Доброго времени суток, читающие!
Неоднократно в своих статьях я упоминала, что в творчестве, особенно во время учёбы, мне довелось попробовать много всего. Некоторые виды изобразительных техник были освоены и применены лишь однажды, к каким-то иногда тянет вернуться, несколько любимых – остались со мной насовсем, но что-то новое каждый раз изучается с большим интересом.
Сейчас расскажу вам о том, что делалось раньше «на оценку», а после немного для удовольствия. Но я бы снова хотела к этому вернуться, так как занятие это не из простых, но при этом крайне медитативное в основной фазе работы.
✨ Итак, имитация витража или художественная роспись стекла.
Стоит, конечно, сначала уточнить информацию о витраже классическом, чтобы ощутить разницу в процессе изготовления. 👉 Витраж от французского vitrage – застекление, а от латинского vitrum – стекло. Классическим можно назвать паечный витраж, он же свинцово-паечный. Появился в средние века и стал основой для других техник. Простыми словами – это цветные или расписанные краской, а часто и окисями металлов, кусочки стёкол, собранные в свинцовую оправу, которая на стыках запаивается.
📌 Если вы рискнёте найти в интернете примеры, уверена, они не оставят вас равнодушными. И чем монументальнее работы, тем более потрясут ваш внутренний мир. Запасайтесь чаем и вдохновляйтесь!
Конечно же, создать самостоятельно классический паечный витраж, как французский профессиональный витрарий (так называли мастеров витражного дела), возможно, но это очень сложно и долго. Да и, пожалуй, материально затратно. Хотя, необходимые материалы приобрести можно.
👉 Кстати, несколько веков назад, на территории России, стекло не было традиционным материалом, таким как керамика или дерево. Тем не менее оно увлекло мастеров в период национального романтизма. Называли витражи в то время «транспарантными картинами» (от французского transparent – прозрачный).
И как часто бывает, пока одни мастера осваивали процесс изготовления настоящего витража, овладевали секретами и набирались опыта, другие активно осваивали рынок, выпуская «подделки». Например: оконные стёкла расписывали недолговечными и неподходящими для этого масляными красками. Или же наклеивали на окна бумагу с рисунками.
Даже Императорский стеклянный завод в Санкт-Петербурге волей императора Николая I оказался вовлечён в процесс освоения этого ремесла. На придворном предприятии изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Именно поэтому, витражи этого завода были набором однотонных стёкол, из которых образовывался простой геометрический узор в оконном переплёте.
🖼️ Со временем мастера придумывали и осваивали всё больше разных техник изготовления витражей, благодаря чему, в современном мире мы имеем множество разновидностей технологий: пескоструйный, мозаичный, наборный, спечной (фьюзинг), расписной, травлёный, паечный, фацетный, комбинированный, кабошон, узор «Мороз», нацвет, многослойное травление, рюмочная плитка, транспарант, эрклёз, бендинг, шебеке (панджара), контурный заливной витраж.
Каждая из техник очень интересна, советую почитать и посмотреть на примеры работ.
Мы же вернёмся к имитации витража:
💠 накладной витраж – получается из наклеенных на основу элементов.
💠 плёночный витраж – на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся матовая или глянцевая полупрозрачная плёнка (английская технология).
💠 контурный заливной витраж – на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, а в образовавшихся, путём нанесения контура, замкнутых областях, вручную выполняется заливка цветных элементов (английская технология).
Во время учёбы у меня была возможность попробовать технику плёночного и контурного заливного витражей. Видя примеры, мне показалось, что витраж красками будет выглядеть более живописным. Так как с плёночным можно очень постараться, сделать его чётким, ровным и гладким, но словно менее живым.
🖌️ Все фотографии работ, представленные в статье, выполнены мной в технике контурного заливного витража. К сожалению, сделаны они были достаточно давно, не могу с точностью сказать, какие именно материалы я использовала.
Описание материалов рекламой не являются! Возможно, это были акриловые контуры по стеклу и керамики Decola, как и такие же краски, использованные для заливки. Частично могла присутствовать и Гамма.
🎨 Есть у меня одна интересная творческая задумка, которую хотелось бы реализовать. В процессе её создания я непременно буду делать фотографии и проработаю подробное описание. Таким образом, расскажу вам о создании контурного заливного витража.
Но уже в другой раз. Спасибо за прочтение, надеюсь, было познавательно!