режиссеру диагностировали рак легких. После госпитализации и операции в Москве он возвращается в Тбилиси, а после – в Ереван.
В 1990 году, по приглашению президента Франции Франсуа Миттерана режиссёр отправился на лечение в Париж, однако состояние его стремительно ухудшалось.
27 февраля 1990 года Сергею Параджанову было присвоено звание народного артиста Украинской ССР, 19 июня — народного артиста Армянской ССР.
20 июля медицинский борт доставил режиссёра из Парижа в Ереван, где он умер в тот же день в республиканской больнице. Прощание с Параджановым прошло 25 июля в Армянском театре оперы и балета. Похоронен после многотысячного шествия в Пантеоне парка имени Комитаса.
Память
С 27 июня 1991 года в Ереване функционирует Дом-музей Сергея Параджанова по адресу: улица Дзорагюх, 15/16. В музее хранятся личные вещи и работы Параджанова, переданные им туда в последние годы жизни. Позднее на его территории также был установлен памятник режиссёру.
В сентябре 1992 года в Тбилиси на фасаде дома семьи Параджановых (ул. Коте Месхи, 7) была открыта мемориальная доска.
В 1992 году у подъезда дома в Киеве, где жил и был арестован Параджанов (пр. Победы, 1, кв. 54), была установлена мемориальная доска работы скульптора Николая Рапая.
В июне 1997 года в Киеве, на территории киностудии имени Довженко (проспект Победы, 44) в присутствии президентов Армении и Украины был открыт памятник Параджанову (автор скульптуры Б. Н. Мазур).
В 2000 году в поселке Верховина в доме, где полтора года жил и работал над фильмом «Тени забытых предков» Параджанов, был открыт дом-музей истории создания фильма.
6 ноября 2004 года в старой части Тбилиси на улице Ватные ряды был открыт памятник Параджанову, созданный скульптором Важей Микаберидзе по мотивам фотографии «В полёте» Юрия Мечитова.
В 2010 году в Голливуде был основан Институт имени Сергея Параджанова и Михаила Вартанова (Parajanov-Vartanov Institute) для распространения их наследия.
Подготовил Артур Авагимян