После новогодних каникул начались рабочие будни, а в Церкви этот период называют Святками – святыми днями. Продлятся они вплоть да крещенского сочельника (18 января), но новосибирцы всё ещё поздравляют своих друзей и знакомых с Рождеством Христовым, отсылая им праздничные открытки. Вот только открытки эти с точки зрения Православной церкви зачастую «неправильные».
Согласно Церковному Преданию, святой праведный Иосиф, с которым обручилась Дева Мария, был глубоким старцем под 80 лет, а на большинстве современных открыток, посвящённых Рождеству, его изображают этаким молодым мужчиной с чёрной бородкой. Таким же его показывают и в мультфильмах, фрагменты из которых демонстрируются во время интернетовских рассказов о празднике. Мало того, даже в праздничных вертепах, которые устанавливаются у православных храмов, нет-нет, да и появится еретическая, с точки зрения православия, изображение святого праведного Иосифа Обручника. А вертепы (символическая пещера, в которой родился Иисус Христос) будут стоять у православных храмов практически все Святки.
Святки же на Руси отмечались широко, так как закончился 40-дневный Рождественский пост, пост в среду и пятницу отменён, и можно было повеселиться от души – и колядки спеть, и в разных животных нарядиться. И вообще Святки изначально больше напоминали языческие игрища, нежели святые дни. Долгое время Церковь боролась с неистребимой в народе тяги к языческим корням, но потом решила воцерковить эти обычаи. Содержимое колядок стало христианским, а разные животные, в которых наряжались православные, стали ассоциироваться с животными, которые находились в пещере, где родился Христос. Единственно, что не приняла Церковь, это гадание, так как считала, что гадание – это добровольная связь с силами зла.
Это понимал и православный люд, поэтому люди во время гаданий снимали с себя нательный крестик. А гадали, в основном, незамужние девушки. Уж очень их будущая жизнь зависела от замужества. Самым распространённым гаданием было кидание обуви за ворота. Об этом известно из следующих строчек, часто приписываемых современниками А. Пушкину, на самом же деле, написал их Василий Жуковский: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».
Такое гадание было распространено даже в безбожном СССР, а суть его была: куда покажет носок обуви, оттуда и придёт свататься жених. Если же носок башмачка или валенка указывал на дом, в котором жила девушка, то это означало, что ей суждено выйти замуж за дальнего родственника. Именно за дальнего, так как жениться близким родственникам на Руси было запрещено. Запрет этот в православии соблюдался строго и перед венчанием священник устраивал так называемый брачный обыск, во время которого выяснял, в том числе и степень родства брачующихся.
Запрет на венчание распространяется и на Святки. Довольно часто работники церковных лавок жалуются, что молодожёны сильно удивляются, когда им отвечают, что во время Святок венчания нет. То, что в длительные посты не венчают, это все уже давно поняли, но в Святки? Некоторые приводят слова из народной песни «Вот мчится тройка почтовая»: «Ах, милый барин, скоро Святки, а ей не быть уже моей». Но дело в том, что на Святки было принято свататься, а не венчаться. Так что тем, кто собрался венчаться, нужно подождать, когда Святки закончатся.