Стрелец — не знак зодиака, а привилегированный служивый, вооружённый «огненным боем»! Такие воины служили в стрелецком войске, носили бороду и кафтаны, отличались завидной храбростью. Стать частью стрелецкого соединения было не просто и почётно. Правда продержались стрельцы на военной службе не так уж долго — всего пару веков.
Призыв в стрельцы!
Военачальники выискивали крепких ребят по деревням и княжествам. «Молодых и резвых, из самопалов стрелять гораздых». Брали «не тяглых, не пашенных, не крепостных». А потом и боярские дети стали проситься в ряды стрельцов. Без рекомендаций от деревни сюда не пропускали.
Если потенциальный стрелец был знаком с сотниками или доверенными стрельцами, то можно было предоставить рекомендацию от них. Но если воина брали в ряды стрельцов, то он нёс службу пожизненно.
Привилегированное общество
Стрелец — в большинстве своём пехотинец, реже — ездящий воин. В элитное войско стремились попасть совсем не просто так. В 1551 года, когда Иван Грозный отправил стрельцов на Казань, они зарекомендовали себя с лучшей стороны — войско получило первые льготы.
Годовое жалование в 5 рублей (в то время на 3 рубля можно было купить дом), плюс наделы и регулярные осмотры лекарей. И самое главное — на солдат стрелецкого войска не распространялись налоги.
Рост благосостояния
Стрельцов делили на три группы: окраинные — сторожа дальних застав, московские — несущие службу в Москве, стремянные — стража государя. Элитное войско было многочисленным. А жалование довольно высоким. Поэтому порой случались задержки в выплатах.
Стрельцам не возбранялось трудиться в перерывах между службой: хоть работа какая, хоть ремесло. А на поле битвы им позволялось грабить побеждённых, если старший давал добро. Если же стрельцы занимались каким-либо ремеслом, то трудились исключительно под заказ.
Красные кафтаны
Сейчас многие отождествляют стрельцов с двумя атрибутами: ружьями и красными кафтанами. Но «огненные стрельцы», вооруженные огнестрельным оружение, появились лишь в конце XV века. А цветовая гамма стрелецкой одежды разнилась от полка к полку. Если в одном месте кафтан был коричневым, то в другом — лазурным.
Да, фасон был одинаковым, вне зависимости от региона. У каждого стрельца была как повседневная форма, так и парадная. Но самое интересное, что эту форму государь не выдавал. Стрельцы шили её за личные средства.
Порядковый номер
Стрелецкое войско было обширным, и структура его была ветвистой. У каждого полка был свой командир. И по его же имени назывался этот самый полк. Чтобы обозначить воина, использовались порядковые номера. В каждом отдельном городе нумерация начиналась заново. Чем ниже цифра, тем выше звание военного. И карьерный рост здесь был стремительным. После одного военного похода одиннадцатый мог вернуться домой уже вторым.
Один в поле — не стрелец
Обращаться с оружием элиту обучали долго. Стрельцы были вооружены «по последнему слову техники». Для ближнего боя использовали бердыши, сабли и шпаги, а для дальнего — пищали и мушкеты. Чтобы выстрелить, солдату приходилось совершать не менее десятка действий. На каждую манипуляцию требовалось время. На учениях бойцы отрабатывали этот навык до автоматизма и могли в одну минуту делать сразу три выстрела.
Стрельцам требовалось научиться стрелять синхронно с товарищами. Ставка делалась на залп, а не на снайперского выцеливание. Дистанция 50-60 метров считалась оптимальной для стрельбы.
Не всё то золото!
Требования к стрельцам выдвигались довольно высокие. Храбрость должна была доходить до фанатизма. Позже, слава шла впереди стрелецкого войска. Другие могли разбежаться, сдаться или отступить, но только не стрельцы. Моральный облик элитного воина ни в коем случае нельзя было осквернять «продажной любовью» и «горячительными напитками». За это воина били батогами. Кроме того, все стрельцы как на подбор были набожными.
Дети и пенсия
Стрельцов всегда селили в специальных слободах. Там они «квартировались» и жили. Когда у члена стрелецкого войска появлялся сын, он автоматически становился стрельцом. А если воин погибал в бою, то его надел и всё нажитое имущество передавались по наследству семье и детям.
Служба была пожизненной, но если стрелец понимал, что больше не сможет выполнять основные функции, то мог отказаться от неё. Взамен он должен был предоставить замену — наследника.
Численность стрелецкого войска к началу XVII века составляла 20 000 человек, к 1632 году — 33 000, а к 1680 году — 55 000.
Стенька Разин
Отношения между стрельцами и войском Степана Разина были острыми. Людей под его командованием стрельцы разбивали напрочь. А сам Разин терпеть не мог представителей элитных войск уже за то, что они оставались преданными царю и не желали перемен.
Если к нему в плен попадали стрельцы, то первое, что старался сделать Стенька — начисто сбрить бороду. В те времена такими действиями «приравнивали» к отступничеству от православия, лишали доброго имени и обесчещивали стрельцов.
Сами с усами
Несмотря на уйму привилегий, стрельцам захотелось большего. Как позже оказалось, ратных подвигов за ними было не так много, как переворотов и бунтов. В мировой истории случалось, когда самые приближённые люди, обеспечивающие безопасность государя, сами же свергали монарха. И первый такой бунт стрельцы устроили в 1682 году. Он был успешным, и закончился царствованием Софии. А вот бунт 1698 года обернулся для стрелецкого войска массовым наказанием!
———
С вами был «Эпос Клио».