Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Бангладеш: выбор между автократией и экстремизмом

Оглавление

Предупреждение читателям: данная статья - в основном повторение более ранней "Бангладеш между светскостью и исламизмом, между Индией и Китаем"

InVoice Media, 09.01.2024

На президентских выборах в Бангладеш победила шейх Хасина Вазед – дочь первого президента Рахмана и лидер созданной им партии «Авами лиг» (Народная лига) социал-демократического толка. Она в четвёртый раз возглавит правительство.

Шейх Хасина Вазед - "бангладешский Ататюрк"
Шейх Хасина Вазед - "бангладешский Ататюрк"

О Бангладеш в России знают немного. Кто постарше, смутно помнят о кровавой резне 1970-71 гг. и индийской военной операции, освободившей народ Восточного Пакистана (так называлась нынешняя Бангладеш) от жестокого правления Пакистана Западного, т.е. современного. Кое-что помнят о шейхе Муджибуре Рахмане, возглавившем сопротивление пакистанцам, ставшем первым главой независимого государства, и зверски убитом исламистами.

И ещё одно впечатление у советских людей от Бангладеш, связанное с телесюжетами и статьями: чудовищная нищета, огромные скопления живых скелетов в грязных тряпках, грязь и полный ужас.

Но в 2021-2022 гг. в Бангладеш были зарегистрированы темпы роста ВВП на 7,2%, и страна является одной из самых быстрорастущих экономик в мире. Теперь она – второй в мире экспортёр текстильных изделий после Китая. Этот взлёт произошёл при правлении шейха Хасины.

Хасина Вазед – жёсткий и даже авторитарный лидер. И демократия в Бангладеш далека от совершенства – там основные политические партии возглавляются детьми бывших президентов: Хасина Вазед – шейха Рахмана, а её главный враг, лидер Националистической партии Халеда Зия – дочь генерала Зиаура Рахмана. Но ущербность бангладешской демократии связана не с личность дочери Рахмана, а с невысоким общим культурным уровнем населения.

Кроме партий Хасины Вазед и Халеды Рахман в Бангладеш действуют, и очень активно, исламистские движения и группировки большей или меньшей степени радикализма: Мусульманская лига, Джамиат Улема-и-ислам, Фронт ислама, Исламский фронт. И откровенно экстремистские «Исламское движение», «Халифат Маджлис» и «Движение Халифата»).

Шейх Хасина - светский правитель в религиозной стране, железной рукой сдерживающий экстремизм. Подобно Кемалю Ататюрку, иранскому шаху Мохаммеду Реза Пехлеви или Хосни Мубараку. Все они отнюдь не были вегетарианцами. Но остаётся открытым вопрос: а можно ли иначе при наличии влиятельных и крайне агрессивных обскурантистских сил?

Оппозиция, включая крупнейшую Националистическую партию Халеды Зии, сотрудничают с крайними исламистами. Создавая единый фронт с экстремистами, она мостит им дорогу к власти. Как в Египте, где светская молодёжь, вышедшая на улицы против страшного-ужасного «диктатора Мубарака», отдала страну чёрным силам реакции в лице «Братьев-мусульман» (чтобы очень быстро взмолиться о спасении ненавистной армии).

Авторитарная шейх Хасина не идёт на компромиссы с радикалами. Она их сажает и даже казнит. Не хочет уступать им власть даже демократическим способом. Потому, что в Египте, тоже крупной мусульманской стране, после падения Мубарака «Братья-мусульмане» победили на выборах. И превратили жизнь в стране в кошмар, пресечённый только танками.

Есть и важный внешнеполитический аспект. Отец шейха Хасины и его «Авами лиг» опирались на помощь Индии. Войска которой разгромили пакистанские силы, помогли наладить в разрушенной стране хоть какую-то жизнь, и справиться с голодом. «Авами лиг» и шейх Хасина этого не забывают, и Индия при её правлении – привилегированный партнёр Бангладеш. «Авами лиг» покровительствует индуистскому меньшинству, христианам и буддистам. В 2010 г. Индия же помогает Бангладеш строить инфраструктурные объекты.

Националисты Халеды Зии и её партнёры-исламисты занимают противоположную позицию. Они опираются на Пакистан и Китай – покровителя Пакистана и стратегического противника Индии. Пропакистанские силы залили кровью Бангладеш (тогда ещё Восточный Пакистан) в 1970-71-м, убив три миллиона. Их наследники откровенно предупреждают: «можем повторить».

Бангладешское общество расколото. Там множество как сторонников светского правления и союза с Индией, так и желающих сделать страну подобием Афганистана.

Править шейх Хасине будет трудно. И потому, что ей 81 год, и из-за низкой, неубедительной явки в 40%, и из-за ненависти оппозиции и вооружённого подполья. Но она три срока правила в не лучших условиях. Разве что она была моложе…